Фото А.Торина.
В Москве с официальным трехдневным визитом побывал назначенный 5 февраля премьер-министр международно признанного правительства в Йемене Ахмед Аввад бен Мубарак. Целям визита, общему контексту российско-йеменских отношений, развитию ситуацию вокруг Йемена и актуальной ситуации в регионе был посвящен круглый стол с участием известных востоковедов, состоявшийся в российской столице.
Напомним, что в йеменском конфликте участвуют несколько политических сил. Одна из них – так называемое законно признанное правительство, председатель которого совершил визит в Москву. Хуситское движение, которое контролирует значительную часть территории Йемена, представлено в первую очередь движением «Ансар Алла». Оно действует в Красном море против судов, так или иначе связанных с Израилем, а в ходе нынешнего конфликта в Газе поддерживает движение ХАМАС. Отдельный регион страны - Южный Йемен, где действует Южный переходный совет. В мае 2023 года на юге страны состоялось совещание всех политических сил этого региона, которые объявили о восстановлении государственности Южного Йемена. Действуют на территории страны и исламистские группировки, Аль-Каида, Исламское государство (обе – террористические группировки, запрещенные в России).
Экс-посол России в Йемене, политолог Александр Засыпкин считает, что состоявшийся визит бен Мубарака полезен для обеих сторон – и для России, и для этого правительства, потому что у обеих сторон есть общее поле для переговоров по урегулированию йеменского кризиса. Россия акцентирует важность политико-дипломатических усилий, направленных на преодоление конфликта, но основную ответственность за эскалацию в регионе, которая происходит уже длительное время, возлагает на Соединенные Штаты. При этом, конечно, не стоит забывать, что противостояние движения «Ансар Алла» с Соединенными Штатами и Великобританией имеет гораздо более давнюю историю. Сейчас мы являемся лишь свидетелями очередного ее этапа, основным триггером которого послужили события вокруг Газы, связанные с военными действиями израильской армии против движения Хамас.
«В сложившейся ситуации для йеменцев очень важно иметь контакт с Россией. Наша страна поддерживает отношения со всеми сторонами конфликта, поэтому имеет возможность продвигать те идеи, предложения, которые могли бы снизить напряженность и способствовать стабилизации обстановки. Однако можно ли этого достичь сейчас, на данном этапе - большой вопрос. Мы видим лишь усилия, которые прилагают те или иные вовлеченные стороны в попытках добиться хоть какого-то прогресса. Если говорить о вооруженном конфликте в секторе Газы, то Россия выступает за скорейшее прекращение огня и приоритет гуманитарных вопросов. Что же касается ситуации в Красном море, то здесь главный вопрос связан с защитой судоходства. Преодолеть все препятствия, которые здесь существуют, в обозримой перспективе очень затруднительно. Движение «Ансар Алла» фактически являются властью в северной части Йемена. Оно является неотъемлемой частью так называемой «оси сопротивления» - регионального объединения, которое выступает против Израиля, но может выступить и против других сил. В частности, когда возникла террористическая угроза для Сирии, то все движения этой оси выступили единым фронтом против ИГИЛ», - подчеркнул А.Засыпкин.
Приветствуя визит премьер-министра этого йеменского правительства, мы, конечно, не должны забывать, что на международной арене оно близко к Вашингтону и Лондону, а в региональном аспекте - Саудовской Аравии и ОАЭ. Без диалога между основными сторонами йеменского конфликта совершенно невозможно представить себе перспективу урегулирования ситуации в самом Йемене. Сейчас этот диалог затруднен, но его необходимо вести, учитывая интересы всех участников конфликта как на севере, так и на юге страны», - заключил А.Засыпкин.
Заместитель заведующего базовой кафедрой Института востоковедения РАН факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов рассказал о том, как ситуация в Йемене оценивается в регионе в целом. «На сегодняшний день конфликт в Йемене теснейшим образом связан с ситуацией вокруг Газы. Объективно «Ансар Алла» превратилось в самое популярное движение на территории Йемена, даже если ранее оно таковым и не являлось. Так называемые «марши миллионов», которые практически ежедневно транслируют связанные с Саной информационные агентства, действительно отражают широкое общественное участие и солидарность с его позицией. Это меняет расклад сил, в том числе и в ходе йеменского переговорного процесса», - заметил он.
«Сегодня подлинным правительством мнения является не то, премьер-министр которого прибыл с визитом в Москву, а правительство Махди аль-Машата и Абдель Азиза бин Хабтура, находящееся в Сане. Это правительство, представляет собой альянс «Ансар Алла» и бывшей правящей партии Всеобщий народный конгресс. Участие в атаках в Красном море, увязанное с прекращением боевых действий в секторе Газа, делает хуситов наиболее решительными, последовательными защитниками палестинского дела в глазах не только и не столько самих палестинцев, сколько арабской «улицы» и общественности в Западной Азии и Северной Африке, а также за пределами региона. Это значительно усиливает их переговорные позиции с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и альтернативным правительством – Советом президентского руководства во главе с Рашидом аль-Алими, находящимся в тесной кооперации с Эр-Риядом и Абу-Даби», - заметил Г.Лукьянов.
По словам ученого, действия, которые предприняли США против хуситов и их военных объектов на территории Йемена, в значительной мере сорвали планы Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов по поиску политических способов урегулирования йеменского конфликта. «Значительные вложения и усилия, сделанные этими двумя странами за последние годы, были в значительной степени аннулированы возвращением к «дипломатии канонерок» в исполнении Вашингтона. Расчет на то, что удастся сравнительно малыми силами флота и авиации принудить движение «Ансар Алла» к отказу от радикальной риторики, и, главное, активных действий, сегодня не приводит к какому-либо серьезному эффекту. Это создает понимание у всех участников как самого внутрийеменского конфликта, так и региональных игроков, что такая ограниченность потребует у американцев, стремящихся не только достичь цели, но и сохранить лицо, предпринять наземные военные действия. В силу объективных обстоятельств поступить так они не могут. Однако это создает возможность для заинтересованных групп участвовать в торге за экономическую и политическую поддержку.
Г.Лукьянов напомнил, что внутри Президентского руководящего совета и, соответственно, правительства, председатель которого посетил Москву, сейчас идет активная борьба. «Сегодня идет активный торг за то, что можно предложить американцам и что можно взамен получить от них. И премьер-министр Ахмед Аввад бин Мубарак тоже находится перед определенным выбором. Если возобладают радикалы, сторонники военного решения, отказа от переговорного процесса, то его позиции как гражданского политика, безусловно, ослабнут. Поэтому находясь между алармистскими настроениями США и стремлением Саудовской Аравии вернуть ситуацию к переговорному процессу, он ищет способы, платформы, каналы для снижения напряженности», - отметил востоковед.
Россия неоднократно заявляла о своей готовности содействовать поиску политического урегулирования как йеменского конфликта, так и широкого набора конфликтных ситуаций в регионе. Йеменская сторона неоднократно становилась участником различных обсуждений концепции региональной безопасности, которая была предложена Российской Федерацией для формирования более надежной модели регулирования безопасности в регионе Персидского залива, и с большим пониманием относится к тем принципам и идеям, которые выдвигает российская дипломатия.
«Для ряда политических сил в Йемене сейчас наступил очень важный момент. Они рискуют, с одной стороны, потерять значительное количество очков в конкурентной борьбе с правительством в Сане за власть в Йемене, с другой стороны они рискуют потерять ту небольшую реальную поддержку, которую они получают извне от Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и США. Сегодня, при ограниченности ресурсов, у всех акторов йеменского противостояния идет активная борьба за выживание. В этой связи состоявшийся визит один из многих потенциально призван усилить позиции одной из конкурирующих сторон», - пояснил Г.Лукьянов.
Эксперт считает, что к состоявшемуся визиту необходимо относиться, с вниманием, но и с должной степенью скепсиса, понимая, что ситуация намного сложнее, чем может оказаться на первый взгляд. Проблема безопасности в Красном море не может быть решена одномоментно. Это невозможно сделать ни силовыми методами, на которые рассчитывают сделали США, ни путем ограниченных инициатив, которые предлагает Европейский союз и ряд западных государств. Здесь нужны комплексные решения в сфере безопасности, комплексные механизмы урегулирования, новые механизмы гарантий, и это увязывает нас со всей сложностью проблем конфликта в Газе. Там нужны такие же комплексы безопасности, и в первую очередь эти меры должны предприниматься самими региональными игроками. Региональные страны ни в коем случае не должны мешать, но лишь помогать. Для этого нужно общаться как на уровне публичной дипломатии, так и на экспертном уровне.
Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов отметил, что исход йеменского конфликта многое зависит от региональной обстановки, а также от глобальной ситуации в целом. Пока конфликт в Газе продолжается, хуситы продолжат действовать в Красном море так, как и раньше. С другой стороны, усилия США и их союзников по обеспечению безопасности судоходства в Красном море пока не привели ни к каким результатам.
Меняется и региональная ситуация. Если ранее, после восстановления отношений с Ираном, Саудовская Аравия несколько смягчила свое отношение к хуситам, поскольку движение «Ансар Алла» - союзник Тегерана, то сейчас риторика Эр-Рияда несколько изменилась и приобрела более проамериканский характер. Тем не менее, Саудовская Аравия не спешит участвовать в американской коалиции по борьбе с хуситами, занимая выжидательную позицию. «В случае подавления движения хуситов Эр-Рияд тоже может оказаться не в лучшем положении, так как потеряет свою позицию посредника в урегулировании конфликта. С другой стороны, совершенно очевидно, что США и их союзники не будут проводить наземную операцию в Йемене, поскольку это повлечет за собой и значительные потери, да и сам этот конфликт вряд ли будет способствовать повышению имиджа Вашингтона. К тому же все были свидетелями ударов по военным базам США в Ираке, Иордании, Сирии, которые будут периодически повторяться», - заметил востоковед.
Б.Долгов отметил, что премьер-министр так называемого международно признанного правительства в Йемене Ахмад Аввад бин Мубарак тесно связан как с Вашингтоном, так и с Эр-Риядом. В 2015-2020 годах он был послом в США, а в 2018 году - представителем ООН от Йемена. Кроме того, он входил в окружение бывшего президента Мансура Хади, свергнутого хуситами и их союзниками в Йемене. Поэтому переоценивать визит бен Мубарака в Москву не стоит. «Поддержка диалога в Йемене для России важна. Но сейчас для Москвы самое главное – это украинский конфликт, который имеет для нее глобальное измерение. От того, как будет завершен этот конфликт, зависит и ситуация в России как таковой, и ситуация в регионе», - заметил ученый.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs