Фото А.Торина.
В Москве состоялась пресс-конференция заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Александра Грушко. Мероприятие было проведено в преддверии Дня дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. В рамках брифинга шла речь об актуальных вопросах европейской безопасности, отношениях России с Евросоюзом и НАТО, а также ситуации, сложившейся в ОБСЕ.
Европа готовится воевать с Россией
В ходе своего выступления заместитель министра иностранных дел особо подчеркнул, что основной вектор деятельности стран Евросоюза (ЕС) и Североатлантического альянса (НАТО) направлен на подготовку к якобы неминуемой войне с Россией, под милитаризацию экономики выделяются гигантские средства.
«Если суммировать всю совокупность происходящего, если внимательно следить за эволюцией стратегических доктрин, политик государств ЕС и НАТО, то, наверное, можно сказать, что основная их цель заключается в подготовке общества, экономики, военной организации, инфраструктуры к столкновению с Россией. Под эти нужды выделяются гигантские ресурсы, переформатируется индустриальная база», - подчеркнул российский дипломат.
Всё более враждебные формулировки содержат и стратегические документы НАТО и ЕС. «Если ранее в них нашу страну именовали прямой и непосредственной угрозой, то теперь речь идёт о том, что мы для них угроза долговременная. То есть в Брюсселе исходят из того, что Москва останется враждебной силой вне зависимости от исхода украинского конфликта и перспектив его урегулирования», - отметил А.Грушко.
Процессы в экономике и военной сфере дополняются откровенным стремлением пресечь распространение любой точки зрения, которая не устраивает руководство ЕС и НАТО. «В Европе ещё больше глушится информационное пространство, усиливаются гонения не только на тех, кто осмеливается высказывать альтернативную точку зрения, но и на тех, кто осмеливается задавать вопросы по сути происходящего. Нам приходится всё это внимательно изучать при формировании внешнеполитической линии нашей страны», - подчеркнул А.Грушко.
По словам дипломата, Москва учитывает текущую политику Североатлантического альянса при выстраивании своего оборонного планирования. «Все в нашей стране должны быть уверены, что вне зависимости от развития ситуации в Европе в целом и близ наших границ в частности, безопасность Российской Федерации будет надежно обеспечена», - отметил заместитель министра иностранных дел России.
Энергетическая политика ЕС: зависимость от США растёт
Что же касается перспектив Европейского союза в контексте планов его руководства отказаться от российских энергоносителей в 2027 году, то в этом вопросе А.Грушко был далёк от оптимизма: «Потери от свёртывания экономических связей с Россией, по самым скромным подсчётам, составляют к настоящему времени 1,5 трлн. евро. Это гигантская цифра, исходя из которой, можно утверждать, что судьба ЕС в ближайшие годы будет печальна».
Дипломат также подчеркнул, что возврата Евросоюза к прагматичной политике по вопросу энергоносителей «ждать придется долго», и подобный поворот вряд ли произойдёт при нынешнем европейском руководстве. В качестве исключения он назвал руководство Венгрии и Словакии, которое последовательно защищает собственные национальные интересы в экономике и международных делах.
Кроме того, по словам А.Грушко, Европейский союз фактически не заинтересован ни в стабилизации ситуации на Украине, ни в нормализации отношений с Россией, поскольку этот «горячий» театр военных действий позволяет ЕС и НАТО максимально долго эксплуатировать идею «безопасности от России». Поэтому в Брюсселе делают и будут в ближайшее время делать всё, чтобы не допустить заключения мирного соглашения. Российскому руководству совершенно очевидно, что Евросоюз является стороной украинского конфликта и поэтому не может быть ни наблюдателем в случае прекращения огня, ни переговорной стороной в вопросах урегулирования этого конфликта.
«Говорить о какой-либо гарантийной роли Евросоюза, с учетом того катастрофического опыта, который был накоплен за последние годы, и подрывной роли Евросоюза с 2014 года, абсолютно не приходится. Это, я думаю, исключено, и все это понимают», - отметил А.Грушко.
В то же время возросшая до критических величин зависимость Евросоюза от поставок газа из США подталкивает Евросоюз к ускоренному переходу на «зеленую» энергетику. По последним подсчётам, в структуре газового баланса Германии доля сжиженного природного газа (СПГ) из США в настоящее время превышает 90%, тогда как в период активных поставок российского газа этот показатель составлял около 40%.
«Даже на пике нашего взаимодействия, когда мы поставляли в Евросоюз примерно до 200 млрд. кубометров в год, наша доля была всегда в районе 40%... Но эта цифра была критической для нас, поскольку до 70% экспортируемого газа приходилось на страны ЕС. Чтобы избавиться от такой односторонней зависимости, был принят на вооружение принцип диверсификации экспортных маршрутов и рынков сбыта. Итогом стало введение в эксплуатацию газопровода “Сила Сибири” и ряда других проектов, которые в настоящее время и обеспечивают устойчивость нашей энергетической системы», - заявил А.Грушко.
Балтийский регион: от политики мира к «прифронтовому» статусу
Дипломат заявил о значительно возросшей вероятности инцидентов в районе Балтийского моря. Подобное обусловлено искусственным превращением этого региона в пространство потенциального военного конфликта, прежде всего, силами стран ЕС, позиционирующих себя как «прифронтовые»: стран Прибалтики, а также Польши, Швеции и Финляндии.
"Перед нами, по сути, лабораторно чистый пример того, как агрессивная политика превращает наиболее спокойный регион мира в арену военного противостояния вместо взаимовыгодного сотрудничества», - отметил дипломат.
ОБСЕ как инструмент гибридной войны против России
В качестве одного из инструментов гибридной войны против России страны Запада используют Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). «Никаких иллюзий в отношении этой организации у нас нет. Мы хорошо помним деятельность миссии ОБСЕ в ходе украинского конфликта, которая не привела ни к каким практическим результатам. Собранные людьми, работавшими непосредственно в зоне вооружённого конфликта на Донбассе, данные о многочисленных проявлениях неонацизма на Украине, обстрелах городов, гибели гражданского населения не нашли своего отражения в итоговых документах организации… Если ситуация в ОБСЕ не изменится, то её участь будет печальна. Она окончательно станет периферийной», - отметил А.Грушко.
Существует ли раскол в НАТО?
В то же время заместитель министра иностранных дел России отметил, что активизация русофобской риторики и деятельности в рамках ЕС и НАТО, по сути, призвана закамуфлировать разногласия и противоречия в рамках Евросоюза и Североатлантического альянса. Об этом свидетельствует и недавнее заявление генерального секретаря НАТО Марка Рютте от 26 января 2026 года, сделанное им во время выступления в Европарламенте. В нём, дискутируя с депутатами комитета по иностранным делам, Рютте подчеркнул, что Европа не сможет защитить себя без полноценной поддержки со стороны США.
«Сам факт такого заявления свидетельствует, что в альянсе не всё благополучно… Правда, переоценивать эти разногласия тоже не стоит. Расколов в НАТО было довольно много. Вспомним хотя бы греко-турецкие отношения: на протяжении десятилетий они близки к состоянию войны. Все последние годы в воздушном пространстве над Эгейским морем фиксировалось примерно 1,5 тыс. инцидентов. Это реальность… В 2003 году, когда готовилось вторжение США в Ирак, Франция сказала “нет” и была поддержана Германией, консенсус в НАТО достичь было невозможно. Что сделали США? Они просто отодвинули НАТО в сторону, создали, образно говоря, “коалицию желающих” и совершили то, что считали нужным… Когда решался вопрос о вмешательстве в ливийские дела, а это уже ближе к нынешнему периоду (в 2011 году. – Прим. ред.), Германия не стала голосовать за соответствующую резолюцию в Совете Безопасности ООН, осуждающую режим Муаммара Каддафи и дающую старт военной операции против него. За это Берлин подвергся остракизму. В общем, там было много таких линий напряжения. Приведёт ли их нарастание к каким-либо серьёзным последствиям для НАТО в целом, мы пока не знаем», - заметил А.Грушко.
Страны, вступающие в ЕС, лишаются свободы выбора
Активно поддерживая Украину на поле боя, Евросоюз вовсе не стремится включить её в свой состав, резонно предполагая, что такой шаг только усилит существующие в Европе противоречия. В частности, канцлер Германии Фридрих Мерц исключил возможность присоединения Украины к ЕС в 2027-м. По его словам, это невозможно, поскольку страна совершенно не соответствует Копенгагенским критериям. А это – обязательное требование ко всем странам, желающим стать частью «объединенной Европы».
Комментируя позицию канцлера ФРГ, А.Грушко отметил, что нынешняя Украина ни в чем не соответствует Копенгагенским критериям, выполнение которых является обязательным для вступления в Европейский союз (ЕС), более того, упоминание этих критериев применительно к ней является верхом цинизма.
«Достаточно сказать, что эти критерии предполагают уважение прав национальных меньшинств, чего на современной Украине не существует вообще… Вообще Киев в настоящий момент не субъект международных отношений, а объект, который ЕС может инкорпорировать. Отношение нынешних правящих европейских элит к Украине сугубо потребительское. Судите сами: Брюссель настаивает на том, чтобы численность украинской армии по завершении нынешнего конфликта составляла 800 тыс. человек. Это гигантская цифра, которая означает, что это будет армия ЕС, которую европейцы будут оплачивать с одной задачей - сдерживания России», - отметил дипломат.
«Решение о возможном вступлении Украины в ЕС, если оно будет принято, будет не только геополитическим, но и крайне лицемерным на фоне того, как Евросоюз выкручивает руки другим кандидатам. Приведу пример: Турция стремится в ЕС с 1970-х годов, но ее не пускают туда балканские страны, которые “назвались груздем” и залезли в этот “кузов”. Одна из них, как известно, под давлением Евросоюза даже изменила государственное название (Северная Македония – Прим. ред.), и теперь от нее требуют еще и изменить конституцию и все время выставляют дополнительные требования, причем публично», - пояснил дипломат.
«Приведу пример с Сербией: председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен укоряет Белград в недостаточно активном присоединении к заявлениям ЕС, требуя довести этот показатель до 64% в обмен на открытие некоей новой главы во взаимоотношениях Брюсселя и Белграда. То есть Белград принуждают присоединяться к заявлениям, в формулировании и согласовании которых она не участвовала. Это насилие. К тому же от Белграда требуют еще две вещи - признать независимость Косово и присоединиться ко всем антироссийским санкциям. Что мы видим? Свобода выбора применительно к членству в ЕС мнимая. Это, по сути, билет в один конец. Любой, кто противится, подвергается жесточайшему давлению, а те, кто соглашаются, лишаются права на проведение суверенной внешней политики», - резюмировал А.Грушко.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:53 02.02.2026 • 























