ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Чем пришлось расплатиться за домик у моря – перестановки в правительстве К. Стармера

12:50 08.09.2025 • Елена Ананьева, обозреватель журнала «Международная жизнь», руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН

5 сентября Н. Фарадж, лидер партии «Реформировать Соединенное Королевство» (Reform UK), на ежегодном съезде объявил о подготовке партии к работе в качестве правящей[1]. Фарадж намеренно перенес свое выступление на несколько часов раньше, сразу как стало известно о  скандальной отставке заместителя премьер-министра Анжелы Райнер. Ей пришлось оставить пост из-за нарушения Кодекса этики для министров – сообщив недостоверные сведения, она не доплатила 40 000 ф. ст. гербового сбора  за покупку второго жилья -- квартиры на берегу моря стоимостью 800 000 ф. ст.[2] По иронии судьбы А. Райнер по совместительству занимала должность министра выравнивания [уровня развития регионов -- ЕА], жилищного хозяйства, общин и местного самоуправления, а ранее преуспела в критике консерваторов за коррупцию и неблаговидное поведение.

Правительство лишилось одного из самых влиятельных представителей левого крыла в то время, когда оно пытается восстановить связь со своей традиционной электоральной базой среди рабочего класса и отстает от Reform UK в опросах общественного мнения. Она резко критиковала лидера лейбористов Дж. Корбина в том числе за отсутствие «дисциплины» в вопросах борьбы с обвинениями в антисемитизме (в связи с этими обвинениями К. Стармер и вытеснил своего предшественника из партии). Как член группы «Лейбористские друзья Палестины и Ближнего Востока» (Labour Friends of Palestine and the Middle East) осуждала нарушения Израилем прав палестинцев. Райнер поддерживает права трансгендеров, заявляя, что они не противоречат правам женщин.

Политическому падению А. Райнер способствовало расследование правой газеты The Telegraph. Характерно для политических и государственных деятелей Британии, уличенных в нарушениях, отметать обвинения. Премьер-министр в этом поддерживал своего зама, сильно подмочив свою репутацию. Сначала Рейнер пыталась переложить вину на адвокатов, но The Telegraph опубликовала заявления последних о том, что их сделали «козлами отпущения». Завершив свое расследование, сэр Лори Магнус, независимый советник по конфликту интересов, сказал: «Весьма прискорбно [...], что госпожа Рейнер не заплатила надлежащую ставку SDLT [государственного земельного налога] при покупке, особенно учитывая ее статус и обязанности в качестве министра по жилищным вопросам, общин и местного самоуправления, а также в качестве заместителя премьер-министра. Она … не прислушалась к содержащемуся в письменной консультации предостережению … обратиться за консультацией к [налоговому] эксперту”. 

Премьер-министр решил провести не рутинную рокировку, а масштабные перестановки в правительстве. Он назначил на новые должности дюжину своих лучших сотрудников, включая тех, кто возглавляет наиболее значимые правительственные ведомства.

На должность заместителя премьер-министра назначен Д. Лэмми, по совместительству он стал министром юстиции. Ему на смену назначена Иветт Купер, которую Стармер освободил от должности министра внутренних дел. Увольнение Иветт Купер с этой должности говорит о жесткости, которую лидер партии когда-то проявил в оппозиции. Политику правительства в лице И. Купер в отношении нелегальной иммиграции на малых судах нельзя назвать сколь-нибудь успешной. За 14 месяцев с прихода лейбористов к власти, количество людей, пересекающих Ла-Манш, возросло, а не уменьшилось. Очевиден незначительный прогресс в достижении заявленной цели - прекратить размещать в гостиницах лиц, ищущих убежища. Продление программы стало этим летом фокусом недовольства британцев. Министром внутренних дел назначена Шабана Махмуд (занимала должность министра юстиции) с ожидаемым более жестким подходом к проблеме. 

Иветт Купер давно пребывает на политической арене Британии, занимала должность министра труда и пенсий в правительстве Г. Брауна, а затем теневого министра иностранных дел. С назначением И. Купер и Ш. Махмуд три высших государственных поста (помимо поста премьер-министра) — министра внутренних дел, министра иностранных дел и канцлера казначейства (Р. Ривс сохранила пост министра финансов) — занимают женщины.

За провал реформы социального обеспечения министр труда и пенсий Лиз Кендалл, разработавшая ее, и сэр Алан Кэмпбелл, который лоббировал его в качестве главного партийного организатора (Chief whip), перемещены на новые должности: Кендалл на пост министра науки, инноваций и технологии, А А. Кэмпбелл – лидера палаты общин. Масштабные кадровые перестановки Стармера свидетельствуют о том, что он опасается, что всплеск популярности партии Фараджа - это не неожиданность, а реальная угроза переизбранию.

Райнер также пришлось уйти с поста заместителя лидера Лейбористской партии. Таким образом, предстоят выборы ее преемника. Именно такого сценария К. Стармер старался избежать, поскольку сам скандал и жесткая борьба претендентов на этот пост омрачат предстоящую конференцию Лейбористской партии и будут равносильны осуждению его премьерства. 

Фарадж вынуждает обе партии сдвигаться вправо, чтобы не отдавать электорат «реформистам». Правительство лейбористов, после демонстраций против размещения мигрантов в гостиницах, намерено ужесточить иммиграционное законодательство, ограничив право зарегистрированных беженцев подавать прошения на воссоединение семьи. В этом году в Великобританию неофициально прибыло несколько более 29 000 человек на небольших судах, что на 38% больше, чем за аналогичный период 2024 года[3]. Правительство К. Стармера отказалось следовать курсом консерваторов, готовых выйти из Европейской конвенции по правам человека, но Фараджа эта политическая мера не смущает.

Его партия обещает Н. Фарадж, «сделает Британию снова великой» (по аналогии с MAGA Д. Трампа), и в течение двух недель прекратит нелегальную иммиграцию на малых судах через Ла-Манш (простите, Английский канал), вернет полицейскую практику личного досмотра подозрительных лиц (stop-and-search), свернет политику декарбонизации и обеспечит свободу слова (в Британии действует жесткий закон о пресечении экстремистских высказываний, которые трактуются довольно широко). Фарадж также пообещал положить конец тому, что он назвал «исходом» богатых из Великобритании.

В начале сентября Фарадж нанес визит в Вашингтон, где призывал американских политиков убедить Великобританию положить конец тому, что он назвал «подавлением свободы слова в северокорейском стиле», прежде чем посетить своего друга Д. Трампа в Овальном кабинете. Стармер осудил Фараджа за то, что он в Вашингтоне критиковал Британию, назвав его поведение «непатриотичным».

Фарадж полагает, что отставка Райнер вызовет раскол в Лейбористской партии, который и приведет к досрочным выборам, на которых «реформисты» одержат победу. Фарадж справедливо отметил, что обе ведущие партии «стачиваются» (are in meltdown), и его партия может одержать победу.

Лидер «реформистов» рассчитывает на перенос выборов с 2029 г. на 2027 г., поскольку К. Стармеру придется назначить досрочное голосование ввиду провала своей политики -- финансовые рынки могут отвернуться от Лейбористской партии и её расточительного правительства, вынудив премьер-министра назначить досрочные выборы.

Собственно, уход в отставку Лиз Трасс произошел именно по причине негативной реакции финансовых воротил на ее экономическую политику. Консерваторы, пытаясь остановить падение рейтинга партии, меняли премьер-министров. Процедура была относительно простой: уходящий премьер-министр слагает с себя полномочия лидера партии, парламентская фракция избирает его преемника, который становится главой правительства. Это не особенно помогло, как показали парламентские выборы прошлого года.

Смещение лидера Лейбористской партии и его замена сложнее в том смысле, что лидеру можно бросить вызов на конференции (съезде) партии, которая проходит раз в год, если найдутся соперники, которые бросят лидеру перчатку.

Фарадж прав, что обе ведущие партии теряют политический вес: опросы свидетельствуют о катастрофе и для лейбористов, и для консерваторов. Так, на 1 сентября, еще до отставки А. Райнер, партия «Реформировать Соединенное Королевство» пользовалась популярностью у 28% респондентов, лейбористы – 20%, консерваторы – 17%, либерал-демократы – 15%[4]. Воодушевлен Н. Фарадж и перебежчиками из Консервативной партии: из последних обретений -- активная сторонница Б. Джонсона, занимавшая пост министра культуры в его правительстве Надин Доррис.

Однако к опросам о политических предпочтениях следует относиться с изрядной долей скепсиса: ведь опросы также показывают, что 58% респондентов относятся к партии «реформистов» негативно, лишь 24% британцев полагают, что правительство Н. Фараджа сможет достойно управлять страной[5], хотя британцы считают, что «реформисты» определяют политическую повестку дня. Несмотря на их способность лидировать в опросах о намерениях голосовать, где указаны все партии, лидерство Reform UK исчезает при бинарном выборе против лейбористов. Если бы британцам пришлось выбирать между этими двумя вариантами в результате следующих выборов, 43% заявили, что они предпочли бы второй срок лейбористов под руководством К. Стармера, что больше, чем 37%, которые хотят, чтобы Фарадж въехал на Даунинг-стрит 10 во главе правительства Великобритании. Впрочем, позиции лейбористов может подтачивать в будущем и новая партия, сформированная Дж. Корбином - расколоть лейбористов и ускорить распад правительства.

Соответственно, напрашивается вывод о том, что ситуативно респонденты просто показывают действующей власти «фигу в кармане». В целом же на настоящий момент британцев не устраивает ни одна политическая сила.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Reform's Farage vows to start preparing for government to make UK 'great again' | Reuters. https://www.reuters.com/world/uk/reforms-farage-vows-start-preparing-government-make-uk-great-again-2025-09-05/

[2] Первое жилье – дом в своем избирательном округе, А. Райнер перевела в траст на имя несовершеннолетнего сына-инвалида. Однако именно она является его законным представителем, а потому не имела права считать «домик у моря» своим единственным жильем, подлежащим льготному налогообложению.

[3] Britain suspends refugees' family reunion applications to toughen rules | Reuters. 01.09.2025. https://www.reuters.com/world/uk/britain-suspends-refugees-family-reunion-applications-toughen-rules-2025-09-01/

[4] Voting intention. https://yougov.co.uk/topics/politics/trackers/voting-intention

[5] How do Britons see Reform UK, ahead of their 2025 conference? | YouGov. 04.09.2025. https://yougov.co.uk/politics/articles/52896-how-do-britons-see-reform-uk-ahead-of-their-2025-conference

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати