Современный мир претерпевает значительные изменения за счёт процессов цифровизации, которые охватывают практически каждую отрасль жизнедеятельности человека. Всё больше внимания уделяется вопросам развития искусственного интеллекта, а представить человека 21 века без комплекта гаджетов практически невозможно. Но чтобы обеспечить устойчивость процесса цифровизации, людям необходимы, так называемые, критически важные минералы - редкоземельные металлы и сырье, которое используется для создания всего, начиная от аккумуляторов и заканчивая электромобилями, смартфонами и сложнейшей электроникой, используемой как на Земле, так и в космосе. Значительные запасы таких минералов (не менее 30 процентов от общемировых) на сегодняшний день сосредоточены на африканском континенте, в индустриализации которого они занимают центральную роль.
Именно поэтому тема критически важных минералов стала одной из ключевых в рамках повестки ЮАР во время её председательства в «Группе двадцати» (G20). В частности, на саммите лидеров стран - членов «двадцатки», который прошёл в Йоханнесбруге 22-23 ноября 2025 г. одно из обсуждений было посвящено вопросам создания международных механизмов по добыче, обогащению и продаже критических важных минералов, добываемых, прежде всего, в африканских странах. Как отметил су-шерпа ЮАР в G20 Холиса Мабхонго, «задача ЮАР как председателя объединения в 2025 году состояла в том, чтобы государства Глобального Юга, где ведётся наибольшая добыча этих минералов, получали более значительную отдачу от их разработки и последующей продажи».
Ставрос Николау на полях саммита G20, Йоханнесбург, ЮАР, 2025
Фото: Международная жизнь
Доктор Ставрос Николау, сопредседатель рабочей группы промышленной трансформации и инноваций G20, комментируя проведение саммита G20 в ЮАР для журнала «Международная жизнь», подчеркнул, что подобные мероприятия на африканском континенте, а также продвигаемая Преторией повестка «открывают ряд серьезных возможностей для иностранного, в том числе российского, бизнеса для развития сотрудничества с южноафриканскими компаниями, особенно с точки зрения кооперации в сферах здравоохранения, цифровизации и искусственного интеллекта». «Критически важные полезные ископаемые имеют особую ценность для индустриализации в любой точке мира. Как африканцы, мы хотим изменить представление о том, что вместо экспорта всего нашего сырья и последующего импорта его в виде готовой продукции мы предпочли бы иметь компаньонов, технологически развитых партнеров, которые будут сотрудничать с нами и совместно инвестировать в нас в Африке. Мы бы хотели производить больше готовой продукции здесь на нашем континенте, что принесёт больше выгоды как нам, так и нашим партнёрам», - заявил южноафриканский бизнесмен.
Нгози Оконджо-Ивеала на полях саммита G20, Йоханнесбург, ЮАР, 2025
Фото: Международная жизнь
Такой же позиции придерживаются мировые эксперты. Так, исполнительный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Нгози Оконджо-Ивеала на полях саммита G20 поделилась мнением о том, что африканцам необходимо предпринимать больше усилий для изменения ситуации в пользу стран Африки. Она заявила, что африканские лидеры должны «полностью взять на себя ответственность за минеральные богатства континента, развивая внутренние рынки и сохраняя цепочки создания стоимости внутри Африки, обеспечивая тем самым прямой вклад минералов в промышленное развитие, прежде всего, в быстрорастущих секторах, таких как искусственный интеллект». «То, как мы позиционируем себя, как единую Африку, зависит от нас и наших политиков. Если мы продолжим экспортировать 60 процентов наших сырьевых минералов, то ничего не изменится», - подчеркнула она на полях саммита G20 в Йоханнесбурге.
Выступая перед нацией после завершения председательства Южной Африки в «Группе двадцати», президент ЮАР С.Рамафоза так же отметил, что «лидеры G20 согласились, что критически важные минералы, необходимые всему миру, должны нести пользу тем странам и сообществам, где эти минералы были обнаружены и добываются». «Такие страны, как Южная Африка, должны иметь возможность перерабатывать и обогащать минералы, которые добывают, прежде чем продавать их другим странам», - заявил политик.
Несмотря на принятие общей декларации, в которой лидеры «двадцатки» поддержали необходимость «расширения геологоразведки критически важных полезных ископаемых, особенно в развивающихся странах; содействия диверсификации источников полезных ископаемых, маршрутов, рынков, мест переработки и производственно-сбытовых цепочек; повышения уровня локализации добавленной стоимости и переработки в развивающихся государствах, богатых полезными ископаемыми», страны Африки остаются преимущественно сырьевым придатком для развитых стран, прежде всего США и ЕС, которые через взаимодействие с континентом стремятся снизить свою зависимость в сфере критических минералов от КНР и обеспечить свое место в будущем, где именно такие ресурсы будут определять технологических лидеров. Такая ситуация открывает для африканских стран хорошие возможности, поскольку эти ресурсы могут стать для государств континента драйвером экономического роста и технологического развития. В то же время такие богатства являются проклятьем континента, поскольку крупные мировые игроки навряд ли заинтересованы в ускоренном развитии африканских государств и усилении их конкурентоспособности, а потому любое взаимодействие скорее всего будет представлять форму скрытого механизма для получения тех же ресурсов с минимальной переработкой и минимальной наценкой. Переломить такой порядок вещей африканцам будет непросто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

16:20 05.12.2025 •
























