На днях в здании Федерации мира и согласия состоялись международные дебаты «Новая стратегическая концепция НАТО и итоги саммита Россия-НАТО». Организаторами дебатов стали Центр политических и международных исследований, Институт международных исследований МГИМО, Российская ассоциация политической науки, Федерация мира и согласия, фонд им. Ф.Эберта.
В ходе дебатов обсуждались основные положения новой стратегической концепции НАТО, которая была принята на саммите НАТО в Лиссабоне 18 ноября 2010 года, итоги саммита Совета Россия-НАТО. Вели дебаты руководитель Представительства фонда им. Ф.Эберта в России Крумм Рейнхард и директор Центра Евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО (У) МИД России А.И.Никитин.
С основным докладом выступил руководитель научных программ Франкфуртского Института исследований проблем мира доктор Ханс-Иоахим Шпангер (ФРГ). В последующей дискуссии приняли участие: директор Центра Европейской безопасности Т.Г.Пархалина, директор Центра исследований проблем войны и мира ИМИ МГИМО А.В.Загорский, директор Института международных исследований МГИМО А.А.Орлов, Чрезвычайный и Полномочный посол Египта в России Алаа Эльхадиди, Президент Федерации мира и согласия В.И.Камышанов, директор дирекции по проблемам международного развития Института современного развития (ИНСОР) С.А.Кулик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Е.Р.Воронин, Советник Генерального Штаба ВС РФ А.В.Радчук, директор Центра постсоветских исследований МГИМО С.И.Чернявский, заместитель директора ИМИ МГИМО В.И.Мизин, шеф-редактор журнала «Международная жизнь» Г.И.Поволоцкий, координатор программ Представительства фонда им. Ф.Эберта в России Феликс Хетт(ФРГ), советник Посольства Египта в России Мохаммед Орфи.
Открывая дебаты, Ханс-Иоахим Шпангер, в частности, отметил недостаточную проработанность Новой стратегической концепции НАТО. «По моему мнению, -заявил он, - главным успехом новой стратегии НАТО стал тот факт, что генеральный секретарь НАТО в течении полутора лет постоянно был занят работой над этим самым засекреченным в истории НАТО документом. Больше всего меня поразила асимметрия той пышности и помпезности, в обстановке которой на саммите в Лиссабоне была принята новая стратегическая доктрина, и тех микроскопических результатов, которые были достигнуты в ходе работы над доктриной». Особое внимание Шпангер обратил на противоречия между «старыми» и «новыми» членами НАТО, что не могло не найти своего выражения в двойственном подходе в новой стратегии НАТО, к ключевым вопросам военной политики организации.
Директор Центра Европейской безопасности, известный политолог Татьяна Пархалина в своем выступлении, в отличие от Шпангера, высоко оценила как «трансформацию», закрепленную в новой стратегии Североатлантического блока, так и форму проведения данного обсуждения. «Форма международных дебатов еще не очень распространена в России, и она позволяет увидеть проблему стереоскопически, выслушав абсолютно разные, в том числе нестандартные, точки зрения. Именно в дискуссии рождается истина… То, что произошло в Лиссабоне, с точки зрения интересов России, очень значимо. Как говорят французы, «тон делает музыку», а тон сторон в период подготовки саммита в значительной мере определил его содержание. Мы могли наблюдать кооперативный подход к проблемам безопасности, переход к строительству того, что мы сможем назвать в будущем новой архитектурой европейской безопасности. Помимо всего, очень позитивно, что в новой концепции НАТО закреплена как формула, что Альянс не представляет угрозы для России, так и то, что Россия является дружественной для НАТО страной».
«Проявленная на саммите НАТО в Лиссабоне готовность к развитию сотрудничества с Россией является не просто шагом в правильном направлении, а вполне естественным, отвечающим духу и логике времени решением», - подчеркнул директор Института международных исследований МГИМО МИД России Александр Орлов. - У России и НАТО много общих угроз и вызовов, в том числе связанных с решением стратегической задачи - обеспечением глобального выживания человечества, которым более продуктивно противостоять сообща, а не порознь. В то же время и у нас, и в странах альянса до сих пор сильна инерция взаимного недоверия. Поэтому любые громкие декларации должны подкрепляться конкретными, осязаемыми делами, доказывающими, что Россия и НАТО действительно твердо встали на путь партнерских отношений».
Посол Египта в России Алаа Эльхадиди поделился своими размышлениями о возможном совместном участии НАТО и России в конкретных шагах по Ближневосточному урегулированию. Посол Египта в России особо подчеркнул возможную позитивную и уникальную роль российско-натовского сотрудничества в том, что в будущем может коснуться обеспечения безопасности и разделения сторон при создании самостоятельного Палестинского государства.
Выступления участников международных дебатов по новой стратегической концепции НАТО и итогам саммита Россия-НАТО выявили новые возможности и измерения для будущего отношений НАТО-Россия и позволят сделать вывод, что дискуссия прошла в конструктивном ключе и оказалась полезной для всех сторон.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs