Для начала – одна цитата: «Европейский союз и МЕРКОСУР достигли сегодня политического соглашения по амбициозному, сбалансированному и всеобъемлющему торговому соглашению… ЕС является первым крупным партнером, заключившим торговый пакт с МЕРКОСУР, блоком, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Соглашение, заключенное сегодня, будет охватывать население в 780 миллионов человек и укрепит тесные политические и экономические отношения между странами ЕС и МЕРКОСУР». Это сообщение появилось на сайте Европейской комиссии … 28 июня 2019 года. В этот же день в Брюсселе тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер торжественно заявил: «Я тщательно взвешиваю свои слова, когда говорю, что это исторический момент... Благодаря данному торговому пакту страны МЕРКОСУР решили открыть свои рынки для ЕС. Это, безусловно, отличная новость для компаний, работников и экономики по обе стороны Атлантики, которая даст экономию более 4 миллиардов евро пошлин в год. Речь идёт о крупнейшем торговом соглашении, которое когда-либо заключал ЕС».
Увы, как оказалось, господин Юнкер сильно поторопился, и шампанское было открывать слишком рано. На дворе – конец 2024-го, а реального соглашения ЕС-МЕРКОСУР до сих пор так и нет. Документ в версии 2019 года, к которой стороны и без того шли долго и трудно, тогда увяз в завершающих юридических и экологических экспертизах, ревизиях и бесчисленных согласованиях с членами ЕС, новых требованиях к латиноамериканской стороне и так и не был представлен для окончательного одобрения в Европейский парламент (ЕП). Более того – обрёл могущественных противников и породил ворох противоречий в «европейском доме». Если не сказать – свару, главными акторами которой стали Франция и Германия.
Сообщество МЕРКОСУР было основано 29 ноября 1991 года ведущими государствами Южной Америки с целью координации экономической политики и постепенного создания общего рынка торговли, гармонизации правового регулирования и совместной защиты окружающей среды. За ориентир для «Общего рынка юга» (именно так переводится название Mercado Común del Sur, скрывающееся за привычной аббревиатурой) латиноамериканцы тогда взяли европейский опыт. В частности, отмену тарифов в торговле между государствами-членами объединения и введение общего внешнего тарифа и общей торговой политики с третьими странами, а также свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы по модели Европейского Союза.
Помимо стран-основательниц - Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая – в работе МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов без права голоса участвуют Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Гайана и Суринам. Боливия вступила в сообщество летом. Венесуэла официально присоединилась к объединению в качестве пятого члена в 2012 году, но в 2016 году страна была отстранена от участия. Сейчас в государствах-членах МЕРКОСУР проживают около 62 процентов жителей Южной Америки и здесь производится 67 процентов ВВП этого континента.
Соглашение между МЕРКОСУР и ЕС должно создать крупнейшую в мире зону свободной торговли. По расчётам Еврокомиссии, объемы торговли должны вырасти от 10 до 30 процентов. И вот сейчас судьба почти 25-летних переговоров сторон на пути к этой цели вроде бы приближается к решающему моменту. Вновь утверждённая в ЕП главой Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен твёрдо намерена довести дело до конца и дать, наконец, изрядно забуксовавшему соглашению зелёный свет. Ожидается, что переговоры будут завершены к середине декабря, чтобы рассмотреть их результаты на заседании Совета ЕС 18-20 декабря. Дальше отступать Брюсселю уже несолидно, ведь заветный день переносится уже не впервые: ранее предполагалось проголосовать за него 10 декабря, если бы соглашение удалось заключить во время саммита МЕРКОСУР в Монтевидео 5-7 декабря, а до того даже шли разговоры о подписании документа во время саммита G20 в Рио-де-Жанейро, что со своей стороны горячо поддерживал сам хозяин встречи бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва. Он в воодушевлении сообщил тогда, что поставит напитки в Рио остывать: «Мы готовы заключить соглашение. И если ЕС подготовится сейчас, мы сможем подписать соглашение во время G20 или на любой другой встрече с Евросоюзом – с шампанским». Но не случилось. И прежде всего, из-за отчаянной дипломатической активности Эммануэля Макрона, который стал главным тормозом в сближении ЕС с «Общим рынком юга».
Французский президент до сих пор не теряет надежды остановить заключение Брюсселем соглашения с МЕРКОСУР, которое сулит ему очередную серию чрезвычайно чувствительных неприятностей в собственной стране, и без того переживающей турбулентные времена. Макрон оказался под мощным давлением французских фермеров и сельскохозяйственной индустрии, для которых МЕРКОСУР стал символом экзистенциональной угрозы. Аграрии весьма сильно опасаются, что из стран МЕРКОСУР с созданием общего рынка свободной торговли в Европу хлынет поток дешёвого продовольствия и прочей сельхозпродукции, с которой местные производители вряд ли смогут выдержать конкуренцию, что приведёт к разорению и банкротству многих фермерских хозяйств. Фермеры потребовали от президента и правительства сказать решительное французское «нет» соглашению с латиноамериканцами и в качестве предупреждения вновь прокатились по улицам и площадям Парижа и ряда других городов колоннами тракторов с протестными лозунгами. А, как известно, в готовности на решительные действия местным фермерам не откажешь – доказывали не раз, порой и с «навозом наперевес».
Неприятие соглашения с МЕРКОСУР все шире охватывает французские политические круги и находит понимание среди общественности. Агентство Reuters недавно ссылалось, в частности, на мнение Министерства сельского хозяйства Франции, где считают подготовленное ЕС соглашение с государствами Южной Америки «плохим», поскольку оно позволит ввозить в страну «99 тысяч тонн говядины, 180 тысяч тонн сахара и аналогичного количества мяса птицы», что создаст пагубную конкуренцию для национальных производителей. Иллюстрируя накал политических страстей, издание POLITICO приводит такой факт. 12 ноября более 600 французских законодателей подписали и опубликовали в газете Le Monde письмо, призывающее отменить соглашение. Тогда ещё как премьер-министр Мишель Барнье на следующий же день отправился в Брюссель, чтобы встретиться с Урсулой фон дер Ляйен, а после разговора с ней раскритиковал сделку перед журналистами, удрученно назвав ее «катастрофической». Глава Еврокомиссии сообщила Барнье, что она может лишь сделать заявление о позиции Франции на саммите стран МЕРКОСУР в начале декабря, на что тот якобы ответил, что Франция может «взорваться», если сделка будет подписана, и призвал к отсрочке.
Тем не менее, Брюссель продолжает убеждать французов, что поводов для беспокойства нет, и указывать на потенциальные выгоды торгового соглашения, такие как открытие новых рынков для французских виноделов, производителей сыров и молочной продукции. Французский аграрный сектор может выиграть от сделки с МЕРКОСУР, упрямо утверждают в Еврокомиссии. Решимость Брюсселя относительно соглашения с латиноамериканскими странами подтверждает и новая глава европейской дипломатии Кая Каллас. Напомним, что Каллас еще во время прохождения «кастинга» еврокомиссаров мотивировала необходимость этого соглашения также и обострением конкуренции за региональные рынки с Пекином. Каллас сказала: «Если мы не заключим с ними торговое соглашение, то этот пробел действительно заполнит Китай», сообщив в подтверждение своих слов, что в период с 2020 по 2022 год китайские инвестиции в Латинскую Америку увеличились в 34 раза.
Между тем Макрон, понимая решительный настрой в Брюсселе, всё же продолжает предпринимать усилия с целью отсрочить заключение соглашения и добиться как можно большего количества уступок для Парижа. Французские аргументы базируются, в частности, на требовании штрафных и прочих мер, которые заставят сельхозпроизводителей из МЕРКОСУР соответствовать стандартам производства ЕС. Донести это до своих собеседников Макрон попытался в ходе своего семидневного турне по Латинской Америке, где он встретился с президентами Бразилии и Аргентины. Обе страны - крупные производителя говядины, экспорт которой рассматривается французскими производителями говядины как угроза. Помимо требования к МЕРКОСУР соответствовать стандартам производства ЕС Франция также решила больше опереться на нормы Парижского соглашения по климату 2015 года. Она хочет, чтобы любое нарушение со стороны МЕРКОСУР обязательств, принятых в рамках Парижского соглашения, каралось санкциями, такими как приостановка сделки. Соглашение по климату является существенным элементом создаваемого общего рынка, и соблюдение обязательных требований против вырубки южноамериканских и прочих лесов теперь также фигурирует среди основных пунктов переговоров для Брюсселя на последнем этапе. Между тем некоторые участники МЕРКОСУР считают, что экологические требования Евросоюза чрезмерные и выгодны лишь европейцам. Например, аргентинское животноводство гораздо более экологично, чем европейское. Кроме того, углеродный след стран МЕРКОСУР в агропромышленной продукции является одним из самых низких в мире. Дополнительный протокол ЕС, который призван установить более строгие экологические стандарты для соглашения МЕРКОСУР, не встретил большого энтузиазма в Бразилии. Как отметил Лула да Силва, «основой отношений стратегических партнеров должно быть взаимное доверие, а не недоверие и санкции».
Разумеется, не одни французские аграрии опасаются соглашения с МЕРКОСУР. Поэтому Макрон активно ищет других союзников, пытаясь сформировать блокирующее меньшинство против сделки. Согласно правилам ЕС, чтобы заблокировать подписание документа ему нужны как минимум четыре государства, которые тоже не хотят участвовать в этом объединении. По утечкам из Елисейского дворца, французы ведут тесные переговоры с критически настроенными к МЕРКОСУР Польшей, Австрией и Италией. Так, поляки уже откликнулись. Ссылаясь на озабоченность положением фермеров и продовольственной безопасностью своей страны, премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что его правительство не примет соглашение с МЕРКОСУР в его нынешнем виде и присоединяется к позиции Франции. В Варшаве опасаются, что сделка может больше всего ударить по польским производителям птицы и говядины, сахара и этанола. На заседании 26 ноября польское правительство приняло резолюцию против соглашения ЕС-МЕРКОСУР. В Париже отреагировали на это с восторгом. «Тот факт, что Польша проголосовала против МЕРКОСУР, является фантастической новостью», — говорили в Национальном собрании и призвали сделать Брюсселю «последнее предупреждение». Мол, не стоит «бросать спичку в пороховую бочку».
На все эти маневры с большим раздражением смотрят из Берлина. Германия – это «крылья и душа» предстоящего соглашения с МЕРКОСУР, где ожидают его с большим оптимизмом. Правительство канцлера Олафа Шольца приложило огромные усилия по продвижению документа к итоговой фазе и настаивает на его скорейшем подписании. Экспортно-ориентированной германской индустрии, уже не первый год буксующей в трясине рецессии, как воздух нужны новые рынки для её продукции и сырьевые источники, и латиноамериканские страны рассматриваются как весьма перспективные. В этом регионе, в частности, находится половина мировых запасов лития. Аргентина, Чили и Боливия входят в так называемый «литиевый треугольник». Берлин рассматривает предстоящее соглашение как важную возможность укрепить германскую промышленную базу, особенно автомобильный сектор. Свою заинтересованность уже высказали Daimler и Volkswagen, а также химические гиганты BASF и Bayer. В Германии исходят также из того, что экономики латиноамериканского региона демонстрируют тенденцию к росту. Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк фиксируют тот факт, что инфляция в регионе снижается почти во всех странах. В результате процентные ставки снизятся в большинстве из них, а инвестиции будут иметь тенденцию к увеличению. МВФ прогнозирует, что к 2025 году ВВП региона увеличится на 2,7 процента.
Как отмечают в Союзе германской промышленности, сегодня только 2,4 процента немецкого экспорта идет в страны МЕРКОСУР. В случае свободной торговли с МЕРКОСУР Германия могла бы значительно увеличить свой падающий в мире экспорт в Южную Америку и в то же время снизить свою подверженность риску при экспорте на другие рынки. Если бы соглашение ЕС-МЕРКОСУР было заключено, оно, по словам Фолькера Трейера, руководителя отдела внешней торговли Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK), «абсолютно изменило бы правила игры и стало бы важным лучом надежды для нашего экспорта».
Так получится ли у Брюсселя вывести из пике противоречий и противостояний долгожданное соглашение? Оптимистичные ожидания на этот счёт, конечно, преобладают, но это ожидания очень осторожного оптимизма. Соглашение стало слишком тяжёлым яблоком раздора внутри ЕС. Многомесячное перетягивание каната между политическими игроками поставило под сомнение эффективность и надежность европейских процессов принятия решений в торговой политике. Аналитики отмечают, что международный авторитет и надежность Евросоюза в истории с МЕРКОСУР были основательно подорваны. И вообще, переговоры по соглашениям о свободной торговле в ЕС в последние годы все чаще превращаются в политические разборки. Достаточно вспомнить прошлые споры по поводу несостоявшегося соглашения о свободной торговле между ЕС и США, которое в наступающую эпоху Дональда Трампа воспринимается теперь совершенно сюрреалистично. А что касается нынешних протестов европейских фермеров, то их потенциал явно трансформируется из экономической в политическую плоскость, что очень скоро может почувствовать на себе политическая элита ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs