На президентских выборах в США в 2024 г. победил республиканец Дональд Трамп, после инаугурации 20 января 2025 г. ставший 47 президентом Соединённых Штатов. Победа Трампа и его приход к власти стали ударом для Исламской Республики Иран (ИРИ). Известно, что Дональд Трамп всегда отличался особой любовью к Израилю и антипатией к Исламской Республике Иран. Такие чувства американского президента проявлялись в его политике ещё в первую каденцию 2017 – 2021 гг.
Это он вывел тогда США из ядерной сделки 2015 г.; приказал ликвидировать командующего ксировскими Силами специального назначения «Кодс» генерала Касема Сулеймани – главного организатора и менеджера антиизраильской деятельности «Оси сопротивления»; ввёл жесточайшие карательные финансово-экономические санкции против ИРИ; усилил и масштабировал кампанию «максимального военно-политического давления» на Иран. Это привело к серьезным социально-экономическим трудностям и усилило общественное недовольство в ИРИ.
Он же тогда выполнил множество пунктов из дипломатического списка пожеланий Израиля. Так, его администрация перенесла американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, признав тем самым его столичный статус; признала Голанские высоты за Израилем; закрыла вашингтонский офис Организации освобождения Палестины; изменила американскую позицию о том, что израильские поселения на оккупированном Западном берегу являются незаконными, поддержала эти поселения и избегала даже использования термина «оккупированные территории» применительно к палестинским землям. За четыре президентских года Д. Трамп инициировал «Соглашения Авраама» Израиля с рядом арабских государств, что нанесло удар по геополитическим интересам Ирана в регионе и мире.
Не изменил своим пристрастиям Д. Трамп и в 2025 г. Состав сформированной им администрации демонстрирует это. Практически все члены американского правительства – это явные противники ИРИ и одновременно сторонники Израиля. Дж. Д. Вэнс – вице-президент США, Марко Рубио – государственный секретарь, Джон Рэтклифф – директор ЦРУ, а также Майк Уолц - советник по национальной безопасности, Стив Уиткофф - специальный посланник США на Ближнем Востоке, Сьюзи Уайлс - глава аппарата Белого дома – все они придерживаются радикальных взглядов на Исламскую Республику.
Нельзя забывать и влиятельнейшего этнического еврея Джареда Кушнера – зятя Трампа, мужа его дочери Иванки. Он имеет прочные позиции не только в Израиле, но и во многих арабских странах. Он играл важную роль в трамповской политике на Ближнем Востоке во время первой каденции Трампа. Как полагают, Кушнер будет вовлечен в деятельность США, направленную на нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией в рамках соглашений Авраама.
Уже через две недели после инаугурации 20 января 2025 г. президент Трамп сделал два заявления, определяющие его будущую политику в отношении ИРИ.
4 февраля Д.Трамп подтвердил своё стремление возобновить «максимальное давление» на Иран, подписав указ (президентский меморандум по национальной безопасности), предписывающий США усилить финансово-экономические санкции против Ирана. Этот документ касается блокады иранского экспорта нефти и соответственно направлен на обнуление нефтяных доходов ИРИ. Более того, в нём обозначены военно-политические требования к Ирану, заключающиеся в следующем:
- ИРИ должна отказаться от ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет;
- иранская «террористическая сеть» должна быть нейтрализована (имеется в виду «ось сопротивления», состоящая из проиранских группировок на Ближнем Востоке — «Хезболла», ХАМАС, шиитская милиция Ирака, хуситы в Йемене);
- необходимо противодействовать агрессивному развитию Ираном ракетной техники, а также других видов асимметричного и обычного оружия.
Президентский меморандум зафиксировал жесткую позицию Трампа в отношении Ирана. Там сказано: «Президент Трамп не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и не будет мириться с тем, что он продолжает спонсировать терроризм, особенно против интересов США… Меморандум выполняет обещание президента, данное в 2020 году, бороться с пагубным влиянием Ирана по всему миру».[1]
Однако уже на следующий день 5 февраля американский президент протянул Ирану оливковую ветвь, заявив, что предпочел бы дипломатическое соглашение с ИРИ. «Я хочу, чтобы Иран был великой и успешной страной, но такой, которая не может иметь ядерного оружия. Сообщения о том, что Соединенные Штаты, работая совместно с Израилем, собираются разнести Иран вдребезги, сильно преувеличены», — написал Трамп в своем посте на Truth Social.[2] Он неоднократно уверял всех, что готов к переговорам, чтобы заключить с новую сделку. Под старой понимается Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – ядерная сделка 2015 г., которая раскритикована Трампом, как не препятствующая созданию Ираном ядерного оружия. В свою первую каденцию, как известно, нынешний американский президент вывел США из этого соглашения.
Но оливковая ветвь оказалась с «нагрузкой». Говоря о желании заключить сделку с Тегераном, Д.Трамп многозначительно заметил при этом, что противовоздушная оборона Ирана в значительной степени ослаблена после израильских ударов 2024 г. и что он предпочел бы договориться с Ираном, вместо того чтобы дать Израилю разбомбить его «к чертовой матери». К тому же, как дал понять Трамп, «Если мы сможем договориться с Ираном, это снимет необходимость военного вмешательства со стороны Израиля». Намёк понятен: силовой метод решения иранской проблемы не исключён. В одном из недавних интервью Трамп уточнил: «есть два способа остановить Тегеран от разработки ядерного оружия: бомбами или написанным листком бумаги. И я бы предпочел заключить сделку, которая не навредит им. И я думаю, что они тоже этого хотят».[3]
В середине марта президент Трамп конкретизировал в письменном виде свои требования к Ирану, передав верховному лидеру ИРИ аятолле Хаменеи личное письмо через официальных лиц Объединенных Арабских Эмиратов. Как утверждают источники издания Axios, содержание послания было «жёстким». С одной стороны, в нём предлагались переговоры о новой ядерной сделке, но с другой стороны, в нём содержались предупреждения о последствиях, если Иран отклонит предложение и продолжит развивать свою ядерную программу. В письме Трамп сказал, что не хочет бесконечных переговоров, и упомянул двухмесячный срок для заключения сделки. Правда, пока неясно, отсчёт двухмесячного срока начинается с момента доставки письма или с начала переговоров. Прежде чем письмо было доставлено иранцам, Белый дом проинформировал нескольких союзников США, в том числе Израиль, Саудовскую Аравию и ОАЭ, о его содержании. МИД ИРИ заявил, что письмо Трампа все еще изучается и готовится ответ Ирана.[4]
По существу, в отношении Ирана Трамп задействовал классическую политическую формулу кнута и пряника, а по сути, предъявил Тегерану ультиматум. Или вы (иранцы) идёте на соглашение (сделку) на наших (трамповских) условиях, или мы замучаем вас жесткими санкциями с большой вероятностью применения силы.
Ясно, что при такой постановке вопроса Трампом, иранское руководство просто не может согласиться на переговоры, не потеряв лица. Совершенно ожидаемо, что пока официальный Тегеран отвергает подобный подход Белого дома. Однако не всё так безвыходно.
По всей вероятности, в Тегеране и Вашингтоне идёт очень тонкая (со стороны Ирана, имеющего трёхтысячилетнюю историю восточной дипломатии) и достаточно прямолинейная коммерческая (со стороны Трампа, придерживающегося бизнес подхода к политическим проблемам) игра. Но всё же это игра.
В ответ на предложение Трампа провести переговоры с Ираном верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи ещё 7 февраля заявил, что переговоры с Америкой «не являются разумными, мудрыми или благородными», поэтому с такой американской администрацией «не должно быть никаких переговоров».[5]
Но надо вспомнить, что и в период 2011 – 2015 гг. (перед заключением СВПД) аятолла Хаменеи также публично, на словах не приветствовал переговоры, которые тайно, а затем и не тайно шли между представителями ИРИ и США. Да и в настоящее время диалог Ирана с Западом продолжается, и нынешние заявления верховного лидера противоречат многомесячным сигналам, которые Тегеран посылал Вашингтону, что он хочет вести переговоры о своей стремительно развивающейся ядерной программе в обмен на отмену жестких экономических санкций.
Примечательно, что Комитет по национальной безопасности и внешней политике меджлиса ИРИ заявил, что, хотя переговоры с Америкой доказали свою нерациональность и пагубность для Ирана, они остаются действенным дипломатическим инструментом и не запрещены. В этой связи многие иранские политологи подтверждают тезис о манёвре, о дальновидном расчёте аятоллы Хаменеи. Так, Махмуд Ваези, бывший глава администрации президента Хасана Роухани предположил, что замечания Хаменеи не исключают полностью переговоры, а конкретно направлены на «нынешние обстоятельства» при Трампе. Политический аналитик Мохаммад Али Ахангаран интерпретировал позицию Хаменеи как часть более широкой стратегии переговоров. Бывший парламентарий Акбар Алами утверждал, что слова Хаменеи о переговорах с США были тактическим ходом, направленным на получение гарантий от Трампа, что любое потенциальное соглашение не будет отменено, как это произошло в 2018 году.[6]
Нет сомнений, что Тегеран чрезвычайно заинтересован в переговорах, в достижении соглашений с Западом, а точнее – крайне нуждается в снятии и смягчении санкций, которое произойдёт в случае заключения соответствующей сделки. Дело в том, что экономика Ирана находится в критическом состоянии, понеся существенные потери после возобновления санкций США в 2018 году. Конечно, западные ограничения для ИРИ — не единственный фактор, отрицательно влияющий на экономику, есть много внутренних негативных проблем, но невозможно отрицать, что торговые и финансовые рестрикции буквально подрывают экономику этой страны.
Так, национальная валюта обесценилась почти в 23 раза после введения Трампом санкций. Если в январе 2018 один доллар на черном рынке стоил 43 тыс. риалов, то к Ноурузу – иранскому Новому 1404 году (20.03.2025) цена подскочила до 983 тыс.[7] Это указывает на то, что волна подорожания в стране продолжится. Инфляция в стране уже долгие годы держится на уровне 40% – 50%. При этом инфляция в сегменте продовольственных товаров достигла 145%. Экономический кризис ведёт к социальным последствиям. Более трети населения из 90 млн. человек сейчас живет за чертой бедности. В 2024 г. в стране не было дня, чтобы где-либо не проходили забастовки и стачки. Всё это вызывает тревогу у властей.[8]
Внешнеполитическая и военная ситуация, сложившаяся к началу 2025 г. также неблагоприятная. Проиранская «Ось сопротивления» разгромлена Израилем, со свержением Башара Асада потеряна для ИРИ Сирия.
После инаугурации Трампа перед иранским руководством встали дилемма: или согласиться на трамповские требования в новой сделке, или усилить своё противостояние, в первую очередь, с США. Однако не секрет, что внутри и внешнеполитические условия сегодняшнего дня не способствуют укреплению и консолидации иранской мощи.
Выбор властями ИРИ сделки под «максимальным давлением» Трампа и с его требованиями, как уже было отмечено, означает определенную потерю лица, забвение основных идеологических постулатов, в целом, можно сказать, удар по авторитету верховного лидера Хаменеи.
Эскалация политико-экономической конфронтации с США и с Западом не сулит Ирану победы в силу несоизмеримости финансово-экономических и военных возможностей сторон. На этом фоне в Иране уже несколько месяцев дискутируется ранее запретная тема о возможности/необходимости создания ядерного оружия. Об этом рассуждают иранские политики, политологи, журналисты. Недавно СМИ сообщили, что несколько высокопоставленных командиров Корпуса стражей исламской революции (КСИР) обратились к верховному лидеру с предложением отменить фетву (религиозное постановление), которая запрещает производить в Иране все виды оружия массового уничтожения, введенную им в 2005 году. «Мы никогда еще не были столь уязвимы, возможно, это наш последний шанс получить ядерное оружие, пока не стало слишком поздно», — убеждают они аятоллу Хаменеи. Радикально-консервативные политики ИРИ поддержали эту идею.[9]
Трамп расколол и так разобщённое иранское общество и, прежде всего, его политическую верхушку на сторонников переговоров и сделки (но, безусловно, без американского давления и унизительных требований – а для их аннулирования нужны переговоры) и на сторонников жесткого противостояния, вплоть до создания ядерного оружия.
В свою очередь, как уже было отмечено выше, верховный лидер занял позицию «над схваткой». То есть формально заклеймил и обличил возможные переговоры с США, с другой – дал возможность интерпретировать его высказывания, как условия для возможного диалога без давления.
Отказ Тегерана от переговоров при продолжении активизации ядерной программы, да ещё с перспективой создания ядерного оружия чреват серьезными последствиями вплоть до авиационно-ракетных ударов по ядерным объектам ИРИ со стороны Израиля, возможно, совместно с США. О чём и предупредил Трамп в своём письме Хаменеи. Время для раздумий у иранского лидера осталось мало. Израильские политологи считают, что к середине, самое крайнее – к концу лета 2025 г. иранский вопрос так или иначе будет решен.
Недаром президент США принял решение о направлении своему израильскому союзнику военно-техническую помощи в 2025 г. на восемь млрд. долларов, куда входят десятки тысяч авиабомб и несколько тысяч ракет.[10]
В целом нынешнее положение Ирана можно идентифицировать как цугцванг, то есть любой шаг ведёт к ухудшению политической позиции ИРИ. Иранские власти вынуждены делать выбор между плохим и ещё худшим.
Но всё же есть надежда, что переговоры всё же начнутся. Ведь в них заинтересованы все: и Иран по уже отмеченным причинам, и США, то есть Дональд Трамп, желающий стать глобальным миротворцем во всех конфликтах и мечтающий о Нобелевской премии мира, и Евросоюз с Великобританией, рассчитывающие на выгодные контракты на иранском рынке, и Китай, и Россия, стремящиеся к стабилизации и безопасности вокруг ИРИ и на всём Ближнем Востоке.
При этом следует отметить, что центром, ядром переговорного процесса должна стать ядерная программа Ирана, от решения которой зависит многое и, прежде всего, мирное будущее ИРИ и всего региона.
В этой связи важно иметь в виду, что СВПД 2015 г. объективно, реально и практически не в состоянии обеспечить необходимые условия, гарантирующие невозможность создания Ираном ядерного оружия. Дело в том, что ядерная сделка 2015 г., фактически устарела и исчерпала свои возможности. Во-первых, практически по большинству пунктов и параграфов документа срок действия заканчивается в нынешнем 2025 г. Во-вторых, после вывода Трампом США из СВПД в 2018 г. Иран совершил гигантский скачок в развитии своей ядерной инфраструктуры, а также в вопросе обогащения урана и создания технических и технологических возможностей для создания ядерного оружия. Сегодня «ядерный Иран» — это не Иран 2018 г. Согласно Международному агентству по атомной энергии, запасов 60-процентно обогащённого урана хватит на шесть ядерных бомб, если обогатить его до 90%.[11] Совершенно ясно, что Тегеран не будет уничтожать те достижения в ядерной сфере, которых он достиг в период 2018 – 2025 гг., чтобы соответствовать прежним требованиям СВПД 2015.
В этой связи глава МИД ИРИ Аббас Аракчи заявил: «На мой взгляд, договорённость 2015 года в её нынешнем виде не может быть возобновлена. Это не в наших интересах, потому что наша ядерная ситуация значительно улучшилась, и мы больше не можем вернуться к прежним условиям». Однако при этом министр отметил, что СВПД всё ещё может служить «основой и моделью для переговоров».[12]
Поэтому нужен новый договор, включающий нынешнее состояние ядерной реальности в Иране, новые принципы и механизмы контроля со стороны МАГАТЭ и новые сроки исполнения требований, указанных в документе.
Достижение компромиссного решения проблемы - процесс чрезвычайно сложный. Поэтому, не умаляя значения и ведущих ролей Ирана и США в будущем процессе, необходимо активное участие других авторов СВПД-2015: России, Великобритании, Франции, Германии, Евросоюза и, конечно, МАГАТЭ.
Причём требования президентского меморандума Трампа от 4 февраля 2025 г. о ракетах и проиранских группировках на Ближнем Востоке было бы полезным для всего комплекса и так взрывоопасных отношений США – ИРИ пока отложить, вынести на другие площадки и в другие форматы, хотя бы на время ядерных переговоров.
***
Таким образом, с момента инаугурации нового-старого президента США Д. Трампа в январе 2025 г. ситуация вокруг Ирана и его отношений с США и Израилем становится всё более запутанной, непредсказуемой и чреватой самыми серьёзными последствиями для ИРИ, для мира и безопасности на Ближнем Востоке. Ультиматум, поставленный президентом Трампом верховному лидеру Ирана аятолле Хаменеи, несёт в себе комплекс разрушительных для ИРИ проблем. Согласие на переговоры на американских условиях взорвёт внутриполитическую ситуацию в стране силами радикально-консервативных кругов. Несомненно также, что команда Трампа на возможных переговорах даже, если согласится на «чисто ядерный формат» (без спора по ракетам и «поведению» ИРИ на Ближнем Востоке) будет стремиться к обнулению всей ядерной программы ИРИ вне зависимости от мирных или немирных её составляющих.
В свою очередь, отказ Ирана от диалога, как было уже отмечено, - это путь к войне с США и Израилем. Поэтому не исключено, что иранская дипломатия будет всеми силами затягивать и начало переговоров и сам процесс переговоров (если он всё же начнётся) до конца каденции Трампа, или хотя бы до промежуточных выборов в Конгресс США осенью 2026 г. с надеждой на победу демократов, которые всегда относительно спокойно относились к ИРИ. В этом случае в Тегеране будут рассчитывать на терпение Трампа. Однако, как известно, именно терпения у нынешнего президента США очень мало.
Самое главное сегодня, чтобы стороны не заигрались в своих многоходовых политико-дипломатических играх. При этом многое, если не всё будет зависеть от реализма, прагматизма, логики и мудрости руководства двух главных оппонирующих друг другу сил – Соединенных Штатов Америки и Исламской Республики Иран.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] National Security Presidential Memorandum/NSPM-2. The White House. February 4, 2025. Subject: Imposing Maximum Pressure on the Government of the Islamic Republic of Iran, Denying Iran All Paths to a Nuclear Weapon, and Countering Iran’s Malign Influence. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/02/national-security-presidential-memorandum-nspm-2/ (Дата обращения 22.03.2025)
[2] Anders Hagstrom. Trump calls for 'nuclear peace agreement' with Iran rather than blowing country 'to smithereens'. // Fox News. 05.02.2025. URL: https://www.foxnews.com/politics/trump-calls-nuclear-peace-agreement-iran-rather-than-blowing-country-smithereens (Дата обращения 21.03.2025)
[3] Isabel Keane. Trump says reports he’s working with Israel to ‘blow Iran into smithereens’ are ‘greatly exaggerated’. // New York Post. 05.02.2025. URL: https://nypost.com/2025/02/05/us-news/trump-denies-working-with-israel-to-blow-iran-into-smithereens/ (Дата обращения 21.03.2025); Overclockers.ru. 09.02.2025. // Трамп предложил новое ядерное соглашение с Ираном для мира и процветания. URL: https://dzen.ru/a/Z6kH0GvPGA64eMs5 (Дата обращения 21.03.2025)
[4] Barak Ravid. Scoop: Trump's letter to Iran included 2-month deadline for new nuclear deal. // Axios. 19.03.2025. URL: https://www.axios.com/2025/03/19/trump-letter-iran-nuclear-deal (Дата обращения 21.03.2025)
[5] The Office of the Supreme Leader. 07.02.2025. // JCPOA shows: U.S. negotiations solve nothing. URL: https://www.leader.ir/en/content/27969/Commander-in-Chief-meets-Air-Force-and-Air-Defence-Commanders-of-the-Army. (Дата обращения 22.03.2025)
[6] Iran International. 10.02.2025. // Iran media purveys disinformation to justify Khamenei's rejection of US talks. URL: https://www.iranintl.com/en/202502105650 (Дата обращения 20.03.2025); Behrouz Turani. Negotiating with US raises risk of attack on Iran, Tehran hardliner says.// Iran International. 18.03.2025. URL: https://www.iranintl.com/en/202503183584 (Дата обращения 20.03.2025); Behrouz Turani. Tehran debate: Does the president have approval for US talks? // Iran International. 23.01.2025. URL: https://www.iranintl.com/en/202501231750/ (Дата обращения 20.03.2025)
[7] Iran International. 23.03.2025. // بازار. (Коммерческий сайт). https://www.iranintl.com/finance
[8] Подробнее см.: Dalga Khatinoglu. A tough economic year risks turning into disaster for Iran. // Iran International. 21.03.2025. URL: https://www.iranintl.com/en/202503215096 (Дата обращения 22.03.2025)
[9] Akhtar Makoii. Revoke fatwa against nuclear weapons, Iranian commanders tell Ayatollah. // The Telegraph. 08.02.2025. https://www.telegraph.co.uk/world-news/2025/02/08/iranian-generals-tell-ayatollah-we-need-nuclear-weapons/ (Дата обращения 20.03.2025)
[10] Edward Wong and Robert Jimison. Trump Administration Moves to Send $8 Billion in Arms to Israel, Bypassing Some Lawmakers. // The New York Times. 08.02.2025. URL: https://www.nytimes.com/2025/02/08/us/politics/trump-israel-arms-weapons.html?searchResultPosition=179 (Дата обращения 21.03.2025)
[11] См.: IAEA. 26.02.2025. // GOV/2025/8: Verification and monitoring in the Islamic Republic of Iran in light of United Nations Security Council resolution 2231 (2015), 26 February 2025. URL: https://www.iaea.org/newscenter/focus/iran/iaea-and-iran-iaea-board-reports (Дата обращения 21.03.2025)
[12] Reuters. 23.03.2025. // Iran's top diplomat says US must change its approach for any talks. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/iranian-foreign-minister-says-certain-things-need-change-enable-talks-with-us-2025-03-23/ (Дата обращения 21.03.2025)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs