Фото А.Торина.
Уходящий 2024 год характеризуется усилением конфликтности и ростом насилия на Ближнем Востоке. Среди наиболее значимых событий — обмены ударами между Израилем и Ираном, операции израильских сил безопасности в секторе Газа и Ливане, свержение правительства Башара Асада в Сирии, которое, как уже сейчас понятно, будет иметь фундаментальные последствия для всего региона.
Каковы основные итоги 2024 года для стран Ближневосточного региона? Как изменилась роль внерегиональных акторов? На эти вопросы ответили участники круглого стола, состоявшегося в Москве.
Научный руководитель Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов в своих оценках был очень осторожен. Он отметил, что всё многообразие существующих позиций в отношении политических процессов на Ближнем Востоке можно свести к двум точкам зрения. Согласно первой из них, развитие Ближнего Востока циклично. Эти циклы определяются по-разному, иногда их называют десятилетними, «поколенческими». То есть в регионе происходят время от времени какие-то подвижки, потрясения и катаклизмы, но со временем все возвращается к некоему статус-кво, поскольку есть вполне определенные алгоритмы существования региона, соотношения сил различных игроков, региональных и внерегиональных. Например, в 2010-2011 годах, когда началась так называемая «арабская весна», многие считали, что регион изменится кардинально, произойдут фундаментальные сдвиги. Прошло всего чуть больше десяти лет, и выяснилось, что в регионе возобладали в большей мере реставрационные тенденции. Поэтому то, что произошло в 2024 году, можно считать новым циклом потрясений, в итоге которых все вернется на круги своя.
Согласно другой точке зрения, прямо противоположной, 2024 год – это год перелома, причем перелома исторического, это кардинальное изменение баланса сил как в регионе, так и вне его. Поэтому как бы далее ни развивались события, Ближний Восток никогда не вернется к предыдущему своему состоянию. Слишком принципиальны и фундаментальны те сдвиги, которые произошли, и мы в дальнейшем будем сталкиваться с совершенно новой реальностью.
«Истина, видимо, где-то посередине. Нельзя отрицать наличие базовых социальных, исторических, культурных факторов, но и недооценивать то, что происходит и в дальнейшем будет происходить в регионе, тоже нельзя. Тактически можно сказать о том, что после падения политического режима Башара Асада усилились позиции Израиля. Конечно, большой удар был нанесен палестинскому движению. Можно говорить о новых проблемах, которые встали перед Исламской Республикой Иран. Можно также ставить вопрос о том, можно ли сохранить Сирию в качестве единого государства, или она станет новым примером неудавшегося государства. Новые вызовы встали перед Иорданией и Ираком. Естественно, разворачивающиеся в этих странах процессы должны менять наше отношение к региону и оценки динамики его развития. Это ставит новые вызовы перед внерегиональными акторами, в том числе перед Российской Федерацией. В целом можно говорить, что некоторые точки невозврата в уходящем году были пройдены, и региону предстоят новые испытания, последствия которых пока сложно однозначно предсказать», - отметил А.Кортунов.
Заведующий отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Виктор Смирнов прокомментировал резко возросшую активность Израиля на фоне событий уходящего года. Дипломат категорически отказался относить действия Тель-Авива в 2024 году к внешнеполитическим. «Израиль ведет войну, которая была объявлена чуть больше года назад и продолжается по своим собственным правилам. Она не похожа ни на одну из предшествующих. Война стала нормой жизни израильского общества и политиков, и определяет эту ситуацию линия премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который настроен исключительно на силовые решения, как он сам выражается, в “войне на семи фронтах”. Под этими фронтами он подразумевает сектор Газа, Иран, Сирию, Ливан, Ирак, Йемен (в лице хуситского движения “Ансар Алла”) и Западный берег реки Иордан», - пояснил В.Смирнов.
Дипломат напомнил, что в настоящее время Израиль отмечает один из важнейших своих праздников – Хануку в память событий, связанных с восстанием Маккавеев против царя династии Селевкидов Антиоха IV Епифана в 167-160 гг. до н.э. В своей речи Нетаньяху, приветствуя израильтян в дни праздника и проводя очень показательные прямые аналогии с событиями древней истории, сказал: «Как тогда, так и сейчас мы наносим удары по врагам, которые думали, что смогут оборвать нашу жизнь здесь. Это относится ко всем. И хуситы усвоят урок, который усвоили ХАМАС, “Хизбалла”, режим Асада и другие. Даже если это займет время, этот урок будет усвоен всем Ближним Востоком». А выступая в кнессете 9 декабря 2024 года, он открыто заявил: «Мы меняем облик Ближнего Востока, череда наших успехов и побед заслуживает невероятного восхищения в нашем регионе и по всему миру. Это не я говорю, а наши друзья. Но я придаю особое значение тому, что говорят наши враги, и они видят те разрушения, которые ХАМАС и “Хизбалла” навлекли сами на себя, и они в ужасе от убийств своих лидеров первого, второго, третьего и четвертого уровня».
«Есть ли альтернатива этой воинственной политике в Израиле? В настоящее время, видимо, нет. Всё израильское общество заточено на результат противостояния со своими недругами, когда вокруг этой страны не будет сил, способных ей противостоять. Более того, с приходом и утверждением Трампа в Белом доме, встанет вопрос об Иране, и речь будет идти о смене режима в этой стране. Каким образом? Будут ли продолжены отстрелы лидеров союзных Ирану групп, как это делалось неоднократно с “Хизбаллой”, ХАМАС, Ираном, или какие-то террористические акты – трудно сказать. Но вектор будет именно этот. А дальше мы должны обратить внимание на то, что будет происходить на Западном берегу реки Иордан, где Дженин, Нусерат и оставшиеся объекты сторонников радикального ислама могут стать объектом особого интереса израильских военных. И активность по ликвидации какого-либо сопротивления будет Израилем продолжена», - сообщил В.Смирнов.
По словам дипломата, мировое сообщество в уходящем году доказало, что оно неспособно адекватно реагировать на происходящее. «Например, ООН приняла в этом году 17 резолюций, осуждающих Израиль, а ответом стало решение кнессета о выделении дополнительно 9 млрд. долларов в бюджет для военных нужд», - заявил эксперт.
В то же время дипломат не согласился с позицией, согласно которой падение режима Башара Асада в Сирии способствовало тактическому усилению позиций Израиля. «Помимо усиления радикальных сил внутри Сирии, занятие Израилем Голанских высот, обстрелы Йемена и в особенности военная операция в секторе Газа привели к мощному росту антиизраильских настроений по всему миру. Ряд стран (например, Боливия и Ирландия) де-факто разорвали отношения с этой страной. В свою очередь, Израиль крайне чувствительно относится к таким демаршам и приравнивает критику своих действий к антисемитизму. Но израильская политическая элита не может не понять, что в перспективе для него затяжные военные действия будут означать серьезные проблемы на международной арене. А значит, по ряду принципиальных вопросов Израилю всё равно придется идти на переговоры со своими оппонентами», - заключил В.Смирнов.
Программный директор РСМД Иван Бочаров прокомментировал текущую ситуацию в Сирии. По его оценке, ситуация в этой стране по-прежнему остается крайне хрупкой. «Периодически происходят вспышки насилия, возросла активность протурецких сил против “Сирийских демократических сил”, укомплектованных преимущественно курдскими формированиями», - отметил он. И.Бочаров также отметил, что пока новым сирийским властям удается не допустить перехода конфликта к новой полноценной войне, но вероятность негативного сценария остается, в первую очередь в связи с нерешенной на северо-востоке страны проблемой самоопределения местного курдского населения. Кроме того, существуют и другие конфликты в регионе (включая Ливию и частично Ирак), которые в перспективе могут привести регион к новой эскалации.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs