Как сообщил в понедельник The Wall Street Journal (WSJ), приступивший к исполнению обязанностей Дональд Трамп пока не планирует вводить новые пошлины на импорт. Но ожидания от возможной эскалации тарифной политики, которую неоднократно он обещал в ходе предвыборной кампании, множат прогнозы негативных последствий для США в самых разных сферах.
С конца декабря по первую декаду января центральные банки ведущих стран мира продали гособлигаций США на без малого 50 млрд. долларов. Предыдущий раз подобная «распродажа» имела место весной 2023 года, когда Америку сотрясал банковский кризис.[i] Кроме того, наблюдатели обращают внимание на неопределенность динамики доходности казначейских облигаций США. Если возобладают опасения, что Трамп начнет «рубить с плеча» в вопросе импортных тарифов, то доходность, скорее всего, продолжит рост, начавшийся в сентябре. Такая ситуация «очень необычна», поскольку осенью ФРС начала снижать ставки.
Как отмечает профессор ВШЭ Евгений Коган, за последние три с лишним месяца доллар уже укрепился к основным мировым валютам более чем на 8 процентов. Основным фактором, заставляющим инвесторов нервничать, остается «неопределенность» с тарифной политикой Трампа. Усиление доллара уже ведет к падению экспортных доходов американских компаний. И «никто не знает, действительно ли тарифы поднимут на величину предвыборных обещаний или поменьше? И как быстро?» Проблемы могут начаться, «если Трамп будет действовать решительно», поскольку в этом случае курс доллара продолжит свой рост. В этом случае у центральных банков по всему миру возникнут сложности. «Потребуется поддержка национальных валют», - считает он.
Во время президентской кампании Трамп грозился ввести минимальные тарифы в размере от 10 до 20 процентов на все импортируемые товары и от 60 процентов и выше на поставки из Китая. С момента победы на выборах в ноябре появилось множество предположений о том, насколько агрессивной будет тарифная политика Трампа. Нельзя исключать, что новая администрация выберет более осторожную линию. 13 января Bloomberg сообщил, что члены экономической команды Трампа рассматривают вариант графика поэтапного повышения тарифов примерно на 2-5 процентов в месяц.
В середине декабря прошлого года Трамп заявил, что рассматривает тарифы как инструмент для расширения производства в США и как рычаг для переговоров с иностранными правительствами. Сторонники новоизбранного президента США утверждают, что существенное повышение импортных тарифов укрепит американскую промышленность и создаст новые рабочие места. По мнению оппонентов Трампа, такая политика разгонит инфляцию, ударит по рынку труда и даже угрожает экономике рецессией. Поскольку сокращает внутреннее потребление и заставляет повышать нормы сбережений внутри страны. С точки зрения национальной безопасности США, тарифы, как и любые другие протекционистские меры, являются «слишком грубым» инструментом для решения проблем в этой сфере.
Как отмечал в декабре The Economist, если Трамп резко повысит тарифы на импорт из Канады и Мексики, последствия для американских компаний будут катастрофическими. Заводы в Мексике есть у самых разных компаний - от Mattel, производителя кукол Барби, до Whirlpool, производителя бытовой техники. Около трех пятых импортируемого Америкой алюминия и четверть импортируемой стали поступают из Канады, при этом большие объемы стали также поставляются из Мексики. По данным банка Citigroup, тарифы, обещанные Трампом в ходе предвыборной гонки, сулят повышение цен на сталь для американских производителей на 15-20 процентов.
Больше всего рискуют пострадать американские автопроизводители. Например, General Motors импортирует более половины пикапов, продаваемых в Америке, из Мексики и Канады. Примерно десятая часть стоимости деталей для автомобилей, производимых в Америке, также поступает из этих двух стран. По данным японского банка Nomura, если Трамп претворит в жизнь свои тарифные угрозы, General Motors потеряет четыре пятых операционной прибыли в следующем году. Пострадают и иностранные автомобильные компании, имеющие производства в США.
Одним из вариантов реагирования на подобные меры Белого дома со стороны американских компаний может стать увеличение запасов сырья, компонентов и запасных частей. Многие крупные фирмы уже нарастили свои запасы в связи с пандемией. Однако их дальнейшее увеличение проблематично, особенно в условиях повышения процентных ставок. По данным банка, JPMorgan Chase, среднее отношение оборотного капитала к объему продаж среди 1500 крупнейших по капитализации американских компаний, котирующихся на бирже, в прошлом году было выше, чем в любой момент за последнее десятилетие, за исключением 2020 года.
Второй вариант - переложить тарифы на плечи покупателей, повысив цены. Несколько компаний, в том числе Stanley Black & Decker и Walmart, крупнейший американский ритейлер по объему продаж, уже заявили, что могут поступить именно так. Однако и здесь есть свои ограничения. Избыток сбережений, накопленных американцами во время пандемии, был сведен на нет инфляцией, а рынок труда в стране охлаждается. Наконец, третий – самый трудный путь, поиск новых поставщиков. Это требует времени, зачастую нескольких лет, и неизбежно повысит издержки, что негативно отразиться на ценах на внутреннем американском рынке.
При этом Трамп грозит резким повышением тарифов не только Китаю, Канаде и Мексике, но и всем странам, с которыми Америка имеет торговый дефицит. В результате, пострадают американские фирмы, которые уже перенесли свои цепочки поставок из Китая в другие страны с низкой стоимостью ресурсов. Трамп не скрывает, что его цель – заставить американские фирмы вернуть производственные мощности домой в США. Однако для многих компаний производство в Америке станет непомерно дорогим.
Таким образом, грядущая волна тарифов может оказаться для американского бизнеса еще более болезненной, чем предыдущая. По данным исследования, которые приводит The Economist, американские компании, которые попали под действие тарифов, введенных Трампом на китайский импорт во время его первого срока, столкнулись с тем, что их операционная прибыль как доля активов сократилась на 5,4 процентных пункта по сравнению с теми, которые не попали под действие тарифов. Наконец, такое развитие событий может не оправдать тех ожиданий о приросте промышленного производства и новых рабочих мест в США, которые избиратели Трампа возлагали на избранного президента, голосуя за него.
По мнению группы экономистов, опубликовавших статью в сентябре прошлого года в Foreign Affairs, американские политики ошибаются, полагая, что протекционизм будет способствовать росту занятости. Последние данные о торговле и занятости, показывают, что конкуренция со стороны китайского импорта больше не является фактором, определяющим занятость в обрабатывающей промышленности США. Соединенные Штаты перестали сокращать рабочие места в обрабатывающей промышленности в первом десятилетии XXI века - задолго до того, как Вашингтон начал вводить пошлины на китайскую продукцию.
Доля американских рабочих мест в обрабатывающей промышленности оставалась неизменной, даже когда китайский импорт в США продолжал расти в период с 2011 по 2018 год. В первый срок Трампа, введенные им импортные тарифы сократили импорт, но и экспорт США тоже упал. А как стимул по созданию рабочих мест, тарифы и вовсе себя не оправдали. Доля американских рабочих мест в обрабатывающей промышленности при Трампе не выросла. Как не выросла она и при его преемнике. А вот что стимулирует занятость в обрабатывающей промышленности США, так это импорт из стран с развивающейся экономикой.
В период с 2011 по 2019 год импорт из таких стран, как Бразилия, Индия, Мексика, Южная Корея, Таиланд и Вьетнам создал почти 500 000 американских рабочих мест, причем во многих из тех же регионов, которые за десять лет до этого уступили рабочие места Китаю. Причина такого роста проста: крупнейшие и наиболее успешные американские производители, как правило, выпускают сложные товары, компоненты которых поставляются из других частей света. В результате таким фирмам легче расти и нанимать сотрудников, когда доступ к импортным комплектующим облегчается.[ii]
Геополитически, эскалация тарифной войны может нанести урон безопасности Соединенных Штатов. Если Вашингтон будет применять широкие и неизбирательные протекционистские меры, другие страны могут ответить ему тем же. Такая торговая война будет носить дестабилизирующий характер. Как отмечают многие эксперты, торговля товарами и услугами способствует укреплению мира, поскольку привязывает экономики друг к другу, требует от государств принятия общих стандартов и практик, а также сотрудничества на политическом уровне. Разрыв или ослабление этих связей, таким образом, повысит риск возникновения конфликта.
К примеру, если продолжится тенденция на укрепление доллара, это будет создавать всё новые трудности для развивающихся стран, стоимость заимствований для которых и стоимость обслуживания уже набранных долгов будут расти. С другой стороны, вырастет и число стран, которые будут искать альтернативы американской валюте, развивать недолларовые платежные системы, цифровые валюты и механизмы торговли в местных валютах, чтобы ослабить способность Белого дома давить на конкурентов с помощью санкций и других ограничений. Они будут искать новые, креативные стратегии для поддержания международных торговых потоков и обхода ограничений, введенных приходящей администрацией США. Предвидя такие шаги, Трамп в ноябре опубликовал в социальных сетях угрозу наложить 100-процентные тарифы на страны БРИКС, если они введут альтернативную валюту "взамен могущественного доллара США".[iii]
Какой бы не оказалась в итоге тарифная политика Трампа, она не сможет решить американские проблемы разом. Крупнейшие компании США выступают за использование угрозы повышения тарифов как инструмент расширения их доступа к зарубежным рынкам. Фирмы, ориентированные на внутренних потребителей, а также профсоюзы, будут настаивать на том, чтобы Трамп добился введения новых тарифов для увеличения производства в США. Представители сферы национальной безопасности укажут, что укрепление торговли с союзниками стало бы весомым противовесом Китаю. Уолл-стрит, тем временем, будет лихорадить, в свете опасений, что тарифы и торговая политика Трампа приведут к росту инфляции или нанесут ущерб прибылям компаний. ФРС, помимо инфляции, будет озабочена перспективами роста экономики, если другие страны примут ответные меры.
Как показал первый срок Трампа, его предвыборные обещания далеко не всегда реализуются, тем более, именно в том виде, в каком были заявлены изначально. В этой ситуации наблюдателям пока остается лишь гадать, какой его политика будет в реальности и как предполагаемая эскалация торговых войн повлияет на экономику самих Соединенных Штатов и всего мира. Но ждать осталось недолго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://ru.investing.com/analysis/article-200317592
[ii] https://www.foreignaffairs.com/united-states/america-fighting-wrong-trade-war
[iii] https://www.foreignaffairs.com/united-states/rise-nonaligned-multipolar-world-matias-spektor
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs