ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Социология – как фактор состояния украинского общества

13:25 23.12.2024 • Денис Батурин, политолог

Украинская и иная социология относительно Украины – явление интересное. Какие бы цели ни преследовали исследователи, экспертиза состояния украинского общества или формирование общественных настроений – манипуляции очевидны, но при этом обнародованные исследования позволяют делать выводы о реальных общественных настроениях.

Сначала об общественных отношениях в гуманитарной сфере. Украинский режим продолжает переформатирование сознания граждан, заодно переписывая историю. Так, есть намерение перенести дату основания Одессы, в связи с чем был проведен среди одесситов опрос. Его легенда следующая: «Предлагается эту дату [основания Одессы - Д.Б.] перенести с 1794 года (рескрипт об основании военной гавани с купеческой пристанью, изданный Екатериной Второй) на 1415 год (утверждается, что это год первого письменного упоминания о порте Кочубеев, который, как утверждают теперь в Киеве, существовал на месте современной Одессы)».[i] 

Вопрос о переносе даты задавался одесситам, и результаты публикуются такие:

48,1% – поддерживают, 

15,9% – не поддерживают, 

32,8% – считают вопрос несвоевременным. 

3,2% затруднились с ответом

И это сейчас, после многолетней «работы» с сознанием граждан и силового давления на них. Информации о репрезентативности исследования нет, нет информации и о том, кто проводил опрос. Но есть информация о заказчике опроса - это Институт национальной памяти Украины, который был создан при «оранжевом президенте» Викторе Ющенко и первым делом добился признания Романа Шухевича, командира ОУН-УПА* героем Украины. 

Ничего - кроме попытки легализовать переписывание истории, дальнейшей «национализации» сознания украинцев, отрицания неразрывной связи нынешней территории Украины с историей России - в этом опросе нет. В свое время украинские «социологи» и их заказчики не смогли найти точку опоры в придуманной ими истории, где украинцы потомки древних ариев, но мифология до сих пор жива и «задалбливается» в умы. Сейчас, чтобы назначить новую дату основания Одессы, ушли вглубь веков, к неведомой дате упоминания какого-то порта пятьсот лет назад, что никак не связано с историей Украины, но главное - не найдено связи с историей России. «Одесса-мама» плачет…

Следующее направление работы с гражданами Украины - языковая политика. Украинская социологическая группа «Рейтинг» поинтересовалась, путем телефонного опроса, какой язык используют граждане в общении.[ii] («Наш разговор записывается…»)

58% опрошенных украинцев сказали, что говорят дома на украинском языке.

9% ответили, что дома говорят на русском,

31% выбрали вариант «говорим на русском и на украинском».

На Западе Украины практически все говорят на украинском, в центре Украины – говорят две трети.

Но на Юге Украины по-украински говорит треть, а на Востоке – четверть опрошенных. 

Как отметили наши эксперты в отношении этого опроса: «Не отпускает ощущение, что респонденты, отвечающие на вопрос интервьюера (на украинском, по телефону) «на обоих», скорее всего, как минимум думают на русском».[iii]

Констатируя ситуацию «уменьшения процента людей, считающих украинский язык родным», мовный [языковой – Д.Б.] омбудсмен Креминь с печалью сообщил на своем сайте: «К сожалению, в этом году начали проявляться признаки замедления украинизации».[iv] По его словам, одним из ключевых признаков этого является сокращение доли участников образовательного процесса, которые считают украинский язык родным: учащиеся – на 17%, родители – на 11%, учителя – на 8%. Омбудсмен сообщил об уменьшении показателей использования украинского языка в образовании, а также увеличении объемов русского языка в социальных сетях. Согласно данным омбудсмена: «Показательно, что только 37% учеников общаются с друзьями на украинском языке, а 39% – дома. Кроме того, на 10% уменьшилось количество учеников, предпочитающих украинский язык в интернете».

Языковая политика настолько важна для создания националистической Украины, что там создан институт языкового омбудсмена, а в некоторых областях даже выступают с инициативами внедрения «языковых патрулей». Там изо всех сил пытаются оборвать все культурные, исторические и социальные нити, связывающие исторические земли России, Русского мира, территории, получившие свое развитие в период Российской империи или Советского союза с нынешним пространством Украины. 

 

Для понимания ресурса общественной поддержки киевского режима и его политики проводятся опросы о готовности украинцев воевать. Так, в рамках опроса КМИС[v] 63% украинцев сказали, что готовы терпеть войну «столько, сколько потребуется». Делаем скидку на то, что это официальные цифры из Киева, а 3 с лишним миллиона граждан уже за границей. И, тем не менее, когда аналогичный вопрос задавался полгода назад, о готовности «терпеть сколько нужно» говорили 73%. Самое интересное здесь – расклад по регионам. На западе и в центре Украины за полгода настроение как бы почти не изменилось. Но вот на юге и на востоке – изменилось сильно: в феврале 2024 года на востоке было 70%, теперь готовых «терпеть сколько потребуется» осталось 38%; на юге полгода назад было 68%, теперь осталось 50%.[vi] 

Здесь результаты опроса интерпретировать относительно просто - ход СВО и ситуация на земле определяют взгляды украинцев, особенно в тех регионах, которые не только приближены к зоне боевых действий, но и ранее являлись преимущественно русскоязычными.

 

При этом социологи из США фиксируют «решительный сдвиг в отношении украинцев к войне» - Gallup сообщил о резком росте доли украинцев, настроенных на переговоры «как можно скорее»:

- 52% считают, что нужно «как можно скорее начать переговоры и закончить войну», 

- 38% по-прежнему считают, что Украина должна «продолжать сражаться до победы».

Год назад расклад был противоположным: 63% опрошенных украинцев были за продолжение боевых действий, и только 27% за переговоры.[vii]

На мой взгляд, объяснение здесь следующее – американские, как и украинские соцслужбы, занимаются не только экспертизой общественного мнения, но и моделированием определенных общественных настроений, а главное - подготовки общественного мнения к принятию политических решений. В данном случае речь идет о подготовке общественного мнения в США и на Украине к переговорам.

 

О том, что речь идет о моделировании в США общественных настроений в отношении украинского кризиса говорит еще один опрос Gallup. Впервые с начала СВО доля американцев, выступающих за скорейшее завершение конфликта на Украине, «даже если это означает позволить России сохранить территорию» (которую она контролирует сейчас), превысила долю тех, кто считает, что надо поддерживать Украину, «даже если это приведет к более длительному конфликту между Россией и США».[viii] Динамика общественных настроений, согласно данным американской соцслужбы:

Декабрь 2024 года - 48% за продолжение, 50% за завершение конфликта;

Март 2024 года - 55% за продолжение конфликта, 43% за завершение;

Август 2022 года - 66% за продолжение конфликта, 31% за его завершение.

 

На этом фоне опрос соцгруппы «Рейтинг» также фиксирует конфликтующее сочетание растущего желания завершения конфликта при сохранении доверия к военным, но не к ТЦК.[ix]

Интересно, что на Украине проводятся исследования об отношении украинцев к союзникам. «Украинцы стали меньше доверять Байдену и Шольцу», свидетельствует опрос, проведённый по заказу Центра «Новая Европа», результаты которого публикует украинское издание «Европейская правда».[x] Больше всего рухнул уровень доверия к президенту США Джо Байдену: в прошлом году он возглавлял рейтинг с 82%, теперь этот показатель составляет 55,2%. Еще один «лидер падения» – канцлер ФРГ Олаф Шольц. Год назад канцлеру доверяли 61,4%, теперь – 36,9%.

52,2% опрошенных полагают - сейчас партнеры делают недостаточно для победы Украины, и такие ощущения украинцев отразилось на рейтинге доверия к зарубежным лидерам. В 2024 году первое место рейтинга занимают глава Евросоюза Урсула фон дер Ляйен и президент Польши Анджей Дуда – у них фактически одинаковые показатели (65%). На третьем месте – премьер Канады Джастин Трюдо (около 60%), на четвертом – президент Франции Эмманюэль Макрон (58,4%). Пятое место – президент Молдавии Майя Санду (57,3%).

Что стоит за рейтингами доверия зарубежных лидеров объяснимо: падение рейтинга Байдена объяснимо окончанием его срока, Шольца стали любить меньше потому, что не хочет давать Зеленскому ракеты Taurus, фон дер Ляйен и Дуду «любят» исключительно за русофобскую риторику, и действия, за это же отдают третье место рейтинга Трюдо, четвертое место Макрона связано с его прожектами, которые не находят поддержку у его евроколлег (план оккупации Украины войсками европейских стран). А Санду – просто антироссийский политик, не обладающий значимыми ресурсами, но громко представленный в информационной повестке по причине ее переизбрания президентом.

Подобные исследования и их результаты подчеркивают политическую и ментальную зависимость не только политического класса, но и украинского общества от идеологической, военной и материальной поддержки из-за рубежа. И это нужно учитывать на будущее.

 

Что очевидно по итогам зарубежной и украинской социологии конца 2024 года:

- украинское общество устало от противостояния с Россией в интересах Запада;

- украинское общество в основном заражено национализмом и страдает ксенофобией в отношении русских, россиян, всего русского и российского;

- украинское общество до сих пор не готово признать истинные причины украинского кризиса;

- украинское общество пока не пришло к осознанию реалий, хотя и винит руководство страны, силовые структуры (ТЦК) в ситуации, в которой они оказались;

- украинское общество в основном до сих пор имеет фантазийное представление о будущем своей страны – то есть, истинном отношении стран Запада к Украине и ее гражданам и ситуации на фронтах.

 

Но при этом в целом цифры показывают явные подвижки в общественном сознании по разным направлениям в отношении конфликта, подтверждающие увеличивающееся ожидание его скорейшего завершения.

 

*запрещена в Российской Федерации 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://t.me/oizmedia/4526

[ii] https://ratinggroup.ua/files/ratinggroup/reg_files/ukr-24-ns-02-eng.pdf

[iii] https://t.me/oizmedia/4518

[iv] https://t.me/stranaua/180355

[v] https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1445&page=1

[vi] https://t.me/oizmedia/4462

[vii] https://t.me/oizmedia/4538

[viii] https://t.me/oizmedia/4690

[ix] https://t.me/stranaua/180320

[x] https://t.me/skabeeva/33142

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати