ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Спасает ли красота мир? О гуманитарном сотрудничестве во времена военного противостояния

11:50 18.12.2024 • Юрий Саямов, Заведующий кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор политических наук

Международное гуманитарное сотрудничество (МГС) произрастает из международных гуманитарных отношений, то есть отношений государств и других участников процессов на мировой арене по вопросам жизни человека и его прав. МГС в понимании, утвердившемся в российских цивилизационных представлениях, включает в себя международную деятельность в сфере образования, науки, культуры и социальной защиты, направленную на достижение устойчивого развития, обеспечение прав человека и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней людям. В более широком контексте МГС распространяется на области коммуникации и информации, взаимодействия с соотечественниками за рубежом, спорта и туризма, гендерного равенства, биоэтики, этики науки и искусственного интеллекта. МГС затрагивает вопросы социальных трансформаций, занятости и участия молодёжи, волонтёрского движения, поддержки социально уязвимых категорий и другие гуманитарные, обращённые к человеку и его проблемам сферы.

В процессах быстро менявшегося мира получил развитие взгляд на МГС как на интегральную часть международных отношений, по мере осложнения которых возрастает значимость гуманитарной деятельности, представляющей собой реальную альтернативу дегуманизации и обесцениванию человеческой жизни.

Несмотря на, казалось бы, очевидный смысл словосочетания «международное гуманитарное сотрудничество», оно понимается по-разному. На Западе его склонны или сводить к оказанию гуманитарной помощи, или, если потребуется, интерпретировать как некую возможность вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Поскольку МГС является частью международных отношений (МО), встаёт вопрос об их участниках. Состав участников международной гуманитарной помощи (МГП) определяется тем, что одни её предоставляют, другие её получают. Соответственно, первые именуются донорами, вторые - реципиентами. В определённом смысле, МГП - это улица с односторонним движением, если абстрагироваться от возможной отдачи для донора в виде политических, экономических, репутационных и иных дивидендов, способных возникнуть в результате оказания помощи или вследствие обязательств реципиента как условия для её предоставления. В отношении МГС дело обстоит иначе. МГС имеет сегодня глобальное измерение и может охватывать широкий круг участников современных МО, отличающихся огромным разнообразием и чрезвычайной сложностью. В ходе их развития появились международные союзы и организации, заявили о себе в качестве самостоятельных участников крупные города, политические и общественные движения, неправительственные объединения. Дипломатия государств дополнилась общественной или народной дипломатией. В виде отдельного направления сформировалась выросшая из МГС гуманитарная дипломатия. Мировой порядок, построенный на взаимодействии государств и балансе их сил, вытесняется новыми МО. Они включают в себя вместе с государствами неправительственную сферу, города и местные власти, других участников, все более настойчиво заявляющих о себе на мировой арене и заметно меняющих среду международного общения, в том числе, в гуманитарной сфере.

Таким образом, представляется возможным сформулировать следующее определение: МГС - это международная деятельность государств и других участников международных отношений в различных гуманитарных областях, направленная на достижение устойчивого развития, обеспечение прав человека и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней людям.

МГС, являясь частью МО, предположительно возникло практически вместе с ними, выведя на международный уровень гуманитарно-этические начала, имевшие предысторию своего существования у родов, племён и древних народов. Эра МО наступила, когда состоялся первый документально зафиксированный контакт древних государств, положивший конец их изолированному развитию. Это произошло примерно  36  веков  тому   назад,  когда египетский фараон XVIII-ой династии Тутмос I предпринял завоевательный поход в Сирию и достиг Месопотамии, впервые перебросив мост между двумя великими цивилизациями древности. По мнению известного французского исследователя древних цивилизаций Гастона Шарля Масперо (1846-1916), это событие стало началом всемирной исторической драмы международных отношений, которая с тех пор непрерывно разыгрывается на глобальной сцене, меняя лишь своё содержание, актеров и внешние формы проявления.

Основным способом осуществления МО исторически служили войны и завоевательные походы, занявшие  примерно 95% всего времени с начала общей глобальной истории человечества и потребовавшие не менее 3,5 млрд. человеческих жизней. В этой связи возрастающее значение приобретали гуманитарные элементы международного взаимодействия, которые отчасти смягчали жестокость противоборства и использовались правителями для утверждения своей власти и ассимиляции покорённых территорий. Отказ от насилия в пользу взаимных договорённостей с древности и до наших дней носит обычно не только и не столько альтруистический, сколько рациональный характер и базируется на принципе взаимности. Уважение неприкосновенности послов, сохранение жизни пленным и гуманное отношение к ним, отказ от насилия в отношении гражданского населения, женщин, стариков и детей основаны на расчёте на аналогичное поведение противоборствующей стороны. «Односторонний гуманизм» и уступки без взаимности обычно расцениваются как слабость и имеют своим следствием человеческие, материальные, репутационные и иные потери. Из глубины веков берёт свои истоки насаждаемый и поныне элитами ряда стран подход к определённым категориям людей как к «другим», не равным и недостойным гуманного цивилизованного обращения.  «Другими» могли провозглашаться как люди и целые народы противостоящей стороны, так и часть собственного населения. В Древнем Риме и рабовладельческих Соединённых Штатах Америки гражданские права и свободы не распространялись на рабов. В нацистской Германии «другими» считались люди неарийского происхождения, для которых был введён специальный термин «недочеловек» (Untermensch). В постсоветской Прибалтике и на Украине притеснениям как «другие» стали подвергаться жители этих территорий русского происхождения и затем и все русские вообще. Соответственно всё, что касалось «других», оценивалось с позиций, которые к «своим» не применялись. Тезис о том, что это – «другое», насаждал двойные стандарты оценок аналогичных действий в зависимости от того, кем они были предприняты – «своими» или «другими». Посредством дегуманизации «других» в отношении них утверждалось заведомое гуманитарное и правовое неравенство, и создавалась видимость обоснованности и правомерности посягательств на их суверенные права вплоть до права на существование. Одно из основных гуманитарных понятий – понятие демократии в ходе процессов дегуманизации и насаждения двойных стандартов выродилось и деградировало до функции маркера для обозначения «своих» как демократических, даже если речь шла об открыто националистических тоталитарных режимах, и недемократических, к которым относились все, не желавшие следовать в фарватере внешней политики Вашингтона.

Исторически МГС формировалось вместе с развитием МО, начиная с эпохи древних речных цивилизаций, образовавшихся на плодородных долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Следующей стала эпоха морских цивилизаций, которая охватила двадцать пять столетий с финикийской колонизации Средиземного моря и основания Карфагена - до Великих географических открытий. Средиземное море явилось пространством цивилизационного развития для древних государств Финикии, Карфагена, Греции и, наконец, Римской империи, сосредоточившей под своим началом почти весь мир того времени за исключением удаленных цивилизаций Китая, Индии и неизвестных тогда еще заокеанских цивилизаций сегодняшней Латинской Америки. Вслед за Средиземным морем инкубаторами экономического и гуманитарного развития постепенно становились Черное, Азовское, Балтийское и Северное моря. Они служили для государств и народов ареалами взаимного познания и развития разнообразных связей и торговли, играя важную роль в деле формирования МО и МГС. Складывались международные связи и торговые пути, развивавшие МГС. На одном из великих торговых путей «из варяг в греки» возникло Древнерусское государство.

Развитие отношений между странами и формирование новых торговых путей несло с собой значительные перемены политического, экономического и гуманитарного характера для государств и территорий, которые затрагивались этими процессами. Изменением структуры гуманитарных и культурных связей, на основании которых обычно складывались торговые маршруты, могло объясняться возвышение государств в одних случаях и утрата ими своих позиций и роли в других. Монгольское господство, угрожавшее Европе, обеспечивало в то же время торговые связи через Евразию от Среднего Востока до Китая, поскольку Pax Mongolica как полюс силы того времени был заинтересован в политических, экономических и репутационных преимуществах от их осуществления. Торговые связи между Средним Востоком и Европой велись, главным образом, итальянскими городами-государствами, тесное взаимодействие которых с Левантом развивало гуманитарное и культурное сотрудничество на обширном пространстве и подстегивало интерес к удаленным территориям Дальнего Востока. Наряду с итальянскими первопроходцами монгольскую столицу в те времена посещали и русские князья Ярослав Всеволодович и его сыновья Александр Невский и Андрей Ярославич. В 1466—1472 годах русский купец из Твери Афанасий Никитин совершил своё знаменитое путешествие в Индию, описанное им в повествовании «Хождение за три моря».

Использование привлекательности вместо принуждения, именуемое сегодня «мягкой силой», применялось как политическая технология МО и МГС с времён глубокой древности. Инструмент «мягкой силы» во внешней политике, который на протяжении веков использовался в практике разных эпох и народов, обрел глобальное применение в современных МО и МГС.

МО и МГС развивали, распространяясь по земному шару, великие религии, осуществляя свою гуманитарную дипломатию.

Древняя Эллада стала первой страной, исповедовавшей  идеалы духовной и общественной свободы, которой не знали государства Древнего Востока. Она внесла большой вклад в гуманитарное развитие человечества. Здесь состоялось утверждение понятие демократии, которое выступает в современной глобальной цивилизации в качестве культового, хотя оно претерпело заметные искажения своего первоначального смысла. 

Другим народом, оказавшим огромное влияние на развитие человечества и международных отношений в мире, были римляне. Оба главных народа античного мира – греки и римляне оставили глубокий, но отличавшийся по своему содержанию след в гуманитарной сфере. Греки преуспели в развитии философских воззрений, науки и образования. Римляне продвинулись в правовом поле, создав так называемое общенародное право (jus gentium), которок было призвано объединить на единой юридической основе народы Римской империи. В Древнем Риме складывались и утверждались понятия гражданства и гражданственности. Понимая гражданство как устойчивую правовую связь человека и государства и как инструмент укрепления государственных основ, власть стремилась утвердить его в качестве правового и морального института, дополняя понятием гражданственности как осознания своей причастности к стране, ее народу, корням и истокам. Прошедшее сквозь века преломление в глобальной истории понятий гражданства и гражданственности и их эволюция представляют собой глобальный процесс, играющий заметную роль в МО и МГС. Особое значение он приобретает на фоне миграционных процессов современного «нового переселения народов», чрезвычайно обостривших обстановку в мире вокруг вопроса о гражданстве и о возможностях  гуманитарной ассимиляции мигрантов.

Окончательным результатом греко-римской истории можно считать политическое и культурное объединение юго-западной Европы, северной Африки и западной Азии в единой обширной мировой державе на огромном пространстве вокруг Средиземного моря. Римская империя стала после Ассирии, Вавилонии и Персии еще одной державой, мечтавшей о власти над всем миром. Блистательная империя завершила свое существование, не добившись, как и другие, этой цели. Стремление к мировому господству, неоднократно приносившее народам бедствия и войны, до сих пор омрачает глобальный политический и гуманитарный ландшафт, являясь основой современной агрессивной политики и опасных действий США на мировой арене. Относительно стабильная в период своего существования гигантская Римская империя, распадаясь, погрузила в хаос, дикость и ужасающую жестокость всё огромное пространство, которое занимала. Подобная ситуация в дальнейшем неоднократно повторялась в истории, наступая каждый раз на территориях, на которых существовали разрушенные мировые империи или отдельные государства. Цивилизационные центры даже в пределах одной религии оказывались недостаточны для возникновения общего гуманитарного пространства, на котором действовали бы гуманные постулаты и принципы, способные смягчить жестокость нравов и обычаев войны и противостояния. Попытки выработать гуманитарные подходы к ведению войны, ограничивающие её жестокость для человека, отмечались ещё в первобытном обществе. Мера жестокости, дикости, зверств и других антигуманных проявлений возрастала, если рушился существовавший миропорядок, и снижалась, когда ситуация вновь обретала устойчивый характер.

В эпоху Средневековья, несмотря на всю дикость и безжалостность этого времени по отношению к человеку, развиваются относительно щадящие законы и обычаи войны, гуманные принципы обращения с военнопленными и мирным населением в ходе боевых действий и продвижения войск, чему способствовали Крестовые походы и обеспечение безопасности торговых маршрутов военными средствами. В частности, это касалось защиты женщин, детей и раненых, нередко находивших убежище в монастырях средневековых монашеских орденов, которые можно в известной степени считать прообразом гуманитарных организаций. Мера гуманизма во многом определялась состраданием и религиозными заповедями, бытовавшими этическими взглядами и представлениями о человеке. Изменение ценностей и смыслов гуманитарной сферы делало лабильными её категории, которые могли в разные эпохи определять один и тот же факт как гуманное или, напротив, антигуманное проявление. Так, например, в Средневековье допускалось применение пыток и причинение других телесных страданий, которые позже были отнесены к антигуманным проявлениям, подлежащим исключению из жизни мирового сообщества.        

Период XIV-XVI вв., получивший название Ренессанс или Возрождение, обозначил отказ от средневековых воззрений и продвижение гуманистической мысли, утвердившей представление о человеке и его свободе как о высших ценностях. Это представление оценивается как главное достижение ренессансного гуманизма. Если в Средние века умственная деятельность направлялась в основном на вопросы божественного содержания (divina studia), то Ренессанс вернул интерес к человеческим делам и проблемам (humana studia). Это направление, основной чертой которого был интерес ко всему связанному с человеком и его жизнью, стали называть гуманизмом, а его представителей - гуманистами. Утверждая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, реализацию своих способностей и призывая к построению более справедливого и совершенного общества, гуманизм получил свое развитие как глобальный процесс, продолжающийся в наше время как становление нового гуманизма многополярного мира на реальностях и вызовах современной эпохи.

Однако выдвижение ренессансных гуманистических идей отнюдь не означало их  воплощение в жизнь. Эпоха Ренессанса ознаменовалась чудовищной жестокостью и огромными жертвами разразившейся в Европе Тридцатилетней войны (1618-1648). Колонизаторы начали осваивать ресурсы других стран, превращая их в свои колонии, а жителей – в рабов. По сути дела, ренессансные гуманистические идеалы оборачивались новыми вызовами и потрясениями для человека. Перестройка политических и социальных отношений, как и всегда в истории, сопровождалась ростом антигуманных проявлений и отсутствием достаточных механизмов и возможностей их компенсации.

Великие географические открытия привели к радикальным изменениям в существовавших представлениях, обусловив настоящий умственный переворот в Европе, который приобрел огромное значение для всего мира. Переход к Новому времени ознаменовался небывалым развитием международных контактов и расширением познаний об окружающем мире и его закономерностях. Открывались новые миры и маршруты, развивались и взаимно обогащались гуманитарные и культурные связи. Одновременно усиливались антигуманные проявления и посягательства на жизнь, свободу и достоинство человека, особенно в отношении народов на покорённых захватчиками территориях. Зверски истреблялось местное население всюду в Азии, Африке и Латинской Америке, куда с оружием в руках пришли грабить, убивать и обращать в рабство европейцы. Уже с примерно  1440 года португальцы стали доставлять из Западной Африки рабов, которых первоначально выменивали на лошадей. Вместе с испанцами в 1494 году они попытались между собой глобально поделить земной шар, создав прецедент договорённости о разделе мира на сферы влияния. Первый опыт получил свое продолжение в виде постепенно сформировавшегося глобального процесса борьбы держав за раздел мира и его регионов на сферы влияния, который и сегодня во многом определяет содержание и характер МО и МГС.

Утверждавшееся мировоззрение Нового времени открывало простор для расширения международного взаимодействия в гуманитарной сфере Возникшие контакты между цивилизациями дали огромный объем материала для изучения, фактов и сведений гуманитарного и естественнонаучного характера, Возрождение наук и научных исследований ознаменовалось революционными достижениями в различных областях знания. Возникновение национальных академий наук в Англии (1660), Франции (1666), России (1724) продолжило создание научной ткани МГС.

Особое значение для развития МГС имело появление книгопечатания, которое, как считается, изобрёл немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг (1397 - 1468), работавший в Страсбурге. Оно оказало огромное влияние на развитие мира и гуманитарной сферы, став третьей информационной революцией после появления языка и изобретения письменности.  Развитие книгопечатания привело к небывалому ранее информационному взрыву. Книги и другие печатные материалы и документы обрели функцию главных носителей, хранителей и источников знаний и информации. Кульминацией третьей информационной революции явилось появление и быстрое распространение печатных средств массовой информации – газет, журналов, листовок, рекламы, оказавших большое влияние на развитие МО и МГС.          

Первой геополитической системой международных отношений, стал Вестфальский миропорядок, сложившийся по итогам исключительно жестокой и кровавой Тридцатилетней войны, которая затронула практически все европейские страны, включая Россию, став прообразом грядущих мировых войн и глобальных гуманитарных катастроф и потрясений. Вестфальский мир (1648) утвердил принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств как основу для построения МО в послевоенной Европе, а затем и во всём мире, которые продолжают действовать и в настоящее время, и закреплены  в Уставе ООН.  Эпоха Вестфаля оставила глубокий след в развитии политической и гуманитарной сферы. В этот период нарастает влияние на остальной мир европейских гуманитарных и культурных ценностей. Ведущие государства Европы вырабатывают долгосрочные концепции своих государственных интересов на европейской и мировой арене. Россия, вступившая в 1721 году по завершении Северной войны в число великих держав, оставалась, тем не менее, отчасти подверженной представлениям о превосходстве западной цивилизации. В российском министерстве иностранных дел даже внутренняя переписка осуществлялась одно время на французском языке, общаться на котором и учить своих детей считалось хорошим тоном в кругах русской знати. Восторги по поводу всего французского умерила агрессия Наполеона, возглавившего поход европейских захватчиков на Россию, который завершился разгромом и появлением русских казаков на улицах Парижа.

Изменившиеся политические и международные отношения диктовали необходимость их нового системного урегулирования. Этим занялся Венский конгресс 1815 года, создавший Венскую систему международных отношений, которую также называют системой Европейского концерта, имея в виду достигнутое согласие основных государств-участников, ее гарантов. Впервые было сформулировано понятие «великие державы» применительно к России, Австрии и Великобритании, которые вместе с Пруссией создали значимый прецедент, взяв в «клуб победителей» в целях достижения единства и стабильности основных государств Европы также и побежденную Францию.

Возникает миротворческое движение, в дни работы Венского конгресса в Нью-Йорке создаётся гуманитарная организация «Общество за мир» (“Peace Society”). На повестку дня конгресса выходят гуманитарные вопросы, обсуждаются проблемы работорговли и отношений европейцев с «другими». Взгляд на Европу как на некое благословенное пространство, «райский сад», и на остальной мир как на «джунгли», сохранится в европейских элитах до настоящего времени и прозвучит в пресловутом заявлении верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам Жозепа Борреля в конце 2022 года.

Венская система, стала почти на 40 лет до начала Крымской войны (1853-1856) прообразом системы коллективной безопасности в Европе.

Крымская война, представлявшая собой очередной заговор Запада против России,  ознаменовалась гуманитарной проблемой раненых, на облегчение положения которых направлялись общественные благотворительные инициативы оказания им гуманитарной помощи, предоставления лекарств и возможностей медицины. Главный хирург осаждённого англо-французскими войсками Севастополя и основатель военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов заложил гуманитарные подходы к раненым, позволившие сохранить жизнь многим из них. Вопросы здравоохранения стали обсуждаться на международном уровне. В 1850-е годы состоялись первые международные санитарные конференции, проведение которых впоследствии становится регулярным. Гуманитарная гражданская активность по вопросам здоровья сочетается с миротворческими инициативами. В 1848 году в Брюсселе созывается первый международный конгресс мира. В 1863 году создаётся Международный комитет Красного Креста (МККК), в следующем году в Женеве принимается конвенция об облегчении участии раненых на полях сражений. Термин «гуманитарный», применённый в конвенции, становится международно-правовым понятием и закрепляется в общественно-политическом дискурсе.  

В период Венской системы МО и МГС приобретают глобальный характер. Окончательно сформировавшиеся Французская (1852), Германская (1871) и Британская (1876) империи используют гуманитарный флаг для своего колониального продвижения, частью которого выступали европейские миссионеры. Предлагаемый Западом пасторальный образ европейского миссионера, который якобы нёс колонизированным народам свет знаний и процветание, далёк от реальности жестокого угнетения и эксплуатации порабощённых территорий. Преследуя свои интересы, Запад предоставлял медицину и продовольствие тем, кто был ему нужен как колониальная рабочая сила. В 1876-1878 гг. и затем в 1896-1901 гг. колониальные практики британцев дважды ввергали Индию в массовый голод, жертвами которого стали миллионы человек. Колонизаторы заявили, что голод – это необходимое зло, и ввели «шкалы голода» (“Famine Codes”), определявшие целесообразность и  размер оказания гуманитарной помощи тем, кто, по их мнению, в ней «действительно нуждались». Колониальная «битва за Африку» сопровождалась чудовищными жестокостями колонизаторов в отношении местного населения. Только в бельгийском Конго, по оценкам исследователей, коренное население сократилось в 1885-1908 гг.  на 10 млн. человек всего за 13 лет правления  короля Леопольда II, который заявлял, что действовал в интересах цивилизации. Он считал излишним применять гуманитарные подходы в отношении местного населения, бороться с голодом и болезнями, сохраняя это в качестве привилегии для белых. В отношении действий бельгийского короля прогрессивные журналисты и общественные деятели за 50 лет до Нюрнбергского трибунала использовали формулировку «преступления против человечности». Созданное ими «Общество по проведению реформ в Конго» становится одним из первых международных правозащитных движений XX века. Долгое время геноцид в Конго и другие преступления колониализма в Африке и на других континентах тщательно скрывались Западом, который старался предать их забвению,

Гуманитарная безопасность испытывала также тяжёлые вызовы на территории угасавшей Османской империи, где массово притеснялись славянские народы, и был осуществлён геноцид армян.  Ареной активной деятельности западных миссионеров под гуманитарным флагом стали Китай и Япония, которые, распознав истинные намерения «благодетелей» и опасаясь попасть в иностранную кабалу, изгнали их и ушли в самоизоляцию. Тогда западные державы отказались от не удавшегося гуманитарного проникновения и реализовали свои интересы с использованием военной силы.

Тем не менее, в Венскую эпоху были разработаны и приняты единые международные нормативные акты о мирном разрешении конфликтов, о правилах ведения военных действий, обращения с пленными и др., заложивших основу для соответствующих элементов современных МО, МГС и международного права. Большое гуманитарное значение имели Гаагские конференции мира и разоружения 1899 и 1907 годов, созванные по инициативе России. В условиях скатывания мира к большой войне Россия оказалась единственным государством, которое выступило с позиций гуманности за предотвращение конфликта, человеческих страданий, жертв и потерь. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов охватывали широкий круг гуманитарных вопросов, включая мирное разрешение международных споров, законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета, запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить человеку излишние страдания.

Разразившаяся Первая мировая война породила гуманитарные проблемы, к которым её участники оказались не готовы. Потребовалась  в больших объёмах гуманитарная помощь военнопленным, раненым и больным, пострадавшему от военных действий мирному населению, разъединённым семьям, оказавшимся в бедственном положении женщинам и детям. Развернул свою деятельность МККК, оказывая медицинскую и гуманитарную помощь и добиваясь соблюдения сторонами Женевской конвенции об облегчении участи раненых от 22 августа 1864 года. Обладая весьма ограниченными людскими и материальными ресурсами, МККК широко использовал добровольцев и пожертвования. Гуманитарная деятельность стала вовлекать в свою орбиту всё больше людей, в неё включались богатые и бедные, люди из низов и из высшего общества. Она служила фактором объединения общества на патриотических и гуманистических началах.

Значение МГС как механизма смягчения последствий войны и восстановления гуманитарной составляющей в жизни мирового сообщества возросло после окончания военных действий, когда пришлось иметь дело с гуманитарными проблемами в таком объёме, в каком человечество с ними ещё не сталкивалось. Впервые возникла массовая международная гуманитарная проблема беженцев, огромное количество которых породил распад Австро-Венгерской, Османской и Российской империй. Созданная в рамках послевоенного урегулирования Лига Наций как первая в мире организация государств, претендовавшая на универсальный характер, учредила Комиссию по делам беженцев, которая под руководством легендарного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена содействовала возвращению домой военнопленных, репатриации и натурализации людей, оказавшихся в результате Первой мировой войны на территориях других государств. По инициативе Нансена, который с 1921 года и до своей смерти в 1930 году был Верховным комиссаром Лиги по вопросам беженцев и перемещенных лиц, были введены так называемые «паспорта Нансена», позволявшие беженцам без гражданства легализовать свой статус, обрести гражданские права и свободу перемещения. Вместе с проблемой существовала не менее острая проблема голода. Нансен много сделал, чтобы помочь Советской России преодолеть голод в Поволжье и наладить сотрудничество с зарубежными странами по гуманитарным вопросам. В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира. 

Лига действовала и по другим гуманитарным вопросам. Она пыталась ограничить наркотрафик, стремилась искоренить рабство и работорговлю, боролась с проституцией. В этих целях она учредила Постоянный центральный опиумный совет и Комиссию по вопросам рабства. В 1924 году была принята Декларация о правах ребёнка, которую разработала неправительственная организация «Международный союз спасения детей». Вместе с Лигой Наций в 1919 году в качестве интегральной части Версальского договора была создана Международная организация труда (МОТ). Она внесла свой вклад в утверждение восьмичасового рабочего дня и 48-часовой рабочей недели в ряде стран, в расширение прав женщин на рабочем месте, в исключение из практики детского труда, в повышение ответственности работодателей и в решение других актуальных вопросов гуманитарного характера, продвинув МГС в сфере своей компетенции. После расформирования Лиги она продолжила свою деятельность, став специализированным учреждением ООН.

Другим специализированным учреждением ООН стала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), продолжившая после роспуска Лиги работу ее Организации здравоохранения. Постоянная палата международного правосудия Лиги Наций была реорганизована в Международный суд ООН. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) считается правопреемником Международного комитета интеллектуального сотрудничества и его исполнительного органа – Международного института интеллектуального сотрудничества Лиги Наций, созданных по инициативе председателя Совета Лиги, французского юриста и государственного деятеля Леона Буржуа, лауреата Нобелевской премии мира за 1920 год.

Лига Наций, через членство в которой за время ее существования с 1920 года по 1946 год прошли, в общей сложности, 63 государства, оставила свой след в истории как первая попытка создания универсальной международной организации гуманитарного характера, опыт которой был использован мировым сообществом и учтен при разработке концепции Организации Объединенных Наций. Лига не стала и не могла стать универсальным инструментом, поскольку являлась частью соглашения определенной группы государств, которое не учитывало позиции и интересы других стран, исключенных из урегулирования, в том числе, важнейших игроков на мировой геополитической сцене. Лига Наций оказалась неэффективной в исполнении своих функций, призванных сохранять и обеспечивать послевоенную Версальско-Вашингтонскую систему МО, в рамках которой была создана, поскольку по существу была подконтрольна Англии и Франции. Эти государства доминировали в организации, борясь в ней, в том числе, между собой, за свои интересы и влияние.

Новый институт международного права – мандаты Лиги Наций, которые должны были выдаваться государствам на управление колониями, чтобы подготовить их к независимости, тоже были, в основном, поделены между Англией и Францией и стали прикрытием передачи бывших германских колоний не менее алчным новым владельцам. «Эра пацифизма»,  которую  обещали  миру  создатели  Лиги

Наций, так и не наступила. Вместо неё пришли новые войны и потрясения.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений на всём протяжении  своего существования испытывала мощное гуманитарное воздействие альтернативного общественного устройства на социалистических началах, возникшего и утвердившегося в России. Его идеи общества без эксплуатации и угнетения перекликались с идеями Великой французской революции, провозгласившей лозунг свободы, равенства и братства, и были чрезвычайно популярны и привлекательны как новый пролетарский гуманизм. Пытаясь предотвратить распространение в МО и МГС идей социалистического мироустройства, президент США Вудро Вильсон называл их «ядом большевизма».

В годы Второй мировой войны гуманитарные нужды беспрецедентно возросли не только в связи с тем, что боевые действия велись на огромных территориях и война тем или иным образом затронула практически все государства мира, но и по причине небывалых по своей бесчеловечности и жестокости действий агрессоров, целенаправленно уничтожавших целые народы. Порожденные невиданной по своей чудовищности,  жертвам и разрушениям войной общее стремление и твердая решимость народов никогда более не допустить подобной катастрофы и наказать виновных имели своим следствием создание Международного военного трибунала для суда над идеологами и вождями нацизма и милитаризма, повинными в ужасающих военных преступлениях против человечности. Проведение судебных процессов и наказание военных преступников стало новой точкой отсчета в развитии мировой цивилизации и важнейшим актом МГС по пресечению человеконенавистнических идей и действий и претензий на расовое превосходство и власть над миром. Были юридически квалифицированы и осуждены такие невиданные ранее преступления, как массовое уничтожение людей на «фабриках смерти», применение геноцида в качестве государственной идеологии, прямое убийство военнопленных или бесчеловечное обращение с ними и содержание в условиях, обуславливающих их гибель, преступные опыты на живых людях и др.

Не менее важным было провозглашение юридических основ и принципов послевоенного мироустройства, воспринятых только что созданной ООН и, по сути дела, заложивших фундамент современного восприятия прав и свобод человека. Нюрнбергский трибунал и признанные его статутом принципы международного права, подтвержденные резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № 95 от 11 декабря 1946 года, дали импульс разработке и созданию важнейших международно-правовых документов, которые и по сей день определяют отношения в области прав человека и других сферах.

Глобальное значение Нюрнберга сегодня возрастает на фоне происходящих в современном мире рецидивов преступлений, возрождения преступной идеологии расового превосходства и претензий на мировое господство, осужденных Нюрнбергским трибуналом. Участник антигитлеровской коалиции и Международного военного трибунала Соединенные Штаты Америки, решительно осудившие преступления нацизма в целях достижения мирового господства, ныне сами открыто выдвинули претензии на подчинение себе остального мира по праву сильного. В Польше, в прибалтийских и других странах, в свое время оккупированных гитлеровской Германией и освобожденных советскими войсками, подняли голову, и вышли на улицы с маршами и парадами недобитые фашисты и их идейные потомки, цинично глумящиеся над памятью тех, кому мир обязан избавлением от ужаса нацистского порабощения. На Украине, народ которой познал виселицы и расстрелы гитлеровской оккупации и вместе с другими народами Советского Союза героически боролся и победил в смертельной схватке с фашизмом, особенно страшным и нелепым предстало  появление боевиков с нацистской символикой и прославление нацистских преступников Бандеры, Шушкевича и им подобных.

В эпоху биполярности произошло развитие МГС, которое во многом характеризовалось глобальным соперничеством двух сверхдержав за влияние в мире. Произошла институционализация МГС в рамках ООН, посредством которой США, выделяя ресурсы, стремились упрочить свои позиции. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. было создано специализированное Ближневосточное агентство ООН по помощи и организации работ (БАПОР), которое при финансовой поддержке США должно было предоставлять срочную помощь палестинским беженцам и далее оказывать им содействие в получении образования и в трудоустройстве. США очевидно намеревались использовать Агентство как инструмент своего влияния на процессы в конфликтном регионе. Аналогичные планы, судя по всему, США вынашивали в отношении использования в своих интересах специализированного Агентства ООН по восстановлению Кореи, созданного после корейской войны 1950-1953 гг., в которой американцам не удалось  добиться победы над Северной Кореей. США выделяли Агентству с 1950 г. ежегодно сумму свыше 200 млн. долларов, увеличив её к 1957 г. до 380 млн. долларов, то есть практически вдвое. В 1958 г. Агентство прекратило своё существование.

В рамках системы ООН распределение сфер МГС  произошло между основными специализированными учреждениями ООН гуманитарного характера, деятельность которых в гуманитарной сфере координирует Межучрежденческий постоянный комитет (МПК), возглавляемый Координатором чрезвычайной помощи ООН. В Секретариате ООН имеется Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), которое координирует помощь, оказываемую ООН в условиях гуманитарных кризисов, выходящих за пределы возможностей или мандата одного учреждения. С ООН взаимодействуют межгосударственные гуманитарные организации и большое количество международных неправительственных организаций (МНПО).

МГС по линии ООН этаблировалось как направленное, главным образом, на обеспечение прав человека, на предоставление гуманитарной помощи в зонах конфликтов и бедствий, а также на устойчивое развитие в целях преодоления глобальных проблем человечества, таких как нищета, голод, неравенство.

Дискурс устойчивого развития в МГС появился в 80-х годах прошлого столетия, отразился в Целях развития Тысячелетия (ЦРТ), принятых ООН в 2000 году на период до 2015 года и был закреплён в Глобальной повестке на 2015-2030 гг., которая содержит 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач, обеспечивающих их реализацию.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Список источников и литературы

  1. Понятие human security в современной политологии. Международные процессы. 2005. Т. 3. № 5. С. 95-105.
  2. Громогласова Е.С. Гуманитарная дипломатия в современных международных отношениях: опыт системного исследования. – М.: ИМЭМО РАН. 2018. – 124 с. ISBN 978-5-9535-0536-9
  3. Кошель А.С. Мягкая сила как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на евразийском пространстве. Вестник Московского университета.
  4. Серия 18. Социология и политология. 2015. « 2. С. 160-172.
  5. Regnier P. The Emerging Concept of Humanitarian Diplomacy: Identification of a Community of Practice and Prospects for International Recognition. International Review of the Red Cross. Vol. 93. No. 884. December 2011. P. 1211-1237.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати