В Бразилии — весна, столбик термометра застыл на отметке +32, поэтому одетый в голубую рубашку с открытым вырезом, темные брюки, в фирменных солнцезащитных очках Aviator, 81-летний президент США Джозеф Байден отвернулся от подиума, у которого только что произнес речь, предупреждающую мир об опасности изменения климата и то ли просто забыв направление, то ли огорченный итогами саммита, медленно побрел в сторону. Так бы и закончился двухдневный (18-19 ноября) саммит Группы 20 или как ее чаще называют «Большой двадцатки» ведущих экономик мира (The Group of Twenty, major advanced and emerging economies) в Музее современного искусства столицы Бразилии Рио-де-Жанейро. При этом Байден так и не попал на общую фотографию лидеров G20. В Белом доме это объяснили некими логистическими проблемами, то ли самого Байдена, то ли организаторов саммита. Как пишет The New York Times, Байден задержался у пальмы с премьер-министром Канады Джастином Трюдо и из-за этого якобы не успел на съемки общего фото. Но это уже дело привычное…
Группа G20 представляет 85 процентов мирового ВНП, 75 процентов мировой торговли и две трети населения мира. Она включает 19 крупнейших национальных экономик, а также Европейский и Африканский союзы, как коллективных участников. На этот раз принимающей стороной была Бразилия, которая стояла у истоков создания БРИКС и является ее активнейшим участником. Предложенная бразильским президентом Луис Инасиу Лулы да Силвой повестка была насыщенной и отражала реальное положение дел в системе международных отношений.
Рио оказалось на редкость гостеприимной столицей, в которую съехались представители 42 стран, представляющие все континенты мира. Помимо постоянных членов G20 в Рио были приглашены представители Анголы, Боливии, Египта, ОАЭ, Малайзии и Вьетнама. Российскую делегацию в этом году вновь возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров, китайскую — председатель Си Цзиньпин. В Бразилию также прибыли вышеупомянутый президент США Джо Байден, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц. Была замечена на саммите и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
По итогам саммита лидеры подписали совместную итоговую Декларацию, состоящую из 85 пунктов, лишь два из которых посвящены конфликтам на Украине и Ближнем Востоке. Как следует из опубликованного на официальном сайте саммита Декларации: «Лидеры «Двадцатки» встретились в Рио-де-Жанейро для обсуждения главных мировых вызовов и кризисов и для того, чтобы способствовать устойчивому, сбалансированному и инклюзивному росту, а также предусмотреть действия, которые могут быть направлены на достижение конкретных результатов, основанных на приоритетах, таких как: социальная интеграция и борьба с голодом и нищетой; устойчивое развитие, переход к энергетике и борьба с изменением климата, включая реформу институтов глобального управления. В документе закреплены достижения бразильского председательства в течение текущего года, в частности, в рамках реализации трех основных проектов «Глобальный альянс против голода и нищеты», «Целевая группа по глобальной мобилизации против изменения климата» и «Призыв к действию по реформе глобального управления».
В итоговом документе также говорится о призыве лидеров стран G20 к созданию мира на планете, свободного от ядерного оружия, конструктивных инициативах в решении украинского кризиса и обеспокоенности ситуации на Ближнем Востоке.[1]
Судя по тексту Декларации, лидеры G20 призывают к расширению состава Совета Безопасности ООН за счет присоединения африканских, латиноамериканских и азиатский стран, а также к реформам ВТО «с целью создания эффективно функционирующей системы урегулирования споров между государствами».
При этом текст итоговой Декларации вызвал критику со стороны некоторых дипломатов, находящихся сейчас на конференции по климату - COP29 в Баку, так как, по их мнению, в документе ничего не сказано о планах стран G20 по отказу от ископаемого топлива. Прозвучала критика и в отношении организаторов саммита со стороны экспертного сообщества в отношении реформ международных институтов Мирового банка, МВФ и ВТО, которые, по их заявлениям, во многом совпадают с предложениями, прозвучавшими на саммите БРИКС в Казани.
Как отметили лидеры ряда стран глобального Юга, мировые кризисы последних лет показали, что Запад во главе с Соединенными Штатами Америки не могут и не способны управлять миром, как это было в прошлом, а страны глобального Юга или проще сказать страны НеЗапада, не хотят, чтобы США диктовали всем свои условия и правила жизни, установленные все тем же Западом.
Прошедший бразильский саммит обозначил многие противоречия, суть которых заключается, главным образом, в том, что незападные страны наотрез отказались на предложенные американцами поправки в повестку встречи в Рио-де-Жанейро, в которых в очередной раз коллективный Запад попытался представить Россию агрессором и глобальной угрозой, которой нужно противостоять всем миром. Американское агентство Bloomberg констатировало, что прошедший саммит G20 продемонстрировал, что Запад больше не определяет мировую повестку дня: «То, что подавалось как момент для «Запада и всех остальных», показать единство, показал лишь то, как быстро вылетают ограждения международного порядка, основанного на правилах, и что все меньше стран хотят играть по старым американским правилам».
Не менее важным итогом саммита является и то, что незападные страны показали свою сплоченность перед лицом западного давления. И в этом, безусловно, важную роль сыграла Бразилия, как принимающая сторона и ее президент Лула да Силва. В отсутствии избранного в ноябре президента США Дональда Трампа, президент Бразилии, председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди по праву находились в центре внимания участников саммита и журналистского пула.[2]
При этом водораздел в оценке мировой политики двумя сторонами внутри G20 становится все шире. Сошлюсь опять же на агентство Bloomderg, которое отражает западную позицию по этому вопросу – по его мнению, каждая итоговая декларация G20 после начала специальной военной операции России на Украине с февраля 2022 года была слабее всех предыдущих. Понятно в чем - позиция коллективного Запада учтена в ней меньше чем тому хотелось бы. Поэтому совершенно не случайно лидеры стран Европейского союза остались недовольны решением президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы закончить переговоры на саммите досрочно, тем самым сократив обсуждение вопросов по Украине. Этим особенно был раздосадован президент Франции Эммануэль Макрон, заявивший, что саммит в Рио был проходным. Впрочем, это его личное мнение. Как пишет Financial Times, важной причиной недовольства лидеров западных стран явилось то, что многие лидеры увидели снижение интереса к украинской проблеме и поддержке Киева на фоне призывов к переговорам.
Успехом саммита, безусловно, стало заявление о создании «Глобального Альянса по борьбе с голодом и бедностью», инициатором которого выступила Бразилия. 18 ноября президент Бразилии Лула да Силва, открывая форум, отметил со ссылкой на данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), что в 2024 году число голодающих в мире уже достигло 733 млн. человек. По словам бразильского президента, «голод и бедность не вызваны дефицитом или природными явлениями, а являются результатом политических решений, закрепляющих изоляцию значительной части человечества. Мы должны положить конец этому бедствию, которое позорит общество».
В итоге к предложению президента Бразилии присоединилась 81 страна, включая всех постоянных членов G20, а также 26 международных организаций. Однако, единство G20 в подходах к решению глобальных проблем нищеты и голода чуть было не сорвал президент Аргентины - непредсказуемый Хавьер Милей, присоединившись в последнюю минуту к глобальному Альянсу. Кроме того, как сообщила Financial Times, Милей планировал вообще заблокировать итоговую Декларацию саммита из-за своей позиции по вопросам налогообложения сверхбогатых и гендерного равенства, хотя в итоге от этой идеи отказался.
В целом согласование итоговой Декларации шло довольно непросто. Как отметили Reuters, дипломатам потребовалось провести целый «марафон переговоров», и работа над итоговым документом завершилась только на рассвете 17 ноября. Бразильская Folha de S.Paulo сообщила, что это произошло, прежде всего, из-за жесткой позиции американцев и их европейских союзников, которые требовали включить в проект Декларации уже известные пункты с осуждением действий России на Украине, не желая обсуждать при этом о катастрофическое положение в секторе Газа и на юге Ливана. В итоге, инициативы США не прошли.
Комментируя процесс согласования Декларации, глава МИД России Сергей Лавров сказал на пресс-конференции 19 ноября, что «Запад пытался «украинизировать всю повестку G20», но ни одна из стран глобального Юга его не поддержала». По словам Сергея Лаврова, «Мы и наши коллеги из развивающихся стран подчеркнули, что текст должен содержать положения о всех конфликтах». По словам министра, «западные страны «неохотно» согласились на упоминание Ближнего Востока, однако были попытки этот параграф поставить после украинцев, но здесь даже нам не пришлось подчеркивать неприятие такого жонглирования, потому что страны глобального Юга категорически отказались преуменьшать значение конфликта на Ближнем Востоке. В итоге, мы согласились, потому что главное в нем — это призыв к честному и разумному разговору о мире на реалистичных основаниях».[3]
В некоторой степени сенсацией Саммита G20 в Рио-де-Жанейро стал формат, в котором принималась итоговая декларация: это произошло в конце пленарного заседания, когда в зале отсутствовали руководители США, Франции и Германии. Байден, Макрон и Шольц полагали, что итоговому документу будет посвящена отдельная сессия, но хозяин саммита - президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва поставил вопрос на голосование без них.
В итоге, можно констатировать, прошедший в Рио 19-й саммит Группы двадцати показал, что мировая политическая реальность все больше становится многополярной, также то, что голос лидеров стран БРИКС в «Двадцатке» становится одним из решающих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Лидеры саммита G20 приняли итоговую декларацию 19.11.2024 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20241119/g20-1984492563.html
[2] Bloomberg: саммит G20 показал, что Запад больше не определяет мировую политику 20.11.2024 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22452057
[3] Почему в коммюнике саммита G20 всего один пункт посвящен Украине 19.11.2024 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/19/11/2024/673ca7f79a794750e71aaed2
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs