В ходе визита Д. Трампа в Великобританию в повестке стояло немало важнейших проблем современности. Президент Трамп — единственный американский президент, удостоившийся двух государственных визитов в Великобританию, подчеркнул, что связь между Соединёнными Штатами и Соединённым Королевством не имеет аналогов в мире, и мы всегда будем друзьями[1].
Заключение соглашения о процветании технологий
Во время визита президент Трамп США и премьер-министр правительства Великобритании Кир Стармер подписали 18 сентября 2025 года Соглашение о процветании технологий (Technology Prosperity Deal, TPD)[2] — знаковое соглашение в области науки и технологий, которое выводит особые отношения между США и Великобританией на принципиально новый уровень в эпоху технологий.
- Соглашение обязывает страны совместно работать над передовыми технологиями будущего: искусственным интеллектом, квантовыми вычислениями и ядерной энергетикой.
- TPD — это флагманская исследовательская программа «Искусственный интеллект в науке», реализуемая совместно Министерством энергетики США, Министерством здравоохранения США, Национальным научным фондом США и их британскими коллегами в области передовых биотехнологических исследований и прецизионной медицины.
- Кроме того, Комиссия по ядерному регулированию США, Управление по ядерному регулированию Великобритании и Агентство по охране окружающей среды Великобритании договорились об упрощении и ускорении процесса лицензирования: проверка проекта реактора должна проводиться в течение двух лет, а лицензирование площадки — в течение одного года.
- Чтобы обеспечить безопасность цепочек поставок, Соединённое Королевство выполнит обязательства США по достижению полной независимости от российского ядерного топлива к концу 2028 года.
- Благодаря новым коммерческим проектам в США и Великобритании на общую сумму 350 миллиардов долларов TPD будет способствовать экономическому росту, научным исследованиям и энергетической безопасности в обеих странах.
- Правительство Великобритании обязалось в течение следующих пяти лет закупить у американских технологических и оборонных компаний продукцию на сумму более 80 миллиардов долларов, включая сделки с Microsoft и Palantir.
- Британская компания GSK объявила об инвестициях в размере 30 миллиардов долларов в исследования, разработки и инфраструктуру в области искусственного интеллекта в Америке.
- BP планирует инвестировать более 5 миллиардов долларов в добычу энергоресурсов, преимущественно в Мексиканском заливе.
- TPD создаст тысячи новых рабочих мест, сделает энергию более доступной и поможет двум странам оставаться лидерами в области науки и технологий.
Углубление отношений в сфере обороны
В преддверии визита президента Трампа Великобритания заключила с Google Cloud контракт на сумму 540 миллионов долларов для поддержки Министерства обороны Великобритании и стимулирования инноваций[3].
- Подразделение оборонных инноваций США (DIU) и Организация оборонных инноваций Великобритании (UKDI) подписали совместную декларацию о намерениях развивать стратегическое партнёрство нового поколения в области оборонных инноваций, которое позволит повысить эффективность за счёт создания прототипов важнейших перспективных и прорывных технологий коммерческого сектора.
- Соединённые Штаты и Соединённое Королевство будут проводить совместные исследования и разработки, чтобы укрепить наши оборонные промышленные базы и сохранить конкурентное преимущество в области новейших технологий.
Рассмотрим ряд аспектов Меморандума более подробно[4].
Обеспечение квантового преимущества
Участники, являясь ведущими мировыми державами в области квантовых технологий, объединяют усилия, чтобы стать первыми, кто получит настоящее квантовое преимущество[5]. Вместе участники намерены создать мощные квантовые машины, которые преобразуют оборону, финансы и здравоохранение, защищают граждан участников и создают высококвалифицированные рабочие места. Например, квантовые технологии могут позволить моделировать сложные молекулы для ускорения разработки лекарств или оптимизации логистики и цепочек поставок в масштабах, значительно превосходящих возможности сегодняшнего дня.
Объединяя потенциал национальных лабораторий участников, гениальность их учёных и гибкость ведущих компаний, участники намерены внедрять непревзойдённые инновации и обеспечивать безопасность, процветание и лидерство своих стран.
Основные направления сотрудничества включают:
- создание американо-британской целевой группы по бенчмаркингу для ускорения прорывов в бенчмаркинге оборудования, программного обеспечения и алгоритмов квантовых вычислений;
- запуск трансатлантического конкурса квантового кода с целью мобилизации исследователей для открытия и внедрения прорывных квантовых алгоритмов, соответствующих реальным вариантам использования;
- использование ИИ и высокопроизводительных вычислений для ускорения разработки квантовых алгоритмов и повышения готовности систем посредством скоординированного исследовательского сотрудничества;
- продвижение надежных, совместимых стандартов для квантовых технологий посредством дополнительных многосторонних и двусторонних мероприятий по предварительной стандартизации в области квантовых вычислений, датчиков и сетей;
- ускорение внедрения квантовых датчиков от лабораторных исследований до их интеграции путем проведения совместных исследований на ранних стадиях по решению приоритетных общественных проблем и тестирования технологий в центрах передового опыта и национальных лабораториях;
- создание Программы обмена квантовыми технологиями между США и Великобританией для стимулирования внедрения в обороне, здравоохранении, финансах и энергетике — посредством взаимного участия отраслей, согласования вклада в торговую и технологическую политику, а также целевых демонстраций для конечных пользователей;
- развитие сотрудничества между США и Великобританией через центры передового опыта в целях испытания и внедрения сенсорных технологий, раскрывающих новые научные достижения в реальных условиях.
Основы передовых инноваций
Участники намерены сотрудничать, чтобы обеспечить создание основ для передовых инноваций. От обмена опытом в области безопасности исследований до совместной работы над надежными телекоммуникациями, критически важной национальной инфраструктурой и кибербезопасностью, сотрудничество участников направлено на поддержку устойчивой разработки передовых технологий, приносящих реальную пользу гражданам стран-участниц.
Безопасность исследований
Признавая важность общих целей обеспечения безопасности исследований в рамках критически важных и новых технологических исследований и разработок, участники намерены углублять сотрудничество для защиты своих технологий и своих сотрудников. Участники признают зрелые подходы друг друга к обеспечению безопасности исследований и поддерживают продолжение совместной деятельности по обмену эффективными практиками и информацией о системах выявления и снижения угроз, включая:
- поддержку наращивания потенциала университетов, исследовательских организаций и промышленности; укрепление сотрудничества в области анализа угроз, в том числе в ключевых технологических областях;
- поощрение союзников и партнёров к принятию аналогичных строгих практик для содействия созданию надёжной экосистемы инноваций.
Обеспечение безопасности 6G
Расширяя партнерство в области телекоммуникационных инноваций и обеспечения устойчивости цепочек поставок, участники намерены проводить совместные исследования и разработки в области технологий, связанных с 6G, таких как программное обеспечение для сетей 6G с поддержкой искусственного интеллекта. Эта работа будет поддержана совместными усилиями органов по стандартизации и в тесном партнерстве с отраслью для формирования глобальных стандартов телекоммуникаций с учетом общих приоритетов участников.
Позиционирование, навигация и синхронизация
Подтверждая общую зависимость от определенной критической инфраструктуры, участники намерены усилить сотрудничество в инициативах по повышению устойчивости синхронизации.
Обеспечение инвестиций
Осознавая общую потребность в ускорении внедрения передовых критически важных технологий, участники намерены сотрудничать в деле обеспечения и масштабирования частного капитала для разработки этих технологий в целях обеспечения экономической жизнеспособности и национальных интересов. Эксплуатация и прекращение
Участники рассматривают настоящий Меморандум о взаимопонимании как продолжение Соглашения об экономическом процветании между Соединенными Штатами Америки и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Меморандум о взаимопонимании вступает в силу по мере достижения существенного прогресса в оформлении и реализации Соглашения об экономическом процветании между Соединенными Штатами Америки и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Участники могут вносить изменения в настоящий Меморандум о взаимопонимании путем принятия совместного письменного решения. Любой из Участников может прекратить действие настоящего Меморандума о взаимопонимании, направив другому Участнику письменное уведомление о прекращении действия. Ожидается, что прекращение действия начнется с даты, взаимно определенной Участниками, или, если Участники не могут совместно определить дату, по истечении 180 дней с даты получения уведомления о прекращении действия.
Настоящий Меморандум о взаимопонимании не создает и не призван создавать какие-либо юридические обязательства. Ничто в настоящем Меморандуме о взаимопонимании не имеет целью изменение или влияние на какие-либо существующие соглашения между Участниками. Сотрудничество в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании осуществляется в рамках действующего национального законодательства и международных обязательств. Ничто в настоящем Меморандуме о взаимопонимании не обязывает участников к расходованию средств .
Сроки
Участники намерены создать Рабочую группу на уровне министров в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Меморандума о взаимопонимании. Рабочая группа призвана служить стратегическим форумом для руководства двусторонним сотрудничеством, установления приоритетов и контроля за реализацией совместных инициатив. Кроме того, в течение двенадцати месяцев с даты вступления в силу настоящего Меморандума о взаимопонимании, а затем ежегодно, участники намерены проводить официальные обсуждения для оценки прогресса в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании и определения масштабов и направления следующего этапа совместных программ с учетом возникающих возможностей, изменений в политике и общих стратегических интересов.
Попытка критического анализа документа
Документ весьма и весьма серьёзный. В нем содержится стратегия достижения технологического превосходства над своими главными конкурентами и потенциальными противниками – Китаем и Россией.
Проведем оценку по нескольким ключевым критериям: содержание, форма, стратегические цели, потенциальные последствия и риски.
Этот документ, несмотря на свой необязывающий характер (Меморандум о взаимопонимании, MoU), является крайне значимым и стратегическим заявлением о намерениях двух ключевых западных держав. Его можно рассматривать как дорожную карту технологического альянса, направленного на переформатирование глобального технологического ландшафта.
- Сильные стороны содержания:
- Всеобъемлющий охват: документ затрагивает наиболее перспективные и трансформирующие технологии XXI века: ИИ[6], квантовые вычисления, ядерную энергетику (как деление, так и синтез) и сети 6G. Это не поверхностное соглашение, а глубокая программа интеграции научно-технических потенциалов двух стран.
- Конкретность: в отличие от многих дипломатических документов, наполненных общими фразами, этот MoU содержит весьма конкретные планы действий: создание целевых групп (по квантовому бенчмаркингу), запуск конкретных инициатив (трансатлантический конкурс квантового кода), установление четких временных рамок (создание рабочей группы за 6 месяцев, отказ от российского ядерного топлива к 2028 году).
- Системный подход: документ не только про исследования, но и про всю экосистему: финансирование, регулирование, стандартизацию, подготовку кадров, безопасность исследований и экспорт. Это попытка создать замкнутый цикл от идеи до глобального рыночного доминирования.
Слабые стороны:
- Ключевой слабостью MoU является пункт о том, что он "не обязывает участников к расходованию средств". Вся амбициозная программа зависит от политической воли и неясных бюджетных ассигнований в будущем.
- Реализм сроков: ряд заявленных целей, особенно в области ядерной энергетики (лицензирование реакторов за 2 года, площадок за 1 год), выглядят чрезвычайно амбициозно, учитывая сложность регулирующих процессов в обеих странах.
- Оценка формы и юридического статуса
- Меморандум о взаимопонимании (MoU): это не юридически обязывающий договор, а заявление о намерениях. Это дает сторонам гибкость, но также снижает его надежность. Реальная сила документа будет определяться последующими конкретными соглашениями и выделенными ресурсами.
- Увязка с другими соглашениями: важный момент – документ вступает в силу только после "существенного прогресса" в оформлении Соглашения об экономическом процветании. Это делает его заложником более широких и сложных торгово-экономических переговоров.
- Оценка стратегических целей и скрытой повестки
Главная цель – обеспечение технологического превосходства над Китаем и Россией. Это прослеживается практически в каждой строке документа.
- Прямые указания: в разделе о ядерной энергетике прямо говорится о необходимости "побеждать стратегических конкурентов в борьбе за доминирование на рынке" и достичь независимости от российского ядерного топлива.
- Косвенные указания: лексика документа – "стратегическое лидерство", "безопасность цепочек поставок", "обеспечение инвестиций" (в противовес китайским), "формирование глобальных стандартов" – четко указывает на желание отсечь конкурентов от доступа к технологиям и установить правила игры, выгодные Западу.
- Создание "Клуба избранных": документ де-факто создает закрытый технологический клуб двух англосаксонских держав с общими ценностями (как это заявлено), куда доступ другим странам, особенно геополитическим оппонентам, будет крайне ограничен. Это протекционизм высшего технологического уровня.
- Критика и потенциальные риски
- Технологическая биполяризация мира: документ является шагом к расколу мирового технологического пространства на два противоборствующих блока: американо-британский (возможно, с расширением на другие страны "Five Eyes" и ЕС) и китайско-российский. Это угрожает фрагментацией интернета, появлением несовместимых стандартов и замедлением глобального прогресса из-за дублирования усилий и ограничения кооперации.
- Риски для участников:
- Для Великобритании: после Brexit UK стремится доказать свою значимость как глобального игрока. Меморандум укрепляет ее "особые отношения" с США, но одновременно повышает ее зависимость от Вашингтона в критически важных технологиях, потенциально ограничивая суверенитет в принятии решений.
- Для США: меморандум позволяет мобилизовать интеллектуальные ресурсы Великобритании и ее сильные научные школы (например, в Оксфорде, Кембридже). Однако возникает риск распыления усилий на координацию и утечки ноу-хау.
- Этические вызовы и риски: документ практически не уделяет внимания этическим аспектам развития ИИ, квантовых технологий (например, взлом шифрования) или ядерной безопасности. Гонка за превосходством может отодвинуть на второй план вопросы регулирования и контроля над этими рискованными технологиями.
Вывод
Подписанный Меморандум о взаимопонимании – это не технический документ, а своего рода геополитический манифест. Он знаменует собой переход от эпохи глобализации и свободного обмена технологиями к эре технологического национализма и жесткой конкуренции между блоками.
Таким образом, документ является амбициозным шагом, который, если он будет реализован, может определить технологическое лидерство на десятилетия вперед. При этом Меморандум несет значительные риски для глобальной стабильности, углубляя раскол между мировыми державами и разжигая новую, на этот раз технологическую, "холодную войну".
В данном контексте нельзя не видеть, что Меморандум нацелен и на обсуждения на Генеральной ассамблее ООН резолюции «Условия и модальности учреждения и функционирования Независимой международной научной группы по ИИ и Глобального диалога по управлению ИИ» и подходов к ней России[7].
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://www.whitehouse.gov/fact-sheets/2025/09/fact-sheet-the-u-s-uk-special-relationship/
[2] https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/09/memorandum-of-understanding-between-the-government-of-the-united-states-of-america-and-the-government-of-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-regarding-the-technology-prosperity-de/
[3] https://rusweb.su/2025/09/12/google-zakluchaet-kontrakt-s-moderatorom-na-3400-millionov-dollarov-dlia-predostavleniia-bezopasnyh-oblachnyh-servisov-v-velikobritanii/
[4] https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/09/memorandum-of-understanding-between-the-government-of-the-united-states-of-america-and-the-government-of-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-regarding-the-technology-prosperity-de/
[5] См. Смирнов А.И., Кохтюлина И.Н. Гонка технологий «квантового интеллекта» и новые угрозы международной безопасности. Журнал «Международная жизнь» https://interaffairs.ru/news/show/52151
[6] Роль ИИ в недавних событиях в Непале, а также назначение министром чат-бота ИИ в Албании резко усиливают важность и роль технологий ИИ а государственном управлении
[7] https://russiaun.ru/ru/news/226082025
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs