Нынешнее Рождество в Германии никак спокойным и умиротворяющим, как его в своих традициях обычно любят проводить немцы, не назовёшь. При всей праздничной мишуре и сверкающих огнями рождественских ярмарках с толпами туристов во многом так или иначе ощущается тревожный флёр большого политического кризиса в стране и дыхание предстоящих досрочных парламентских выборов – будь то программы телевидения, газетные полосы, разговоры в пивной или ценники в магазинах. Острым потрясением стал для немцев в канун праздника и чудовищный теракт в самом центре восточногерманского Магдебурга, где вечером 20 декабря выходец из Саудовской Аравии на автомобиле с огромной скоростью протаранил массу посетителей главной рождественской ярмарки Нижней Саксонии. Четыреста метров с телами десятков убитых и раненых, четыреста метров, ставших ещё одним треком для политических страстей на мигрантскую тему. Аналогичный теракт произошёл ещё в декабре 2016 года в Берлине, напомнили СМИ, но, как видно, власти плохо извлекли уроки из прошлого.
Голосование в бундестаге 16 декабря о вотуме доверия, в котором парламентарии отказали обанкротившемуся канцлеру ФРГ и его кабмину, в сущности, было техническим. Но необходимым для старта новой избирательной кампании. Иного никто и не ожидал. Все прекрасно понимали, что после краха правящей «светофорной» коалиции из социал-демократов, «зелёных» и свободных демократов стране, увязшей в массе экономических и социальных проблем, остро необходима политическая перезагрузка. После официального прошения проигравшего вотум Шольца президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер объявил о намерении распустить бундестаг. Но дабы не омрачать политикой Рождество, решил, что только 27 декабря назовёт дату роспуска парламента и объявит о назначении досрочных выборов.
Формально именно эта дата и даёт старт предвыборному марафону. Но фактически он стартовал давно и набрал уже полную силу к моменту голосования в бундестаге. Парламентскую трибуну в прениях каждый из партийных лидеров вовсю использовал для своей предвыборной агитации и «подтопления» конкурентов: лидер СДПГ Шольц топил главу ХДС Фридриха Мерца и «саботажника» либерала Линднера, Мерц – Шольца, а кандидат в канцлеры от правопопулистской "Альтернативы для Германии" (АдГ) Алис Вайдель на пике эмоций громила обоих. Вчерашний же ещё «светофорщик», экс-министр финансов от СвДП Кристиан Линднер, внесший наиболее весомый вклад в вечные раздраи членов кабмина, а в итоге и в развал коалиции, как ни в чём не бывало, присоединился к атакам оппозиции на Шольца, явно подыгрывая Мерцу. Всё, как говорится, по законам жанра. Но вот страсти погасли под куполом бундестага, а что в сухом остатке, что горячие немецкие политики предлагают немцам?
По всем массовым опросам, фаворитами предвыборной гонки, как и полгода назад, остаются консерваторы блока ХДС/ХСС. Каждый третий немецкий избиратель более всего доверяет теперь им. Это подтвердил и новый опрос Deutschlandtrend (сост. на 19.12), регулярно проводимый по заказу Первого телеканала ARD. По его итогам, за ХДС/ХСС собираются голосовать 33% избирателей. По-прежнему на втором месте АдГ - 19%. Что касается партии канцлера, то СДПГ потеряла ещё пару процентов своего прежнего рейтинга и теперь делит третье место с «зелёными» (по 14% у каждой партии). Если такая тенденция сохранится и после Нового года, то лишь эти пять партий могут быть уверены, что поделят места в будущем составе бундестага, поскольку малые партии пока явно не могут заручиться поддержкой избирателей, необходимой для преодоления 5%-ого парламентского барьера. Либерал Линднер так и не смог убедить немцев в разумности своей финансово-экономической политики, а, может, и просто не вызывает более у них доверия как не очень надёжный человек (предателей нигде не любят), во всяком случае рейтинг СвДП теперь на минимуме - 3%. Столько же и у Левой партии, которая переживает пору политического заката и никак не может внятно адаптироваться к современной германской социально-политической повестке. Что не скажешь о выросшей из Левой генерации политиков, объединившихся в левопопулистский Союз Сары Вагенкнехт (ССВ). Получив удачный старт на сентябрьских восточногерманских выборах и заняв сразу неплохие для молодой партии позиции в парламентах трёх земель, этот Союз на федеральном уровне всё же пока не обрёл заметного влияния. По данным Deutschlandtrend, рейтинг ССВ сейчас едва дотянул до 5%, но этот показатель держится весьма неустойчиво и в других опросах часто бывает ниже. Так что риск не попасть в новый бундестаг для Сары Вагенкнехт и её соратников остаётся высоким.
Ситуация для канцлера Шольца и всей пока ещё правящей СДПГ при таком низком рейтинге – это просто катастрофа. Социал-демократы в современной Германии ещё никогда не чувствовали себя так неуютно. Традиционно размахивая знаменем социальной справедливости, они никак не ожидали, что самая могучая и влиятельная когда-то в Европе страна ныне окажется им не по плечу. И сегодня упрёки градом сыплются на них со всех сторон – за обострившийся мигрантский кризис и провальную бюджетную политику, за падающую экономику и бегство за рубеж заводов ведущих грандов индустрии вроде Volkswagen и BASF, за разорительные решения для немецкого фермерства, за растущие счета за электроэнергию и газ после разрыва нормальных отношений с Россией, наконец, за попытку втянуть страну в авантюрные, по сути, международные инициативы ЕС и НАТО вроде противостояния с Москвой ради военной поддержки националистического киевского режима.
Шольц, как видно, не смог пробудить должного доверия у бюргеров, когда с трибуны бундестага эмоционально ставил перед ними с прицелом на грядущие выборы риторические вопросы: «Доверяем ли мы себе как сильной стране, чтобы мощно инвестировать в наше будущее? Есть ли у нас уверенность в себе и своей стране, и не ставим ли мы наше будущее под угрозу? Не рискуем ли мы нашей сплоченностью и процветанием, откладывая давно назревшие инвестиции, компенсируя необходимую поддержку Украины и инвестиции в наши вооруженные силы за счёт хорошего здравоохранения, стабильных пенсий и эффективных муниципалитетов?».
В проекте новой предвыборной программы СДПГ основной упор сделан именно на социальную политику (11 января программа будет утверждаться на партийной конференции). Социал-демократы хотят оживить экономику за счёт стимулирования внутреннего спроса путём повышения минимальной оплаты труда и глубокого реформирования налоговой политики. Планируется, что основное бремя налогов будет перераспределено на наиболее состоятельных граждан, и тогда 95% жителей Германии смогут почувствовать налоговое облегчение. Подается это как чуть ли не революционное решение для ФРГ с конечной целью, «чтобы самые высокие доходы и активы были более вовлечены в финансирование общего блага и модернизации нашей страны». Также СДПГ предлагает искусственно снизить тарифы на электроэнергию и продлить действие ограничения на размер платы за аренду жилья – острейший вопрос для подавляющего большинства немцев. Но, кажется, многое здесь отдаёт отчаянным популизмом.
Чтобы Германия могла позволить себе такие меры, как раз и нужны те самые инвестиции, о которых говорил Шольц. Поэтому для компаний-инвесторов предусматривается поощрение путем возврата налогов на инвестиции. Ради инвестиций команда Шольца также намерена решительно добиваться отмены конституционного правила «долгового тормоза», ограничивающего финансовые заимствования государства. По сути, это один из ключевых моментов в программе партии. Расходы на оборону в СДПГ хотят оставить на уровне 2% от ВВП. А вот риторика относительно поддержки Украины, очень похоже, пока будет приглушена. Более того, чутко уловив опасения населения по поводу возможного втягивания Германии в военный конфликт с Россией, Шольц решил сделать одним из центральных лозунгов своей предвыборной кампании твёрдое обещание никогда не предоставлять Киеву такого оружия, как дальнобойные крылатые ракеты Taurus, и таким образом придать СДПГ флёр миролюбия. По замыслу, это должно резко противопоставить его Фридриху Мерцу как «ястребу» во главе консерваторов, которые готовы поставить эти ракеты ВСУ и тем самым рискнуть безопасностью немцев. Прямо скажем, такая забавная деревенская хитрость вряд ли кого способна ввести в заблуждение, если учесть, что именно правительство Шольца бездарно спалило миллиарды денег немецких налогоплательщиков в пламени украинской войны, став вторым после США спонсором киевского режима.
В лагере основных претендентов на победу - ХДС/ХСС - начали готовиться к смене федерального канцлера и досрочным парламентским выборам задолго до официального объявления о распаде «светофорной коалиции». Оппозиционеры изначально надеялись, что эти выборы им удастся инспирировать в марте 2025-го. А до того старались приблизить этот день как могли, не чураясь подрывных политических интриг, в том числе и склоняя на свою сторону Линднера. Ранее мы уже писали об этом. Поэтому и над своей программой консерваторы поработали основательно, прописав её перспективы аж вплоть до 2030 года. Анонсировано также скорое появление 100-дневной «немедленной программы экономического роста». Мерц так пафосно резюмирует свои политические идеи - меньше долгов и перераспределения, но больше мотивации и конкурентоспособности: «Мы не хотим лучше распределять существующий маленький пирог, а хотим работать вместе, чтобы создать больший торт для всех».
Христианские демократы не отстают и тоже намерены снизить налоги, а кроме того, отменить знаменитый «налог на солидарность», введенный после объединения Германии для поддержки земель бывшей ГДР. Но в отличие от СДПГ они продвигают налоговые льготы на миллиарды долларов прежде всего для сотрудников корпораций и компаний: «Сейчас важно широкое облегчение». Взносы работающих граждан на социальное обеспечение должны быть уменьшены, а оплата сверхурочной работы не должна облагаться налогом. А вот затрагивающий в том числе и детей скандальный Закон о самоопределении, который протащили «светофорщики» под лозунгами человеческой свободы, христианские демократы хотят отменить немедленно. Они отвергают «изменение гендерной записи и имени детей и молодых людей без экспертного заключения, консультации и решения суда», как это позволяет действующий с ноября закон. Как считают в ХДС/ХСС, в «возрастной, изменчивой жизненной фазе полового созревания» необходимо исключить, чтобы «сомнения в личности» приводили к «неосторожной смене пола».
В экономической сфере особое внимание – энергетике. Альянс консерваторов планирует расширить электросети и снизить сетевые сборы, а также развивать все возобновляемые источники энергии. В том числе одобряется «вариант ядерной энергии», включая возможность возобновления работы недавно остановленных атомных электростанций. А вот закон об отоплении, принятый «светофорным» кабмином и призванный сократить вредные для климата выбросы, должен быть отменен. Хватит, наигрались? Но при этом альянс хочет тратить больше денег на полицию и армию и поэтапно возродить обязательную военную службу. А ещё - взять на себя инициативу по созданию европейского противоракетного щита. Не забыли и про Киев. Консерваторы собираются продолжить поддержку режима Зеленского «дипломатическими, финансовыми и гуманитарными средствами, а также поставками оружия». Примечательно, что при всей широте своих амбициозных замыслов в ХДС/ХСС намерены придерживаться требований «долгового тормоза». И на этом фоне невольно вспоминается знаменитое черномырдинское «А где возьмешь?». Чёткого ответа на этот вопрос, как отмечают эксперты, в программе консерваторов не прописано. На это уже отреагировали социал-демократы. «Фридрих Мерц планирует выделить миллиарды на помощь высокооплачиваемым работникам и крупным компаниям, но оставляет открытым вопрос, кто должен оплачивать счета», — прокомментировал генеральный секретарь СДПГ Маттиас Мирш газете Tagesspiegel .
Важнейшими программными положениями являются также вопросы борьбы с миграционным кризисом. ХДС и ХСС занимают жесткую позицию в отношении политики предоставления убежища, декларируют курс на ограничение притока беженцев и активную депортацию нелегалов в их страны, включая до сих пор не признанные безопасными Сирию и Афганистан. Фридрих Мерц в связи со сменой режима в Дамаске призвал больше не пускать в Германию беженцев из Сирии, а тех, кто не захотел интегрироваться, выслать обратно на родину. Теперь из Сирии могут бежать и сторонники свернутого президента Башара Асада, считает глава ХДС. Этим людям, мол, предоставлять убежище в Германии категорически нельзя.
«Альтернатива для Германии» представила свои ключевые позиции в проекте предвыборного манифеста. Вторая по популярности партия страны якобы во имя возрождения былой немецкой мощи по-прежнему продвигает идеи выхода ФРГ из ЕС, отмены евро и возвращения немецкой марки в качестве национальной валюты. Но по этому поводу должен быть проведен референдум. АдГ представляет будущее Германии в новом объединении - «Европе отечеств». Имеется в виду конфедерация государств, где по-прежнему будет существовать общий рынок, а внешние границы должны быть защищены от нелегальной миграции. В случае прихода к власти «Альтернатива», как и консерваторы, планирует сохранить угольные электростанции и возобновить работу всех атомных. Кроме того, АдГ хочет вернуться к закупкам природного газа в России при одновременной отмене антироссийских санкций. Планы АдГ также предполагают рост расходов на оборону: бундесвер должен быть хорошо оснащен финансово и увеличен в кадровом отношении. В партии выступают за отказ от приёма Украины в НАТО. Украина в представлении АдГ видится нейтральным государством вне НАТО и ЕС.
Что касается столь «любимой» правопопулистами миграционной политики, то здесь мало отличий от намерений консерваторов. АДГ тоже выступает за усиленный контроль на границах Германии, а также серьёзное ужесточение правил приёма новых беженцев. АдГ проведет двухдневную партийную конференцию в Ризе, Саксония, 11 и 12 января. Там и будет принята основная предвыборная программа.
Партия «Союз 90-х/Зелёные», как всегда, приоритетом ставит защиту климата и через эту призму предлагает смотреть на перспективы социальной политики. В проекте своей программы «зелёные», в частности, говорят о введении так называемых климатических денег, которые должны выплачиваться людям с низкими и средними доходами. Эти деньги должны быть получены от налога на выбросы углекислого газа. Партия также выступает за увеличение льгот и пособий за счёт увеличения налогов для богатых. Ещё в проекте программы предусматривается реорганизация пенсионной системы и использование средств пенсионных фондов для инвестиций. С помощью так называемого Гражданского фонда «зелёные» хотят сделать пенсионную систему «более справедливой». Фонд должен финансироваться за счет кредитов и собственных ресурсов федерального правительства. Чтобы поддержать эти меры, партия хочет закрыть налоговые лазейки, реформировать, как и СДПГ, «долговой тормоз» и ввести спецналог на миллиардеров. Заметное место в документе уделено борьбе с коррупцией и отмыванием денег. С этой целью партия намерена добиваться создания совместного центра федеральных органов безопасности и мощной финансовой полиции. 26 января «зелёные» встретятся на партийной конференции, чтобы принять свою предвыборную программу.
Либералы СвДП, ведомые «недостаточно нравственно зрелым» (выражение Шольца) Кристианом Линднером, тоже представили свой проект программы. Невзирая на удручающие аутсайдерские позиции партии, свободные демократы оказались самыми щедрыми на перспективные обещания. Из всех партий они готовы пойти на самое значительное снижение налогов. Согласно оценкам Института немецкой экономики, в случае гипотетического успеха на выборах партия Линднера могла бы облегчить налоговое бремя граждан на 138 млрд. евро. Между тем, напоминают критики, погоня за снижением налогов может привести к уменьшению государственных средств для финансирования социальной политики. Кроме снижения налогов либералы в своей программе выступают за фундаментальную реформу системы социальных выплат гражданам. Предлагается, в частности, чтобы пенсионные фонды инвестировали деньги на фондовом рынке и за счёт дивидендов выплачивали пенсии. Правило «долгового тормоза» согласно программе свободных демократов, в отличие от позиции СДПГ, неприкосновенно и должно строго соблюдаться.
Партия Сары Ванкенкнехт пока не представила свою программу, решение должно быть принято 12 января на национальном съезде ССВ в Бонне. Но известно, что на презентации предвыборной кампании Вагенкнехт назвала ядром своей политики «вопрос войны и мира» и подчеркнула, что принципиально отвергает военную силу для достижения политических целей. По-прежнему беспокоил её слабо решаемый вопрос с восточными беженцами. Что касается будущего кабмина, то лидер партии настаивала на создании «правительства экспертов» вместо партийных политиков в министерствах. Ожидается, что ССВ в своей программе закрепит намерения ужесточить миграционный контроль, обуздать бюрократию и расширить социальные гарантии граждан, а также прекратить поставки оружия в Украину и отказаться от санкций против России.
Подводя итоги, отметим, что разворачивающаяся сегодня в Германии предвыборная борьба при нынешних партийных раскладах выглядит скорее как политическая постановка с заранее предсказуемым финалом относительно главных победителей и побеждённых. Она показывает в большей мере, от чего стремится уйти сегодня немецкое общество, но не слишком убедительно высвечивает пути к тем ориентирам, которых оно хотело бы достичь. Хотя из партийных программ с их ярко выраженным акцентом на «социалку» отчётливо видно, что политики хорошо понимают усталость людей от навалившихся на страну проблем и их запрос на позитивные перемены. Сегодня практически бессмысленно гадать, какие партийные альянсы и пасьянсы ждут немцев, прежде чем они обретут в будущем году новое дееспособное правительство и парламент. На самом деле вариантов не так много – альянс ХДС/ХСС при всём своём лидерстве так или иначе будет вынужден договариваться и искать компромиссы с теми, кого он сейчас сделал мишенью своих критических эскапад и от кого получает болезненные пинки в ответ. А любой компромисс – так или иначе ущемление своих амбиций и обещаний, по-другому политика не делается. Не велик, по сути, выбор и у самих избирателей. Ни один из предлагаемых им кандидатов в федеральные канцлеры, отмечают социологи, не пользуется большими симпатиями, даже лидер консерваторов Фридрих Мерц. Как показал тот же Deutschlandtrend, хорошим главой правительства он был бы только для 28% опрошенных. Впрочем, у остальных претендентов на пост канцлера рейтинги еще хуже - 27% у кандидата "зеленых" Роберта Хабека, 19% - у Олафа Шольца, 17% - у лидера АдГ Алис Вайдель. При этом, однако, антирейтинг самый большой именно у действующего канцлера: 75% избирателей считают, что его переизбрание было бы плохим вариантом для Германии.
Что касается международной политики, то из всех нынешних парламентских партий только АдГ и ССВ обозначили в этой сфере более трезвый взгляд на войну на Украине и взвешенный подход к перспективам налаживания отношений с Москвой, за что, несмотря на абсолютную полярность, получили ярлык прокремлёвских. Остальные же партии при всех своих отличиях во взглядах на дальнейшее развитие Германии и общества стоят на привычных позициях трансатлантической солидарности с США и НАТО и не демонстрируют никаких конструктивных намерений относительно реалистичного разрешения украинского конфликта. И в этом плане пока не приходится рассчитывать на позитивную роль будущего правительства и новых парламентариев ФРГ в оздоровлении международного климата в Европе и построении современной и надёжной новой системы европейской безопасности, основанной на сложившихся реалиях, включая трезвое понимание жизненных интересов России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs