ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Трамп, оскорблённая Европа и миролюбие по-брюссельски

12:55 12.12.2025 • Валерия Беляева, журналист

На днях европейские политические лидеры узнали из уст своего главного заокеанского союзника, что они «слабаки» и «не знают, что делать», а сама Европа являет собой «разлагающуюся» группу стран, которые-де находятся на грани краха. Все эти сентенции вылились на головы ошарашенных европейцев из интервью президента США Дональда Трампа, которое тот эксклюзивно дал в Белом доме журналистке издания POLITICO Даше Бернс 8 декабря для специального выпуска её подкаста «The Conversation». Лидерам Евросоюза досталось от него и за неспособность контролировать миграцию (кстати, весьма больной вопрос для самого Трампа), и за нежелание найти общий язык с европейскими ультраправыми, и за недостаточность усилий в том, чтобы положить конец российско-украинской войне. «Я получаю доклады, которые вы никогда не увидите. То, что происходит с Европой, - ужасно. Я считаю, что это ставит под угрозу ту Европу, которую мы знаем. Европа могла бы быть совершенно другой», — уверял Трамп.

Особенно он нажимал на ситуацию с миграционным кризисом, считая его «центральным экзистенциальным вопросом». Мол, такие города, как Лондон и Париж, трещат под бременем миграции с Ближнего Востока и из Африки. По мнению Трампа, без изменения пограничной политики некоторые европейские государства «перестанут быть жизнеспособными». И между делом весьма прозрачно заявил о своей готовности вмешиваться во внутриевропейские дела и поддерживать ему симпатичных кандидатов на выборах, особенно из числа правых партий, мигрантов, как известно, не жалующих. «Я бы поддерживал людей, которые многим европейцам не нравятся. Я поддерживал Виктора Орбана», — сказал Трамп. Президент считает, что в ЕС ограничивается свобода слова. А в том, что касается Украины, он заявил, что не верит в роль европейских лидеров в попытках положить конец войне: «Они говорят, но не действуют, а война все продолжается и продолжается».

Выпады хозяина Белого дома, порой по стилю и тону откровенно прямолинейные и жесткие, вызвали очередную волну возмущения в Евросоюзе, а политические наблюдатели тут же иронично заговорили о звонкой трамповской «оплеухе номер два» своим союзникам. Оплеухой номер один, напомним, стала чуть ранее опубликованная новая Стратегии национальной безопасности США, которая провозгласила крутой и неприятный для европейских стран разворот Вашингтона во внешней политике, по сути, означающий его отход от многолетних традиций трансатлантизма. Если прежние стратегии нацбезопасности США рассматривали НАТО и Евросоюз как главные ориентиры в военном, экономическом, дипломатическом и ценностном плане, то теперь это больше не так. Впервые с окончания Второй мировой войны приоритеты Вашингтона кардинально меняются. Белый дом даёт понять, что отныне его интересует партнёрство с другими регионами. В частности, подчеркивается важность стабильных отношений с Россией и сдерживания Китая. НАТО больше не приоритет для США, а Европа рассматривается сквозь призму критики. Более того, в документе прямо указано, что Европа теперь сама должна нести ключевую ответственность за свою безопасность. Есть тому и теоретическое обоснование: «Если нынешние тенденции сохранятся, континент станет неузнаваемым через 20 лет или даже раньше. Поэтому далеко не очевидно, смогут ли некоторые европейские страны обладать достаточно сильной экономикой и вооруженными силами, чтобы оставаться надежными союзниками».

Интервью Трампа Бернс стало логическим развитием провозглашённой стратегии, дополнительной расстановкой точек на «i». По оценке всё того же POLITICO, публикация стратегии - это оглашение «крайне провокационного манифеста, который противопоставляет администрацию Трампа основному европейскому политическому истэблишменту и содержит клятву «культивировать сопротивление» европейскому статус-кво в вопросах иммиграции и других политически нестабильных вопросах». Издание считает, что нынешняя атака американского лидера - это «самое яростное на сегодняшний день осуждение президентом» западных демократий и «грозит решительным разрывом» с такими странами, как Франция и Германия, у которых и без того крайне напряженные отношения с администрацией США. Краски здесь, разумеется, несколько сгущены, и о «решительном разрыве» говорить пока не приходится. Хотя ещё ни один американский президент не позволял себе так откровенно унижать европейских лидеров, они бить горшки с Трампом всё же не спешат.

В руководстве ЕС, правда, отреагировали оперативно и ожидаемо болезненно. Председатель Европейского совета Антониу Кошта, которого известие о новой стратегии застало в Париже, первым раскритиковал Вашингтон и призвал Белый дом уважать суверенитет и право Европы на самоуправление. «Союзники не угрожают вмешательством в демократическую жизнь или внутриполитический выбор других союзников», — подчеркнул Кошта. «Они их уважают». Прежде всего, подразумевается позитивное отношение в американской стратегии к подъёму в Европе популистских и ультраправых партий. В документе отмечается, что рост влияния так называемых «патриотических европейских партий» даёт «повод для большого оптимизма». Но Кошта отверг подобный подход. «Соединённые Штаты не могут подменять европейских граждан в решении, какие партии правильные, а какие — нет», — сказал он.

В свою очередь, глава дипломатии ЕС Кая Каллас, несколько сглаживая ситуацию, с надеждой напомнила, что для Европы США всё же остаются самым важным союзником, что по-прежнему отвечает и американским интересам: «Думаю, мы не всегда совпадаем во взглядах по отдельным темам, но общие принципы по-прежнему остаются».

На критику в адрес Европы быстро отреагировали и в ФРГ. Канцлер Фридрих Мерц прокомментировал стратегию Трампа во время поездки в немецкую землю Рейнланд-Пфальц, где размещена большая часть из примерно 35000 американских военнослужащих в Германии. Стремясь выглядеть сдержанным, он заявил, что его не удивил общий тон документа. «Часть этого понятна, часть объяснима. Часть этого неприемлема для нас с точки зрения Европы», — заявил Мерц журналистам и твердо добавил: «Я не вижу необходимости в том, чтобы американцы сейчас пытались спасти демократию в Европе. Если бы её нужно было спасать, мы бы справились сами». Но при этом Мерц также напомнил, что США «являются и остаются нашим самым важным союзником в НАТО». Однако акцентировал тот аспект, что Альянс сосредоточен на решении политических вопросов и вопросов безопасности. «Думаю, - сказал канцлер, - к этому контексту не относятся такие темы, как свобода слова или принципы устройства нашего свободного общества, по крайней мере, Германии. Мы также не считаем, что кто-то должен давать нам советы по этим вопросам». Канцлер заявил, что укрепился в своём мнении, что ЕС должен стать гораздо более независимым от Вашингтона в вопросах безопасности и обороны. Так что, вызов принят?

На фоне всех этих событий среди европейских лидеров укрепляется понимание, что возврата к старой парадигме союзнических отношений с США уже не будет, возможно, даже и после ухода Трампа с президентского поста. Как признал, в частности, председатель Евросовета Кошта, «нам нужно сосредоточиться на построении Европы, которая должна понимать, что отношения между союзниками и альянсами, образовавшимися после Второй мировой войны, изменились».

Политологи в этой связи поднимают вопрос о необходимости внесения изменений в прежнюю европейскую стратегию безопасности, отмечая, что Европа должна признать, что имеет дело с уже совсем другой Америкой. И это не просто прихоти Дональда Трампа, а институционализация иного подхода к миру. Эпоха «гарантий безопасности» США для стран Евросоюза закончилась. Теперь ЕС, мол, следует учитывать стратегические последствия новой ситуации, в том числе в поиске ответа на вопрос: станет ли мир теперь безопаснее? При этом, что примечательно, 5-я статья договора НАТО уже как-то не слишком фигурирует в рассуждениях.

Западная пресса отмечает, что высказывания президента США о Европе прозвучали в особенно напряжённый момент переговоров о прекращении войны на Украине, когда среди европейских лидеров выросла обеспокоенность тем, что Трамп в случае провала своего нового мирного плана может бросить Киев и его союзников «на произвол российской агрессии». Тем более что сам Трамп не дал никаких заверений европейцам на этот счёт, лишь заявив, что Россия находится в более выгодном положении, чем Украина. Тот факт, что в вашингтонской стратегии отдельно прописано намерение США как можно скорее завершить украинский конфликт, чтобы стабилизировать европейские экономики и восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией, видимо, в Старом Свете не внушает уверенности. Жупел «российской угрозы» здесь продолжают раздувать с невероятным упорством, по-прежнему ссылаясь на предупреждения натовских разведывательных служб о «вероятности нападения со стороны России» уже в 2028-29 году. При этом неоднократные заявления президента России Владимира Путина о том, что это «полнейшая чушь», никого, увы, не отрезвляют. Антироссийский психоз велик.

СМИ напоминают, что отсутствие госсекретаря США Марко Рубио на недавней встрече министров иностранных дел стран НАТО — событие, которое случалось лишь несколько раз за всю историю Альянса, — вызвало серьезную обеспокоенность среди европейских представителей. Ситуация обострилась после того, как его заместитель Кристофер Ландау раскритиковал страны ЕС за то, что они отдают приоритет развитию собственной оборонной промышленности вместо того, чтобы продолжать закупать продукцию у США. Такого рода трения, судя по динамике событий, могут усиливаться. И в этом контексте новый импульс получают идеи о скорейшем укреплении европейской обороны собственными силами, без оглядки на американцев. В частности, ставшие уже привычными встречи и контакты в рамках организованной Францией, Великобританией и ФРГ т.н. «коалиции желающих», поддерживающих Киев, уже рассматриваются как основа возможной европейской модели обеспечения безопасности. Политики ЕС также изучают возможность углубления координации в рамках возглавляемых Великобританией Объединенных экспедиционных сил или путём продвижения идеи укрепления «европейского столпа» в рамках НАТО — той, которая давно поддерживается Парижем и теперь набирает обороты в Берлине. СМИ уже сообщали, что Берлин ведет переговоры с Парижем о том, как может быть использован французский ядерный потенциал для общей безопасности ЕС.

Эксперты в то же время предостерегают, что активная линия Брюсселя на строительство собственного оборонного комплекса, нацеленного на потенциальный конфликт с Россией, повлечет за собой не только гигантские расходы, но и серьёзные отступления в отношении социальных программ, рост недовольства населения, что, в свою очередь, чревато даже падением некоторых европейских правительств. Ещё одним препятствием является институциональный характер самой НАТО, поскольку организация не может быть местом, где союзники могут помимо США планировать какое-либо своё будущее. «Это противоречило бы самой цели НАТО», — сказал один высокопоставленный дипломат Альянса.

Комиссар ЕС по вопросам обороны Андриус ​​Кубилиус, бывший премьер-министр Литвы, видит одно из правовых оснований для развития европейской обороны в статье 42.7 Общей оборонной оговорки ЕС, которая появилась после войны в Косово в конце 1990-х годов, когда тогдашние лидеры Франции и Великобритании Жак Ширак и Тони Блэр совместно настаивали на том, чтобы Европа взяла оборону в свои руки. Кубилюс заявил, что хочет использовать предстоящий год для уточнения положений этого пункта, чтобы определить, какие действия страны ЕС должны предпринимать для защиты друг друга.

По некоторым оценкам, европейские страны сегодня обеспечивают до 60 процентов военных возможностей НАТО в различных областях. Но США наряду с ядерным арсеналом продолжают доминировать в таких сферах, как разведка, тяжелые воздушные перевозки и высокоточное оружие. Европейцы намерены сократить своё отставание. Например, активно взявшись за развитие своих военно-космических сил, нарастить свои спутниковые разведывательные группировки и космические системы защищённой связи для оперативного управления войсками. Об этом, в частности, шла речь на заседании Европейского космического агентства в конце ноября в Бремене. Ожидается, что уже в 2027 году Франция и Великобритания смогут полностью обеспечивать всех европейских союзников данными космической разведки независимо от США.

А в начале декабря в ФРГ поставлена на боевое дежурство передовая система противоракетной обороны Arrow-3 израильского производства. Система считается одной из лучших в мире для защиты от баллистических ракет большой дальности. Она способна перехватывать ракеты на высоте до 100 километров и имеет дальность до 2400 километров. Немцы с особой гордостью подчёркивают, что ФРГ стала первой после Израиля страной, интегрировавшей в свою систему обороны подобный комплекс.

Вся эта милитаристская вакханалия выглядит не только грустно и тревожно, но и порой курьёзно. Страсти разгораются временами нешуточные даже в США. Например, Энтони Гарднер, бывший посол США в ЕС, возмущённый Трампом, заявил, что Стратегия национальной безопасности — это не что иное, как «предательство 80 лет двухпартийной политики США». А конгрессмен-республиканец Томас Масси, наоборот, внес на рассмотрение Палаты представителей законопроект, предусматривающий выход Соединенных Штатов из НАТО. Мол, нынешний формат Альянса является реликтом эпохи «холодной войны», поскольку блок создавался как инструмент сдерживания СССР, которого не существует уже три десятилетия. А участие Вашингтона в деятельности НАТО за эти годы обошлось американским налогоплательщикам в астрономические суммы — «триллионы долларов». Законопроект предполагает полный запрет на расходование бюджетных средств США в пользу структур Альянса. Может, примут?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати