Маргарет Тэтчер как-то заметила: нельзя "родить" ядерную бомбу обратно.
"WikiLeaks" уже сравнивают с термоядерным кибероружием, и вряд ли теперь идею "WikiLeaks" удастся "отменить". Больше того, силовые действия вызывают не только шквал критики со стороны борцов за свободу прессы, но и растущее ворчание "человека с улицы". Помимо всегдашнего скепсиса обывателя в отношении власти просматривается и кое-что другое. В Париже, в отеле, услышал разговор пользователей кредитных карточек по поводу того, что "VISA" вместе с "Мастеркард" заблокировали донорские средства, стекавшиеся в адрес крамольного сайта. Привожу почти дословно: "Они добьются того, что хакеры и "WikiLeaks" парализуют систему, а пострадаем мы - пользователи… Зачем они играют в политику, или плохо на нас зарабатывают?".
В целом попытки перекрыть "кислород" Интернет-бунтарям выглядят наивно, учитывая индивидуальную поддержку весьма состоятельных и широко известных лиц, включая тех, кто готов был внести залог за освобождение Ассанжа из-под стражи. Стоит обратить внимание и на неоднократные заявления представителей "WikiLeaks" о "союзных" отношениях с такими флагманами мировой прессы, как "Нью-Йорк таймс" и "Гардиан", которые вместе анализировали и публиковали разоблачительные материалы. Британская "Индепендент" и вовсе заявила, что, несмотря на дело, возбужденное против лидера сайта, "мы никогда не сможем притвориться непредупрежденными или не ведающими той великой правды, которую Джулиан Ассанж рассказал миру". Только один пример, напоминает газета: "Американские военные взорвали афганскую деревню Азизабад и убили 95 человек, 50 из них были дети".
На этом фоне попытка Вашингтона перевести дело Ассанжа из разряда криминального в политическое, обвинив его в шпионаже, выглядит как имеющее сомнительные шансы. Впрочем, понять мотивы подобных действий США нетрудно. Открытые слушания в суде Швеции дадут Ассанжу шанс, даже не прибегая к помощи Интернета, выплеснуть непредсказуемую информацию и привести аргументы в пользу того, что дело сфабриковано по политическим мотивам. Любопытные детали приоткрывают и адвокаты подсудимого, утверждая, что главный прокурор Швеции назвал абсурдом обвинения в сексуальных преступлениях Ассанжа, и что только после вмешательства "высокой политической особы дело было возобновлено".
Шпионское дело поможет "закрыть" Ассанжа, но не "WikiLeaks". Тем не менее, у "заинтересованных лиц" появится возможность задать ему ряд вопросов, чтобы пролить свет на загадочные обстоятельства существования "термоядерного Интернет-ресурса". На самом деле, мы удивительно мало знаем о "WikiLeaks". Если верить отдельным заявлениям о самих себе, то сайт опирается на работу небольшой группы энтузиастов, а также группу поддержки, работающую на добровольных началах. Последних насчитывается порядка 800 человек. Однако в целом "WikiLeaks" оказывают активное содействие более 70 тысяч сторонников.
Сайт пользуется анонимными источниками информации, а также изощренными, новейшими технологиями, включая криптографические. По некоторым данным, "WikiLeaks" имеет более 750 особым образом структурированных скрытых доменов.
Даниэль Домшейт-Берг, до недавнего времени официальный споуксмен "WikiLeaks", объяснил свой уход тем, что настаивал на необходимости быть "более профессиональными и прозрачными" во всех областях деятельности. Однако его предложения были "заблокированы изнутри". В интервью журналу "Шпигель" он заявил: "Даже мне перестало быть ясно, кто на самом деле принимает решения и кто несет за них ответственность".
А, действительно, кто? Многим было очевидно, что первый слой менеджмента сайта обречен и станет "мучеником" свободы слова. Один из депутатов Государственной Думы, известный политолог, отвечая на мой вопрос "Что такое "WikiLeaks?" в передаче "Визави с миром", высказал два на первый взгляд взаимоисключающих суждения. Первое: "В лице "WikiLeaks" мировое правительство объявило войну правительствам национальным". Второе: "Мы присутствуем при формировании мирового гражданского общества". Впрочем, одно может камуфлировать другое.
И все же, похоже, "Индепендент" точнее других выразила мысль о кризисе "формальной демократии", термин пророчески сформулированный Ильиным в эмиграции сразу после Второй мировой войны. "Мы лучше наших политиков, - пишет Джохан Хари. - Большинство людей в США и Британии против такой политики".
Уверен, в деле Ассанжа, как и в действиях "WikiLeaks", нас ждут сюрпризы. Закат этой истории может быть драматичней, чем ее планируемый "конец".
www.rian.ru ОТ АВТОРА: Армен Оганесян
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs