На днях Международный валютный фонд в очередном экономическом прогнозе вновь понизил показатели Германии. Экономику страны серьёзно лихорадит, и она уже второй год подряд буксует в рецессии. Эксперты МВФ предрекают по итогам 2024 года практически нулевой рост немецкого ВВП по отношению к прошлогоднему уровню. Печальность ситуации усугубляется тем, что, по многим прогнозам, и предстоящий 2025 год не будет лучше.
Сегодня за Германией и в отечественной, и в зарубежной прессе, когда-то с уважением называвшими страну «европейским локомотивом», уже прочно закрепился имидж «больного человека Европы». Это выражение, метко высказанное русским императором Николаем I в отношении плачевного состояния Османской империи, сегодня стало общим местом в рассуждениях немецких комментаторов о процессах в германской индустрии. Достаточно посмотреть на темы пестрящих заголовков в СМИ: концерн «Фольксваген» намерен закрыть три завода и переводит основное производство за рубеж, немецкие «мерседесы» стали плохо продаваться в Китае и прибыль Mercedes-Benz упала на 54 процента, в стране снизилась налоговая база и для федерального бюджета-2025 не хватает средств, немецкие металлурги объявили общенациональную забастовку, железнодорожный госконцерн Deutsche Bahn продаёт свою дочернюю логистическую компанию, чтобы покрыть долги, химический концерн BASF жалуется на нехватку энергоресуров и т.д. и т.п. Из всех этих новостей легко выстроить длинную цепочку негативных фактов, приводящую к однозначному выводу – федеральное правительство канцлера Олафа Шольца утрачивает контроль над экономической ситуацией и не может найти эффективных путей выхода из кризиса.
Вся руководящая экономикой «светофорная» троица – сам канцлер (СДПГ), вице-канцлер и министр экономики Роберт Хабек («Зелёные») и министр финансов Кристиан Линднер (СвДП) - увязла во взаимных спорах и мучительно ищет варианты решений в различных визитах на заводы и консультациях с бизнесом. Но пока света в конце туннеля никто не узрел, а острота трений друг с другом из-за экономических неурядиц накалилась настолько, что даже пошли разговоры о возможном скором распаде правящей коалиции. В этой связи политических наблюдателей и прессу взбудоражила странная коллизия - в один и тот же день, 29 октября, в Берлине параллельно были созваны сразу два экономических совещания высокого уровня. Одно проводил лично канцлер Шольц, пригласивший капитанов германской индустрии и лидеров профсоюзов из ведущих отраслей - автопрома, металлургической и химической промышленности. Но на этот «промышленный саммит» ни министр экономики Роберт Хабек, ни министр финансов Линднер приглашены не были. Зато Линднер созвал под эгидой парламентской группы свободных демократов в бундестаге другое совещание – поговаривают, как альтернативу канцлерскому. Он тоже пригласил руководителей крупных предприятий, но главным образом - многочисленных представителей среднего и малого бизнеса, как принято говорить, хребта германской экономики. Пресса уже окрестила его «саммитом среднего бизнеса». Примечательно, что министр Хабек и здесь отсутствовал. На совещании у Линднера прямо шло противопоставление с саммитом Шольца: мол, политики должны говорить со всеми уровнями экономики, а не как канцлер, только с промышленностью.
Историю уже прозвали «спором на высшем уровне». «В СДПГ, - отмечает рупор деловых кругов Handelsblatt, - саммит СвДП был воспринят так, как и предполагалось: как провокация. Некоторые высокопоставленные представители коалиции «светофоров» даже считают, что Шольцу действительно придется уволить Линднера после этого номера. По словам представителя коалиции, своим встречным саммитом Линднер не только усиливает продолжающийся спор в «светофорной» коалиции, но и лично дискредитирует канцлера». Как указывает газета, в СДПГ и партии «Зелёные» существует подозрение, что «Линднер целенаправленно работает, чтобы спровоцировать собственное изгнание». По мнению комментаторов, никогда еще не было такой большой вероятности, как сейчас, что правительство может преждевременно распасться. Отмечается, что такой сценарий прорабатывается всеми партиями, в том числе вариант красно-зеленого правительства меньшинства - без свободных демократов.
На совещании у Шольца плохие экономические новости, прежде всего, были связаны с драматической ситуацией в автопроме. Центральное внимание было уделено концерну Volkswagen, который объявил о переносе основного производства за рубеж и ближайшем закрытии первых заводов в Германии. Для начала, вероятнее всего, в Оснабрюке и Дрездене. Но и заводы в Эмдене и Цвиккау также под угрозой. Речь идёт о сокращении многих тысяч рабочих мест, но скольких именно, руководство концерна пока не называет. Есть программа жёсткой экономии VW, чтобы добиться сокращения расходов на четыре миллиарда евро. Наполовину оно должно быть достигнуто за счет более низких компенсаций работникам, занятым в основном немецком бренде, а также отмены различных бонусных выплат и надбавок остающимся работникам. Учитывая ставку VW на производство электромобилей, Шольц предложил снизить плату за пользование электросетями. Он также выразил готовность расширить круг особо энергоемких отраслей, которые получают государственную помощь из-за высоких затрат на электроэнергию. Канцлер рассматривает встречу как прелюдию к серии переговоров - на 15 ноября объявлена ещё одна встреча в этом же кругу. Шольц призвал к совместной разработке «пакта для промышленности» с конкретными мерами. Попутно стоит заметить, что проблема Volkswagen – это не только сами предприятия, но и проблема будущего для целого 126-тысячного города Вольфсбург (Нижняя Саксония), центрального места базирования концерна. Один из самых молодых городов ФРГ, по сути, город-завод, где всё буквально – от заводских цехов и автополигонов до аптек, школ и больниц носит логотип VW, теперь может стать большой головной болью для власти.
Но следует отметить, что ни то, ни другое совещание руководящих «светофорщиков» реально пока не дали никаких представлений о том, как они конкретно собираются вытаскивать из кризиса немецкую экономику. Идея Шольца о «пакте» пока более напоминает предвыборную декларацию, этакий блестящий фантик, конфеты в котором нет. Это сразу чутко уловила консервативная оппозиция. Лидер ХСС, премьер Баварии Маркус Зёдер не преминул «лягнуть» Шольца и Линднера за их конкурирующие «саммиты»: «Без плана для экономики, без плана для Германия - «светофор» опозорит конкурирующими саммитами не только себя, но и всю нашу страну».
«Проблемы с VW действительно тревожный звонок, которого, возможно, так многие ждали», - написал в соцсети X президент Кильского института мировой экономики (IfW) Мориц Шуларик. Насколько драматично положение автопрома, также показывает исследование, проведенное по заказу Автомобильной ассоциации VDA. Согласно его прогнозу, переход на электромобильность может стоить отрасли еще 140 000 рабочих мест в ближайшие десять лет после того, как с 2019 года уже было сокращено около 46 000 рабочих мест. А сегодня немецким автопроизводителям приходится считаться с новой головной болью – это Дональд Трамп. Республиканец заявил, что в случае возвращения на пост президента США будет добиваться, чтобы основные автобренды из ФРГ стали преимущественно американскими и именно в США вели основное производство. На предвыборном митинге в Джорджии Трамп также пригрозил «очень высокими тарифами» на автомобили, произведённые не в Соединённых Штатах. Это может коснуться немецких автомобилей, выпускаемых в Мексике, которая стала крупным производственным центром для Volkswagen, Audi и BMW. Их заводы ориентированы на рынок США. А Трамп часто угрожал автопроизводителям, которые переносят производство в Мексику, где затраты ниже, аж 200-процентным тарифом.
Между тем экономисты с нарастающей силой бьют тревогу, отмечая, что негативные новости об автопроме, а также о других немецких промышленных гигантах, включая BASF, Siemens и ThyssenKrupp, безусловно, являются симптомами расширения кризиса в немецкой индустрии. Эксперты ожидают, что доля промышленного сектора в ВВП Германии продолжит снижаться в следующем десятилетии. Лишним подтверждением этого опасения стали новые данные, оглашенные министром Хабеком. Представляя традиционный осенний прогноз правительства, он объявил, что ожидается сокращение ВВП на 0,2%, пересмотрев оптимистичный весенний прогноз роста на 0,3%.
На совещании у Шольца не случайно в ряду приоритетных проблем был вопрос об энергообеспечении промышленности. Эксперты говорят о «постоянной потере производственных мощностей в энергозатратных отраслях» после энергетического кризиса 2022 года, вызванного разрывом энергетического сотрудничества с Россией из-за украинского конфликта. Чрезмерная надежда на технологии «зелёной» энергетики и декарбонизацию, как отмечают эксперты, не только не дала желаемых результатов, но и привела к снижению конкурентоспособности немецких предприятий. «Шок цен на энергоносители в результате войны на Украине ударил по экономике сильнее, чем долгое время считалось», - признаёт Handelsblatt. В итоге всё больше компаний либо полностью уходят из страны, либо, по крайней мере, инвестируют больше в свои зарубежные заводы, чем в в Германии. Химический гигант BASF, например, строит завод стоимостью 10 миллиардов евро в Китае.
Основной путь выхода из кризиса и повышения конкурентоспособности немецкой экономики большинство экспертов видит в назревших структурных реформах – модель былой успешной экономики Меркель уж слишком явно отстаёт от запросов времени. Ставка должна делаться на новые технологические отрасли и новые в них инвестиции – это микроэлектроника и искусственный интеллект (ИИ), биотехнологии, «зелёные» технологии и др. Например, исследователи консалтинговой компании McKinsey Global Institute выяснили, что сегодня двенадцать наиболее быстрорастущих отраслей, таких как программное обеспечение, полупроводники, электронная коммерция или облачные сервисы, в настоящее время приносят около половины мирового экономического дохода, хотя в 2005 году этот показатель составлял всего десять процентов. А экспортно-ориентированная модель промышленности ФРГ ещё должна поддерживаться освоением новых рынков.
И правительство Олафа Шольца вроде бы нельзя упрекнуть в непонимании этого. Однако удач у него на этом пути почему-то оказалось меньше, чем досадных срывов. Так, правительство в феврале 2023 года с помпой представило общественности совместный проект стоимостью 2,75 миллиарда евро с американской компанией Wolfspeed по строительству нового завода микросхем в Энсдорфе, в западной земле Саар. Но недавно Wolfspeed отказалась от реализации проекта. Неудача постигла правительство Шольца и в другом важном проекте – с компанией Intel из США. Он предполагал строительство завода по производству микросхем этого бренда стоимостью 30 миллиардов евро в Магдебурге. Треть из этой суммы готовилось внести федеральное правительство. Но и второй проект провалился. Intel потеряла в этом году около половины своей стоимости на фондовом рынке. Как отметила пресса, кабмин Шольца «был ослеплен двумя американскими корпорациями». И теперь всё зависит от последней надежды - тайваньского передового гиганта микроэлектроники TSMC. Он уже приступил к строительству своего завода по производству микрочипов в Дрездене. Цена проекта - десять миллиардов евро. В качестве партнеров участвуют германский концерны Bosch и Dax Infineon, а также голландский NXP. Правительство ФРГ выделило на проект пять миллиардов евро.
Предпринимаются также шаги в развитии сферы ИИ. Его уже внедряют в практику около 20% немецких компаний. По мере того, как глобальная гонка в области искусственного интеллекта набирает обороты, у Германии появляются амбиции - не отстать здесь от Китая и США. Среднесрочная цель — достичь «технологического суверенитета», то есть независимости от иностранных технологических гигантов, была сформулирована на цифровом саммите Германии во Франкфурте-на-Майне.
Однако при всех попытках Шольца и его министров соответствовать требованиям времени в целом всё более очевидно, что у правительства Германии нет продуманной долгосрочной экономической стратегии, которая бы дала немецкому бизнесу более-менее четкое представление о возможностях выхода из кризиса. Наоборот, длительное пребывание в рецессии всё сильнее подтачивает предпринимательскую инициативу, заставляя одних закрывать предприятия, а других выводить бизнес в другие страны. В итоге из-за рецессии ощутимо сократились налоговые поступления в федеральный бюджет, в проекте-2025 которого, как и в прошлом году, вновь зияет дыра в несколько миллиардов евро.
Насколько это ощутимо, видно хотя бы уже по громким декларациям правительства Шольца о поддержке Украины типа «столько, сколько потребуется» и их практической реализации. Сначала Германия дала понять, что уже поставила Киеву достаточное количество вооружений, и в будущем году такие поставки заметно сократятся. Затем пришла очередь довольно сытных пособий украинским беженцам в ФРГ, которые не слишком их стимулируют искать работу и трудиться. И теперь эти пособия федеральный Минфин планирует заметно «подсушить». Украинская ноша явно становится слишком тяжелой даже для Германии. А теперь и министр обороны ФРГ Борис Писториус всё больше опасается, что бодро начатое перевооружение бундесвера может затормозиться. Что поделать, рецессия…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs