ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Второй акт Курской авантюры Зеленского как «актив для переговоров»?

13:41 10.01.2025 • Денис Батурин, политолог

«Курская операция — это одна из самых больших побед всей войны», заявил представитель Украины Владимир Зеленский.[i] Заявление сделано на американской авиабазе Рамштайн в Германии, где 9 января проходила встреча контактной группы по Украине. Назвать авантюру, где Киев потерял более 50 тысяч человек, мог только отчаявшийся и напуганный мечтатель. На Украине даже верные ему политики не разделяют эту точку зрения. В день начала контратаки ВСУ 5 января народный депутат Марьяна Безуглая откровенно раскритиковала новую попытку прорыва ВСУ в Курской области: «Россияне берут под контроль наши полезные ископаемые, захватывают оставленные укрепления, которые удобны в первую очередь им,…продвигаются на десятки километров вглубь по нашей земле. Совсем скоро, очень скоро — “крепость Покровск”, которая вовсе не крепость. Но, похоже, военные и политические приоритеты не связаны с защитой Днепровско-Донецкого кластера природных ресурсов Украины, спасением городов и людей или реформированием армии. Генералам нужно показать очередное “вперёд-вперёд”, доказать политическому руководству свою незаменимость и умение “прекрасно управлять” Вооружёнными силами Украины, паразитируя на кратковременной эйфории и надеждах населения, чтобы продолжать удерживать свои позиции и ничего не менять. Чтобы скрывать свои преступления. То наступление на юге в 2023 году, то Курщина в 2024».[ii] Ожидания Безуглой также совсем не радужные, по ее словам, из-за такой политики «дальше будут Покровск, Краматорск, Днепр, Запорожье, Херсон, Харьков». Безуглая считает, что «это трагедия и абсурд».

 

Вот статистика этой трагедии и абсурда от Министерства обороны России: «Всего за время боевых действий на Курском направлении противник потерял более 50120 военнослужащих, 294 танка, 217 боевых машин пехоты, 160 бронетранспортеров, 1515 боевых бронированных машин, 1430 автомобилей, 347 артиллерийских орудий, 44 пусковые установки реактивных систем залпового огня, в том числе 13 HIMARS и шесть MLRS производства США, 16 пусковых установок зенитных ракетных комплексов, восемь транспортно-заряжающих машин, 89 станций РЭБ, 13 РЛС контрбатарейной борьбы, четыре РЛС ПВО, 29 единиц инженерной и другой техники, из них 15 инженерных машин разграждения, одну установку разминирования УР-77, а также семь бронированных ремонтно-эвакуационных машин и командно-штабную машину».[iii]

Тем не менее, 6 января в своем обращении Зеленский твердит прежнюю мантру: «Мы сохраняем буферную зону на российской территории», что на противодействие ВСУ под Курском россияне оттянули подразделения из Донбасса.[iv] По поводу «оттягивания подразделений от Донбасса» говорит, в частности, тот факт, что до границы Днепропетровской области Украины на отдельных участках осталось освободить считанные километры Донецкой области.

Украинские СМИ писали о попытках контрударов ВСУ до инаугурации Дональда Трампа еще в ноябре-декабре 2024 года и заявляли, что цель будет в большей степени политическая, чем военная, и определяется она так: «…Показать США, что ВСУ могут одерживать успехи на поле боя, а потому тезис о том, что Украина неминуемо проиграет войну, если она будет продолжаться, неверный. И значит нужно и далее поддерживать Киев и не идти на уступки России».[v] Судя по последним заявлениям госсекретаря США Энтони Блинкена, уходящая администрация Джо Байдена по известным причинам также пытается представить курское вторжение как «сильную позицию и козырь»[vi] до возможного старта переговоров. Нет сомнений, что именно поэтому 5 января Зеленский отдал приказ усилить «сильный козырь» вторым актом самоуничтожения. Повторимся – даже на Украине не видят в курской авантюре «сильный козырь». Чтобы стать таковым, курский плацдарм ВСУ должен представлять значимую угрозу для России, как пишут украинские СМИ: «…Линия фронта должна подойти к Курску, к Белгороду, к Брянску или к Курской АЭС… Но пока до этого очень далеко и неизвестно есть ли в принципе у ВСУ силы для такого продвижения».[vii]

Российский военный эксперт Владислав Шурыгин дает такую оценку ситуации: «Не обращая внимания на прогибающийся фронт, украинское командование ускоренно готовит резервы для нового контрудара, подбирая для него наиболее удобное, с точки зрения фактора внезапности и пропагандистского эффекта, направление, накапливая для него материальные запасы, технику и вооружение.

По всем признакам украинское политическое руководство уже смирилось с полной потерей Донбасса, но собирается «обменять» его на некие «успехи» на других направлениях, которые позволят вести переговоры с Россией на равных». [viii]

Главная задача Украины в условиях приближения к трем ключевым факторам возможного завершения конфликта (снижения поставок вооружений, снижения военного и ресурсного потенциала Киева, намерений Запада выйти на переговоры с Россией) вести активные боевые действия любой ценой до начала переговоров, «не обращая внимания на потери, но не допуская полного краха фронта». Как отмечает эксперт Шурыгин, еще один возможный вариант развития ситуации, к которому стремится Киев – дождаться решения о размещении на территории Украины войск стран НАТО: «В течение 2025 года, конфликт начнёт «интернационализироваться» - в него начнут постепенно втягиваться войска стран НАТО – сначала «карликов», типа Прибалтики, Бенилюкса, а за тем и более крупные – Франции, Польши, Британии». Цель и в этом случае прежняя – выйти на переговоры в лучшей позиции.

Ни один из вариантов Россию не устраивает, к тому же избрание Дональда Трампа вводит евросоюзников Киева в ситуацию неопределённости и необходимости повышения военных расходов на поддержку Украины. Растут расходы экономик Европы на энергоресурсы, нарастают кризисы в экономике, политике, гуманитарной сфере. Нарастание любого фактора из перечисленных выше, дестабилизирующих Запад, способно резко снизить поддержку Украины, и тогда рухнет дышащая на ладан экономика, резко усилится гуманитарный кризис, что повлияет и на фронт.

 

В курском вторжении был и остается только политический смысл, а также попытка влияния на общественное мнение, попытка атомного террора (намерение захватить Курскую АЭС). Военной целью было добиться перегруппировки российских войск, с целью ослабить натиск на других направлениях. Ничего не получилось. Из всего этого остался только факт нахождения ВСУ в Курской области, где они отступают, несут огромные материальные и человеческие потери, ну и заверения Зеленского о том, что это «сильная позиция», что это «козырь», «большая победа в этой войне». Информационная «победная» накачка украинской позиции при фактической пустоте и бесперспективности для Киева использовать курское вторжение при переговорах теряет свою значимость как аргумент для всех, кроме отчаявшегося и мечущегося Зеленского.

Курское вторжение - это ответ Киева и Запада на позицию России - «будем договариваться с учетом реалий на земле и Конституции». Понятно, что реалии Курской области выходят за рамки позиции России в том смысле, что не будут являться какой-либо составляющей переговоров. И даже если переговоры начнутся завтра - первым очевидным требованием России будет вывод ВСУ с возвращенных территорий и Курской области. Курская область – территория России, как и возвращенные исторические земли. Другого быть не может. Если отказ – то «враг будет разбит», и СВО будет доведена до своего логического конца. Так что «самая большая победа» станет просто очередным провалом с огромными жертвами, которые нынешнему режиму в Киеве украинцы, не исключено, еще припомнят.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://topwar.ru/257196-zelenskij-kurskaja-operacija-jeto-odna-iz-samyh-bolshih-pobed-vsej-vojny.html

[ii] https://t.me/stranaua/182090

[iii] https://t.me/mod_russia/47722

[iv] https://t.me/stranaua/182191

[v] https://t.me/stranaua/182063

[vi] https://t.me/stranaua/182119

[vii] https://t.me/stranaua/182166

[viii] https://t.me/ramzayiegokomanda/18708

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати