Уважаемы дамы и господа,
Мы только что завершили работу в рамках заседаний Совета министров иностранных дел СНГ. Вчера оно началось с неформального общения, где затрагивались в свободном режиме актуальные вопросы международной и региональной повестки дня.
Сегодня состоялись два заседания: одно в узком составе с участием только министров и их заместителей, а затем – в расширенном составе, в ходе которого были представлены некоторые инициативы и состоялось подписание документов, чему вы были свидетелями.
Хочу выделить особый вклад в организацию этих заседаний наших казахстанских друзей. Они обеспечили все условия, необходимые для эффективной работы.
Поздравляем наших таджикистанских товарищей с успешным стартом их председательства в СНГ. Разделяем обозначенные Душанбе приоритеты на 2025 год, нацеленные на наращивание взаимодействия во всех сферах, обеспечение преемственности в нашей деятельности. Среди них традиционное внешнеполитическое, торгово-экономическое, культурно-гуманитарное направления и вопросы, которым Таджикистан хочет уделить особое внимание – экология, климат и расширение контактов с внешними партнерами. Будем оказывать Таджикистану всяческое содействие в выполнении функций председателя.
Рассмотрели итоги взаимодействия между министерствами иностранных дел, нашу координацию на международных площадках в соответствии с Планом консультаций на 2024 г. Констатировали с удовлетворением, что план полностью выполнен.
Это были полезные встречи. Они дали возможность лучше узнать нюансы позиций друг друга и согласовать наши шаги в ООН, ОБСЕ и на других многосторонних площадках.
Хочу подчеркнуть, что все придавали особое значение мероприятиям, посвященным празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая будем рады видеть наших друзей из государств Содружества на мероприятиях в Москве, посвященных этой важнейшей для наших братских народов и для всего человечества памятной дате. Президентом России В.В.Путиным были приглашены все руководители стран СНГ для участия в Параде и других мероприятиях в Москве. Рассчитываем, что они будут вместе с нами на Красной площади.
Сегодня в связи с юбилеем Великой Победы мы приняли решение о введении нового звания в СНГ – Город Трудовой Славы 1941-1945 гг. Это решение принято. Такие звания будут присваиваться. Сейчас окончательно согласовывается список конкретных городов. В ближайшее время мы его предадим гласности.
Обсудили актуальные международные и региональные дела. Я поделился нынешним положением дел вокруг украинского кризиса. Показал нашу последовательную линию на урегулирование, которое должно быть надежным, прочным, устойчивым. Это можно сделать исключительно на основе устранения первопричин этого конфликта, о которых хорошо всем известно. Они накапливались не один год. По сути дела, они стали формироваться с активизацией линии НАТО на поглощение пространства на востоке, вплоть до наших границ, поощрение откровенного нацистского киевского режима, пришедшего к власти в результате антиконституционного кровавого госпереворота, законодательно истребляющего (среди прочих своих задач) все, что имеет отношение к России и Русскому миру: русский язык, культуру, русскоязычные СМИ, каноническое православие в лице канонической Украинской православной церкви и многое другое.
Посвятил коллег в некоторые детали наших контактов с американцами на разных уровнях, в том числе по вопросам содействия со стороны Вашингтона в урегулировании украинского кризиса. Президент США Д.Трамп каждый раз подчеркивает свою заинтересованность в этом. Мы видим, что в отличие от Европы (включаю сюда и Британию, полностью игнорирующую первопричины нынешней ситуации) в Соединенных Штатах есть желание вникнуть в суть проблемы.
Президент США Д.Трамп не раз публично говорил, что втягивание Украины в НАТО было ошибкой, которая сыграла решающую роль в нынешних событиях, вопреки многолетним предупреждениям со стороны Москвы. Американцы понимают и то, что возвращение (как по-прежнему требует В.А.Зеленский) к границам 1991 года невозможно. Хотя бы потому, что на этих территориях живут люди, которых В.А.Зеленский считает «существами». Он об этом говорил не раз еще до начала специальной военной операции. Он советовал людям, если они ощущают себя частью русской культуры, проваливать в Россию. Это его слова, произнесенные до специальной военной операции. Сейчас в одном из интервью В.А.Зеленский сказал, что им движет прежде всего ненависть к русским. На вопрос «к В.В.Путину лично?» он сказал, мол, нет, ко всем русским, он их всех ненавидит. Разве такому человеку, даже гипотетически, кто-то может подумать отдать этих людей? Ни за что и никогда. Такое понимание тоже есть у администрации Д.Трампа. Они не раз публично говорили, что В.А.Зеленскому придется смириться с территориальным вопросом.
По итогам сегодняшнего заседания принят пакет решений в культурно-гуманитарной, правоохранительной сферах, а также в области безопасности. Одобрены проекты ряда международных договоров и, в частности, Проект программы сотрудничества государств СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026-2030 гг. Выделили также документы об основных направлениях объединенной системы контроля радиационной, химической, биологической обстановки, о принципах совместных систем связи Вооруженных Сил стран Содружества и о создании Форума волонтеров по инициативе Президента Казахстана К-Ж.К.Токаева. Теперь это будет постоянной площадкой в рамках СНГ. Мы это активно поддержали. Данное движение развивается уже не один год. Мы за то, чтобы оно в рамках Содружества стало интернациональным.
Мы опубликуем ряд документов в качестве решений министров иностранных дел. Остальные – это проекты документов, которые будут подписаны главами правительств на их заседаниях (они состоятся в июне и в сентябре) и на саммите, назначенном на 10 октября в Душанбе, на уровне глав государств.
Вопрос: Как вы видите роль СНГ в многополярном мире?
С.В.Лавров: Мы излагаем свою позицию достаточно подробно. Президент России В.В.Путин выдвинул инициативу формирования архитектуры евразийской безопасности, которая охватывала бы весь Евразийский континент, все страны, расположенные на нем, и все существующие здесь организации.
СНГ – одна из них. Она установила свои рабочие связи на уровне Секретариатов с ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, АСЕАН, ССАГПЗ. На южноазиатском направлении тоже есть интеграционная группа. Идея заключается в том, чтобы эти ростки интеграционных процессов (в известной степени в ряде случаев уже оформившиеся) налаживали взаимодействие между собой, искали совпадающие интересы, объединяли усилия, избегали дублирования, лишней траты ресурсов.
СНГ как структура, занимающаяся и экономикой, и вопросами безопасности, может и будет обязательно активным партнером в усилиях по формированию материальных связей. Это то, что Президент В.В.Путин называет формированием Большого Евразийского партнерства. Эта материальная основа поможет создать архитектуру евразийской безопасности. СНГ тоже будет участвовать в этом процессе, учитывая серьезные измерения в ее программе работы, связанные с безопасностью.
То, что Евразийский континент будет источником и, может быть, лидером ряда процессов укрепления многополярности, в этом сомнений нет.
Вопрос: На днях глава евродипломатии К.Каллас признала, что антироссийские санкции наносят большой вред экономикам стран Центральной Азии. При этом она попросила страны Центральной Азии потерпеть и войти в положение Евросоюза. У Вас после этой пресс-конференции будет встреча с главами МИД Центральной Азии. Что бы Вы им посоветовали ответить К.Каллас на просьбу потерпеть?
С.В.Лавров: Я бы посоветовал перетерпеть К.Каллас на этом посту. Это будет гораздо легче, чем терпеть в ущерб собственному народу. Я не понимаю этих политиков. Но самое смешное, что К.Каллас не сказала о том, что, прежде всего, и эстонскому, и другим народам, входящим в Евросоюз, приходится терпеть потери для них гораздо более существенные, чем последствия их санкционной политики, которую ощущают в странах Центральной Азии и другие наши соседи на пространстве СНГ.
Еще одна дама – А.Бербок, сейчас завершающая свою работу в качестве Министра иностранных дел ФРГ, прославилась многими вещами, включая свою полную неграмотность. Но главное – это отсутствие какой-то ответственности перед избирателями. Когда, как и У.фон дер Ляйен, А.Бербок вместе с Канцлером ФРГ О.Шольцем сказали про немцев, что, мол, да, мы существенно ухудшаем уровень жизни нашего населения, но ради «победы» над Россией наш электорат должен вынести эти тяготы. У.фон дер Ляйен говорила примерно похожее уже в преломлении ко всему Евросоюзу.
То, что они думают не о своих избирателях, а о том, как надо заставить другие страны терпеть, чтобы только наказать Россию, ясно показывает, как низко пал, деградировал Евросоюз как идея, которая когда-то стала реализовываться в интересах социально-экономического процветания граждан соответствующих стран.
Вопрос: В условиях нынешних торговых войн могут ли такие структуры, как СНГ или Россия-Центральная Азия придумать новые меры, чтобы минимизировать экономический ущерб? Говорили ли Вы сегодня об этом?
С.В.Лавров: Безусловно, касались этой группы вопросов. Хотя в практическом предметном плане они рассматриваются и решаются по линии профильных ведомств: министерств финансов, центральных банков, заместителей и глав правительств.
Придумывать особо ничего не приходится. Уже три года Запад пытается интернационализировать свои санкции и покрыть ими всех, кто каким-то образом взаимодействует с Российской Федерацией. Прежде всего, наших соседей, в том числе центрально-азиатских.
Со странами СНГ товарооборот у нас обслуживается на 85% в национальных валютах. Этот процесс развивается. С Китаем больше, с Индией чуть меньше, но эти значения растут.
Во-вторых, несмотря на санкции, помимо национальных валют есть возможность формировать независимые от внешнего воздействия платежные платформы. В том числе один из вариантов – это Система передач финансовых сообщений Центрального Банка России. Она удобна, ни от каких «свифтов» не зависит. Есть ряд других инициатив, которые, в частности, рассматриваются в том числе и в рамках БРИКС.
Бразилия предложила (сейчас такая работа идет) подумать о формировании альтернативных платежных платформ. Уверен, что страны, даже не входящие в объединение, будут иметь доступ к таким механизмам, когда они будут сформированы.
Несмотря на санкции, торговля в рамках СНГ в прошлом году выросла на почти 4,5%. На такой же процент выросло промышленное производство. В целом, если сравнить с темпами, которые демонстрирует европейская экономика, это серьезные позитивные результаты.
Будем по-прежнему руководствоваться своими национальными интересами. Наши партнеры заявили, в том числе вчера во время двусторонних переговоров с Заместителем Премьер-министра – Министром иностранных дел Республики Казахстан М.А.Нуртлеу, что тоже хотят руководствоваться национальными интересами. Понятно, что ряд частных предприятий, банков опасаются вторичных санкций, потому что это нанесет ущерб их интересам. Точно так же понятно, что выгоды, которые страны Центральной Азии получают от торговли, от совместных проектов с Россией, от инвестиционной деятельности нашей страны на их территории, несомненно, больше, выше, значимее для их национальных интересов, чем в основном обещания, которые в обмен на требования «окружить Россию санкциями», им дают западные страны.
Вопрос: В четверг утром на фоне начала переговоров в Стамбуле Россия и США обменялись заключёнными. Какая сторона была инициатором этого обмена? Насколько такой шаг важен для нормализации отношений?
С.В.Лавров: Идея родилась одновременно с обеих сторон.
Уверен, что любой гуманитарный жест, даже когда идет речь о том, что два человека воссоединятся со своими семьями, это всегда позитивно. Вся политика в целом должна быть нацелена на то, чтобы делать что-то полезное, улучшающее жизнь конкретных людей.
Это уже второй такой обмен за последние несколько недель. Мне кажется, это помогает укреплять доверие, которое столь необходимо. Но окончательно восстанавливать его придется еще долго. Оно было подорвано, разрушено администрацией Дж.Байдена. Да и сейчас в самих Соединенных Штатах как среди демократов, так и среди республиканцев есть немало людей, которые (несмотря ни на какие разногласия) не хотят, чтобы возобладала нацеленность Президента США Д.Трампа и его команды на нормализацию отношений и на возобновление диалога по любым вопросам.
Так что будем твердо исходить из наших национальных интересов. Наши контакты с командой Д.Трампа, в частности, встреча в Эр-Рияде с Госсекретарем США М.Рубио и Советником по национальной безопасности США К.Уолтцем, показали, что существует принципиальное понимание необходимости диалога при сохранении каждой стороной приверженности своим национальным интересам. Такой подход возможен.
Например, когда Китайская Народная Республика и Соединенные Штаты сейчас пребывают в таком остром периоде противостояния с тарифами. Но не только. Сохраняются проблемы, связанные со статусом Тайваня, который Запад формально признает частью единого Китая, но при этом «грозит пальцем» и говорит, что не надо менять «статус-кво». А «статус-кво» это что? Это не единый Китай. Это, по сути дела, государство, даже не «квази». Они его рассматривают как государственность Тайваня. Между Китаем и США существуют проблемы в Южно-Китайском море.
Не зря же Вашингтон и натовцы обозначили Китай как самый крупный системный вызов вслед за устранением российской угрозы. Несмотря на все это, несмотря на обмен репликами, «любезностями» между Пекином и Вашингтоном, у них никогда не прерывался диалог. Совершенно непонятно, почему администрация Дж.Байдена вдруг решила вести себя так, как она себя повела.
Считаю, не надо обольщаться. Но вполне реалистично и необходимо нацеливаться на нормализацию на основе взаимного признания и уважения национальных интересов каждой страны.
Вопрос: Есть ли предметные договоренности по возобновлению авиасообщения между Россией и США? Повлечет ли восстановление авиасообщения снятие санкций с «Аэрофлота»?
С.В.Лавров: Оно не повлечёт. Оно должно стать следствием вывода ПАО «Аэрофлот» из-под санкций. Такое предложение мы сделали ещё до упомянутой встречи в Эр-Рияде больше месяца назад. Американцы его восприняли, пока никакого ответного шага мы не видели.
Вчера закончилась встреча в Стамбуле, где наши эксперты напомнили об этом предложении. Но, честно говоря, ещё не имел возможности с ними связаться. Может быть, там и были какие-то подвижки, но пока о них неизвестно.
Будем над этим работать. Потому что это возвращение к нормальности.
Вопрос: ЕС сообщил, что инвестирует более 10 млрд евро в развитие Транскаспийского транспортного коридора, который связывает Европу и Турцию с Кавказом, Центральной Азией и Китаем в обход России. Транскаспий — прямой конкурент коридоров «Север – Юг» и «Запад-Восток», которые развивает Россия. Какие риски Россия обозначает для себя в связи с активизацией работы над этим транспортным проектом?
С.В.Лавров: Обсуждали это вчера, в том числе с моим казахстанским коллегой. Сегодня этот вопрос затрагивали на встрече министров иностранных дел стран-членов СНГ. Через несколько минут поговорим об этом уже с пятью министрами иностранных дел стран Центральной Азии.
Что касается этого Транскаспийского Международного транспортного маршрута. Во-первых, 10 млрд евро от тех, кого Евросоюз хочет вовлечь в его реализацию в обход России и российской территории, пока никто не видел.
Во-вторых, он затратнее. Если вдруг Евросоюз будет вкладываться, то этот проект гораздо более затратный, чем Международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад». Мы не видим ничего страшного в том, чтобы, как говорится в китайских пословицах, «расцветали все цветы» и все проекты, способствующие разблокированию транспортных связей и созданию максимально комфортных, удобных логистических возможностей. Чтобы все они рассматривались, и никто не чинил препятствия какому-либо из них.
МТК «Север-Юг» гораздо более продвинутый проект, эффективный как с точки зрения меньших затрат на его полноценное функционирование, так и его использования. Он будет гораздо более эффективно доставлять грузы с Севера на Юг. Помимо Международного транспортного коридора «Север-Юг», в его контексте и параллельно с ним прорабатываются маршруты, доходящие от севера России до Индийского океана, до Персидского залива, до портов Ирана, Индии. Такие развязки сейчас обсуждаются в практическом плане.
Какие-то отрезки Транскаспийского международного транспортного маршрута уже задействуются тем же Казахстаном. Повторю, мы не имеем ничего против при понимании, что никто не будет строить «козни» в отношении уже запущенных трансконтинентальных проектов в северо-южном и восточно-западном направлениях.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs