Германия вступила в новый важный политический этап. Во вторник, 25 марта, президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в своей берлинской резиденции Бельвю официально объявил об отставке федерального канцлера Олафа Шольца (СДПГ) и его правительства и торжественно вручил им свидетельства о прекращении полномочий. С этого момента и сам канцлер, и его министры обзавелись приставкой и.о. и будут исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета.
В тот же день на своё первое организационное заседание собрались 630 депутатов бундестага нового, 21-го созыва. Каких-либо особых неожиданностей оно не принесло: как и хотелось победителям февральских досрочных выборов, консерваторам альянса ХДС/ХСС, председателем парламента была избрана 52-летняя христианская демократка Юлия Клёкнер (Julia Klöckner), личность довольно яркая и известная в стране. Когда-то в молодости Клёкнер носила гордый титул красавицы-королевы вина Германии, а затем, сделав впечатляющую политическую карьеру, была министром продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Ангелы Меркель. В последнее время возглавляла ХДС в своей родной федеральной земле Рейнланд-Пфальц. Голосование за Клёкнер прошло вполне уверенно, хотя возросшая вдвое фракция главных оппозиционеров из «Альтернативы для Германии» (АдГ) уже успела до того, в самом начале заседания, шумно заявить о себе, требуя изменить привычный парламентский регламент. Но поддержки ультраправые не нашли.
Впрочем, закрепление поста главы парламента, второго по значимости в государственной иерархии после президента, за представительницей ХДС - не самая первая и значимая поствыборная победа консерваторов. Главное политическое действо свершилась несколькими днями ранее, когда ХДС/ХСС во главе с Фридрихом Мерцем удалось протолкнуть сначала в уходящем бундестаге прежнего созыва, а следом в бундесрате - палате представительства федеральных земель – изменения в Конституцию ФРГ, позволяющие будущему правительству страны свободно брать кредиты и тратить на свои программы гигантские финансовые средства. Главное - брать, не оглядываясь при этом на так называемый «долговой тормоз». Это положение Конституции прежде не позволяло германскому кабмину слишком вольно тратить деньги и жить не по средствам, жёстко ограничивая возможности государственных заимствований долей не более 0,35% ВВП страны. Отныне же «долговой тормоз» нейтрализован.
Стоит напомнить, что именно законом о «долговом тормозе» Мерц, еще недавно находившийся в оппозиции, охотно манипулировал и интриговал против прежнего «светофорного» правительства Шольца, обвиняя его в незаконных внебюджетных тратах, чем спровоцировал в 2023 году серьёзный политический кризис. Тогда лидер ХДС изображал из себя ревностного поборника «тормозных» рамок, строчил иски в Конституционный суд ФРГ и гневно клеймил с трибуны бундестага шольцевских министров-транжир. Теперь же Мерц легко переступил через свои принципы и предвыборные обещания, понимая, что будущему правительству страны, ответственность за которое принимают консерваторы, без крепкой финансовой подпорки не обойтись. Германия уже третий год не может выбраться из рецессии, опутана множеством кризисных проблем, и чтобы справиться со всем этим одного федерального бюджета будет маловато. Именно поэтому, как главный претендент на канцлерство, лидер ХДС инициировал вопрос о создании специального внебюджетного пакета госзаймов суммой аж в 900 миллиардов евро из расчёта на ближайшие 12 лет. Предполагается, что этот пакет пойдет на финансирование двух масштабных задач: будущего гигантского фонда в 500 млрд на реконструкцию и развитие обветшавшей инфраструктуры Германии и госзаймов в 400 млрд на перевооружение бундесвера и другие цели национальной обороны. Масштабы планируемого госдолга прежде невиданные для Германии, ибо существенно превышают все ранее известные годовые федеральные бюджеты. Для сравнения: весь бюджет Германии в 2024 году составлял 467 миллиардов евро.
Такой подход Мерца многие экономисты оценивают как слишком рискованный и даже авантюрный, но политик упирает на чрезвычайность стоящих перед ФРГ вызовов и плачевное состояние нынешней армии на фоне обострившейся международной ситуации в Европе из-за конфликта на Украине. В конечном итоге Мерц сумел убедить в своей правоте как социал-демократов, приглашённых им для формирования будущей правящей коалиции, так и «зелёных», которые, оказавшись после выборов на скамье оппозиции, вовсе не желали подыгрывать ХДС/ХСС и поначалу категорически воспротивились планам по обходу «долгового тормоза».
Но зажатый рамками цейтнота, Мерц, понимая, что только в ушедшем составе парламента можно было набрать необходимые для конституционных поправок две трети голосов и ХДС/ХСС вместе с СДПГ без «зелёных» никак не обойтись, пошёл на отчаянный шаг и сделал им предложение из разряда тех, от которых невозможно отказаться. Он посулил «зелёным» выделить целых 100 млрд евро на экологические проекты из будущего инфраструктурного фонда. На такой кусок финансового пирога «зелёные» не могли рассчитывать и в лучшие свои времена, а потому, разумеется, купившись, круто изменили риторику и поддержали консерваторов. Подобный политический манёвр для ХДС/ХСС был бы уже немыслим в новом составе бундестага, где у оппозиционных АдГ и «левых» теперь есть блокирующее конституционное меньшинство. Так что Мерц, по сути, успел вскочить на подножку последнего вагона уходящего парламентского эшелона. АдГ и Левая партия пытались предотвратить голосование в старом бундестаге, подав иск в Конституционный суд ФРГ, но получили отказ.
В мире большой политики это сразу расценили как первую крупную победу формируемой правящей коалиции и лично лидера ХДС. А СМИ заговорили о широких экономических перспективах, открывающихся для немецкого бизнеса, включая и весомые военные заказы. А вот о позитивной реакции основной массы немецких избирателей говорить пока не приходится. Как показали опубликованные 21 марта итоги очередного опроса Politbarometer по заказу телеканала ZDF, маневр с обходом «долгового тормоза» и намерение взять большие госкредиты немцы восприняли неоднозначно. 73 процента респондентов, в том числе 44 процента сторонников ХДС/ХСС, недовольны лукавым поведением политиков и считают, что альянс консерваторов и лично Мерц, обещавший перед выборами воздерживаться от увеличения госдолгов, по сути, обманули избирателей. И только 25 процентов считают это обвинение необоснованным. Такая реакция сказалась и на личном рейтинге лидера ХДС как будущего канцлера. Одобрение его кандидатуры на этот пост снизилось, по сравнению с началом марта: только 37 процентов (ранее-44 процента) считают, что это будет хорошо для ФРГ, и 53 процента (ранее - 50 процентов) считают, что это плохо.
Что касается вопроса о самих спецфондах, то наиболее позитивный отклик вызвало ослабление «долгового тормоза» в расходах на оборону. Почти две трети (64 процента) респондентов считают это правильным, а 32 процента - нет. А вот гигантский объём фонда для дополнительных инвестиций в инфраструктуру и защиту климата многих избирателей смутил: 27 процентов опрошенных посчитали, что это слишком много. Однако 50 процентов респондентов поддержали столь масштабное предложение.
Сомнений нет, обновление и модернизация общей инфраструктуры страны уже давно назрели. При всей германской рачительности и хозяйственности целые отрасли, особенно коммунальные и транспортные, испытывают очевидный инвестиционный голод и тихо начали деградировать. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с внезапным обрушением осенью прошлого года одного из четырёх мостов через Эльбу в центре Дрездена, куда ежегодно приезжают свыше двух миллионов туристов. Мост Каролы во всемирно известной старой части города чудом не стал 11 сентября местом гибели людей. А ведь за несколько минут до того, как мост обвалился в реку, по нему в последний раз проехал трамвай. Тогда выяснилось, что сталь, из которой в 1967-1971 годах строили мост, сильно проржавела и потрескалась. Заключение экспертов вызвало тревогу по всей стране - тысячи старых мостов в Германии находятся в таком плохом состоянии, что их необходимо срочно ремонтировать или даже снести и построить новые. По экспертным оценкам, только на эти цели в ФРГ ежегодно потребуется 5 млрд евро.
Однако необходимо ремонтировать не только мосты, но и устаревшие автомобильные и железные дороги, объекты энерго- и водоснабжения, телекоммуникаций, а также школы, университеты и больницы. Как технической, так и социальной инфраструктуре в Германии десятилетиями не уделялось должного внимания, признают немецкие политики. В частности, сопредседатель СДПГ Ларс Клингбайль в марте прямо высказал тревогу по поводу того, что «наша страна изнашивается». Немецкие экономисты уже давно убеждают руководство страны в том, что необходимо больше инвестировать в инфраструктуру. Те же знаменитые когда-то германские железные дороги, в прошлом предмет национальной гордости, стали сегодня привычной темой саркастических шуток и мемов из-за перманентных опозданий поездов и прочих сбоев в работе. Главная причина – износ инфраструктуры. Железнодорожный госконцерн Deutsche Bahn, терпящий убытки, намерен к 2030 году отремонтировать и реконструировать 40 наиболее важных участков магистральных путей общей протяженностью около 4200 километров. Между тем планы по реконструкции железнодорожной сети пока не получили финансирования на сумму около 13 миллиардов евро.
К этому добавляется и медленная реализация проектов по модернизации страны. Например, огромные суммы требуются для дальнейшего развития возобновляемых источников энергии и необходимой для этого электросети. Ветропарки расположены в основном на севере Германии, а большинство крупных потребителей электроэнергии - на юге. Чтобы распределить её по всей стране, необходимо строить всё более мощные ЛЭП, что может обойтись в 55 миллиардов евро.
Серьёзных инвестиций не хватает и в социальной сфере. По всей Германии ощущается нехватка жилья, особенно в крупных городах. В результате в последние годы арендная плата там резко подскочила. В июне 2024 года Федеральный союз немецкой промышленности (BDI) подсчитал, что в ближайшие десять лет необходимо инвестировать дополнительно 56 миллиардов евро, чтобы увеличить объемы жилищного строительства в стране. Иначе плачевная ситуация с жильём приведёт ко множеству негативных экономических последствий. Даже люди со средними доходами иногда просто не могут позволить себе жить в крупных городах. Работодатели же в поисках новых сотрудников должны предлагать им служебные квартиры. Ремонт детских садов, школ и университетов, а также цифровизация всех учебных заведений также требуют серьезных затрат - по оценкам BDI, здесь необходимо около 100 миллиардов евро. В здравоохранении нехватка инвестиций для больниц составляет около 50 миллиардов евро. По данным Немецкого общества больниц (DKG), около 70% всех клиник в Германии убыточны. В общем, немецкому бизнесу при должном финансировании и заказах от правительства есть куда приложить свои усилия. И Мерц, пожалуй, со своим проектом спецфонда мог бы в случае успеха рассчитывать на хорошие политические дивиденды.
Вместе с тем, на фоне всех внутригерманских неотложных проблем всё больше вопросов и недоумения вызывает как у многих политиков, так и у рядовых немцев упорный курс официального Берлина на дополнительное содержание на шее налогоплательщиков ещё целого украинского государства. И речь не только о проживании в ФРГ свыше миллиона украинских беженцев и выплатах им хороших социальных пособий или поставках военного снаряжения и техники для Вооруженных сил Украины. Речь идет также и о многомиллионных немецких выплатах Киеву на содержание украинских чиновников, служащих, полиции, студентов, пенсионеров, поддержание банковской системы и т.п. В прошлом теперь уже экс-канцлер Шольц неоднократно отрицал, что эти выплаты негативно отражаются на социальном благополучии самих немцев. «Не должно быть противопоставления либо поддержки Украины, либо инвестирования в будущее Германии», - говорил Шольц в своем прошлогоднем выступлении 6 ноября. То, что он слукавил, выяснилось тогда уже на следующий день. 7 ноября министр иностранных дел Анналена Бербок («Зелёные») стала первым членом правительства, публично признавшим, что выплаты Германии Украине привели к сокращению социальных расходов. По её словам, это были «болезненные решения». Как теперь поведёт себя будущее правительство под руководством ХДС/ХСС? Из проукраинской риторики Фридриха Мерца отнюдь не следует, что впредь социальное благополучие немцев не будет затронуто этим курсом.
Что касается планов по выделению огромного кредита для повышения обороноспособности Германии и перевооружения бундесвера, то их ожидаемо с воодушевлением восприняли и в армейской среде, и в кругах крупной немецкой индустрии. Позитивная реакция была и в Брюсселе, где в этих планах усматривают немецкий вклад в укрепление европейского оборонного потенциала. Военные концерны, такие, как Rheinmetall, уже давно требовали от государства надёжных ориентиров на перспективу, чтобы уверенно наращивать своё производство на долгосрочной основе. Но оживился и гражданский индустриальный сектор. В частности, автоконцерн Volkswagen, переживающий не лучшие времена, заявил о своей готовности принять участие в федеральных военных проектах. Полагаем, такая реакция – первая ласточка возможной тенденции к расширению милитаризации национальной экономики за счёт гражданских производств. Но стоит напомнить, что такой способ её вывода из рецессии уже бывал в прошлом Германии и, как известно, имел в итоге печальные исторические последствия.
Заметим, что к планам Мерца и формируемой им правящей коалиции уже с тревогой отнеслись партнёры ФРГ по Евросоюзу. Там растут опасения, что грядущие огромные госсубсидии немецкой индустрии могут нарушить правила ЕС и поставить прочие экономики стран Европы в неравное положение в вопросах рыночной конкуренции. Особенно обостряются такие опасения на фоне надвигающейся угрозы торговой войны с США. В частности, соседи Германии анализируют предварительное соглашение ХДС/ХСС и СДПГ о создании правительственной коалиции, где упомянуты намерения о господдержке таких высокотехнологичных отраслей, как полупроводниковая промышленность, производство аккумуляторов, водорода и фармацевтика. Есть обеспокоенность тем, что Берлин не пожалеет миллиардов евро, чтобы завлечь новые заводы по производству чипов или аккумуляторов или снизить затраты на электроэнергию для немецких компаний, в то время как другие страны ЕС не могут позволить себе столь щедрые государственные субсидии. Есть и другая сторона медали – намерение ФРГ привлечь огромные кредиты неизбежно приведёт к их удорожанию на финансовом рынке, что негативно отразится на экономическом положении других европейских заёмщиков.
Словом, в Берлине всерьёз готовятся вновь вывести «локомотив Европы» из тупиковых путей на магистральные. Но, похоже, там не слишком задумываются, кого из соседей он может, раскочегарившись, мимоходом переехать. Как ожидается, переговоры о коалиционном кабмине и его формирование закончатся к 20 апреля, пасхе. «Германия вернулась», — пафосно заявил недавно Фридрих Мерц журналистам в Берлине. Но куда именно и откуда, почему-то не уточнил. Между тем критики мерцевских идей напоминают, что гигантские займы сегодня – это ещё более гигантские долги завтра. А формируемую правящую коалицию консерваторов и социал-демократов острословы уже окрестили «коалицией должников». Как бы не пришлось услышать о «коалиции банкротов»…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs