Одна из первых международных ярмарок в Италии и претендующая на лидерство в этой стране, Болонская художественная ярмарка в 2011 году празднует свое 35-летие. Здесь на площади 15 тыс. кв. м размещаются порядка двухсот галерей в трех разделах: modern art, contemporary art и «новейшие тенденции». В рамках ярмарки в Spazio Carbonesi проходит русская выставка Svoboda (именно так и называется).
«Пространство Carbonesi», как назвали находящиеся на «постоянной реставрации» залы дворца с великолепной потолочной росписью, еще в прошлом году «освоила» молодая выпускница МГУ им. Ломоносова Дарья Хан. Выставочное пространство Spazio Carbonesi было создано в болонском палаццо Замбеккари пару лет назад. С тех пор там проходят перформансы, групповые и индивидуальные арт-выставки, общая черта которых - взаимодействие художников с классическим старинным зданием.
На выставке Svoboda представлены живописные произведения, инсталляции и видеоколлажи 12 современных российских художников и архитекторов.
"Русское слово "свобода", написанное латинскими буквами, для иностранной публики - просто набор букв, некий код, который мы предполагаем расшифровать", - говорит куратор выставки Дарья Хан. Вместе с тем, куратор говорит о том, что понятие "свобода" потеряло свою наполненность в философском смысле из-за тех процессов, которые происходят в современном искусстве. Речь на выставке идет исключительно о внутренней свободе каждого художника в той ситуации, в которой он живет и работает, и не затрагивает глобальные политические аспекты, подчеркивает Дарья Хан.
Свои проекты, преимущественно пространственные инсталляции, специально для выставки в Болонье подготовили Кирилл Асс и Анна Ратафьева, Юрий Аввакумов, Максим Ксюта, Ростан Тавасиев, Юлия Застава, Аня Желудь, Роман Сакин, Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Петр Белый и Ирина Корина.
В этом году Дарья привезла в Болонью авторов, которые прямо на месте в течение почти двух месяцев создавали свои инсталляции на тему глубинного смысла свободы. В результате получилась гигантская "клетка творца" Александра Бродского, вязкая масса из пластилина в "заключении" Ирины Кориной.
"Каждому автору был выделен отдельный зал, которым он мог для реализации проекта распоряжаться по своему усмотрению, выстраивать свой диалог с окружающим пространством", - рассказала Дарья Хан. По ее словам, особенного принципа отбора авторов не было, но то, что среди них добрая половина - архитекторы, не случайно.
"В данном случае приветствуется пространственный подход к искусству, и это не совсем простая задача для многих художников", - поясняет куратор.
Так, например, Юрию Аввакумову достался самый большой зал в палаццо - бальный. "Изначально перед ним стояла очень сложная задача - помимо того, что на потолке зала старинная фреска, так еще и с прошлого года там уже стоит инсталляция Дмитрия Гутова", - отметила Дарья Хан.
Проект Аввакумова "Минное поле" представляет напольную проекцию звездного неба над Болоньей в день открытия выставки, где звезды превращаются в мины и специальным образом огораживаются, ограничивая передвижение по залу.
А по задумке Кирилла Асса и Анны Ратафьевой за все время работы выставки у каждого зала будет стоять своеобразный почетный караул, как у Мавзолея, в стилизованной под военную форме. Их задача - сохранять тишину и спокойствие и прикрикивать на расшумевшихся зрителей.
Одним из своих самых любимых проектов куратор называет придумку Романа Сакина, известного своими кинетическими объектами. Для итальянской выставки он воспроизвел пространство хрущевки с выдвигающимися из стен белыми параллелепипедами.
С одной стороны, объясняет Хан, это давление ограниченного пространства на личность художника, а с другой - исследование стереотипных представлений о красоте, которые здесь олицетворяют те самые двигающиеся блоки.
Выставка Svoboda продлится до 27 февраля.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs