ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Бреттон-Вудские институты: 80 лет в пути

15:37 17.10.2024 • Роман Маршавин, Исполнительный директор в Группе Всемирного банка от Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики, кандидат экономических наук

22 июля 2024 года исполнилось 80 лет с момента окончания Бреттон-Вудской конференции, по итогам которой были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Юбилей - хороший повод для подведения промежуточных итогов и размышлений о будущем.

В 1944 году, когда создавались эти институты, мир был совершенно другим. Вторая мировая война еще продолжалась, но победа над нацизмом была близка. Начиная с 1943 года в Москве и Вашингтоне проходили консультации между союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Великобританией и СССР, касающиеся будущего мирового порядка, в том числе и его экономических аспектов.

Советская делегация, которую возглавлял заместитель наркома внешней торговли СССР Михаил Степанов, принимала самое активное участие в обсуждениях, включая учреждение структуры ООН и финансовых институтов. Мы не погрешим против истины, если скажем, что без участия СССР создание первых в истории человечества финансовых институтов поистине с глобальным охватом было бы невозможно. Архивные материалы подтверждают высокий уровень подготовки советских экспертов, а также их дипломатические навыки: им удалось отстоять многие важные для страны позиции и отразить их в итоговых документах.

Отцы-основатели Бреттон-Вудских институтов смотрели в будущее и заложили в их устав крайне важные принципы, в первую очередь неполитизированный характер деятельности и равное отношение ко всем странам-членам. Именно такой фундамент позволил этим организациям просуществовать столько десятилетий, преодолев различные кризисы. К сожалению, нынешнее поколение представителей западных акционеров все реже вспоминает про данные основы и время от времени пытается превратить Всемирный банк в очередную арену для политических споров.

На момент подписания соглашений СССР мог занять третье место по размеру доли в уставном капитале Бреттон-Вудских институтов. Во Всемирном банке наша доля составляла 13,2%, уступая лишь Великобритании (14,3%) и США (34,9%), а в МВФ - 13,6%, также после Великобритании (14,8%) и США (31,25%)1.

Однако, несмотря на активное участие в самой конференции, СССР не ратифицировал Бреттон-Вудские договоренности, и Россия присоединилась к банку и фонду только в 1992 году, но уже на совершенно других условиях, с гораздо меньшей долей в акционерном капитале МБРР - всего 1,82%. История не знает сослагательного наклонения, но, если бы СССР стал частью МВФ и МБРР еще 80 лет назад, доля России в капитале этих институтов сейчас была бы свыше 10%. Соответственно, авторитет России внутри этих организаций и их внутренняя институциональная динамика были бы совершенно иными.

Бреттон-Вудская система прекратила существовать еще в конце 1970-х годов, когда на смену ей пришла так называемая Ямайская валютная система. Уже тогда Бреттон-Вудские институты во многом перестали оправдывать свое первоначальное название. Сегодня БВУ переживают очередной кризис. Всемирный банк уже не представляет собой ту уникальную структуру, в качестве которой он был задуман. Он не способен в полной мере обеспечить финансирование Целей устойчивого развития ООН. 80 лет назад его создание вызвало настоящую революцию в мировых финансах, но в реалиях XXI века банку необходимо себя заново «переизобрести» и вернуть способность решать проблемы мирового масштаба.

Для развивающихся стран роль Бреттон-Вудских институтов в настоящее время ослаблена их скромными объемами финансовых ресурсов. Они сегодня не способны выполнять свою первоначальную функцию, а именно служить стабилизаторами мировой финансовой системы и гарантировать макроэкономическую устойчивость большинства ее участников. Помимо этого, в последние десятилетия они стали все чаще потворствовать мнению общественных организаций, в угоду политической конъюнктуре, зачастую отвлекаясь на решение задач, для которых изначально не создавались. В качестве примера можно привести навязывание заемщикам повышенных обязательств в экологической и социальной сферах, что приводит к раздутию штатов организаций, распылению ресурсов и в конце концов к удорожанию кредитования.

Тем не менее Всемирный банк и МВФ продолжают вносить значимый вклад в экономику целого ряда клиентов, особенно беднейших стран Африки, нередко выступая для них единственным источником контрциклического финансирования в период кризисов. Всемирный банк также остается источником знаний в целом ряде секторов: образование, здравоохранение, климат, госуправление, цифровизация и т. д. ВБ пытается вносить посильный вклад в интеграцию региональных рынков, особенно в Африке, привлекая региональные банки развития, однако недостаток финансовых и кадровых ресурсов существенно замедляет эти процессы.

Кроме того, значимость международных финансовых институтов, в том числе ВБ, особенно ярко проявляется в период глобальных кризисов и вызовов в сфере здравоохранения, когда коммерческое кредитование становится недоступным. Например, в рамках борьбы с COVID-19 Всемирный банк оперативно выделил свыше 10 млрд долларов на закупку вакцин для 78 стран, помогая им спасти жизни миллионов людей. Входящая в Группу Всемирного банка Международная ассоциация развития остается одним из немногих институтов, предоставляющих не только льготное, но и грантовое финансирование странам с высоким риском долгового кризиса, число которых растет.

Нельзя сказать, что Бреттон-Вудские институты не осознают проблему. Во Всемирном банке в 2022 году была начата так называемая эволюционная реформа, которая была инициирована публикацией доклада экспертов в рамках «Группы 20» о необходимости увеличения финансовых возможностей банков развития.

Однако и здесь проблемы развития оттесняются текущей политической повесткой. Несмотря на то что эксперты ВБ с самого начала признавали наиболее эффективным инструментом увеличения финансовых ресурсов пополнение капитала, американские представители в ВБ заявили о своем категорическом отказе обсуждать такой сценарий. Причина кроется в неготовности Вашингтона смириться с неизбежным ростом доли Китая в случае докапитализации. Дело в том, что фактическая доля Китая в капитале МБРР сейчас составляет 6%, в то время как их расчетная доля по согласованной в ВБ формуле - 13,862%, то есть эта страна недопредставлена на 7,85 п. п. Поэтому китайская дирекция постоянно поднимает вопрос о пополнении капитала банка и справедливом перераспределении страновых квот, и это одна из важнейших проблем сегодня. Пополнение капитала МБРР позволило бы значительно увеличить доступные банку средства для кредитования клиентов. Объем прошлой докапитализации 2018 года - 7,5 млрд долларов - был обусловлен оценкой среднего ежегодного уровня кредитования в 2019-2030 годах на уровне 27 млрд долларов (в неизменных ценах 2016 г.), но с тех пор потребности стран возросли.

Пообещав беднейшим странам найти внутри ВБ незадействованные резервы в размере 500-600 млрд долларов, спустя год об этих обещаниях представители «семерки» благополучно забыли. Как следствие, менеджменту пришлось упражняться в финансовой эквилибристике, идя на нестандартные и довольно рискованные шаги, как, например, снижение норматива достаточности капитала. В итоге финансовая составляющая реформы свелась к скромным дополнительным 120-130 млрд долларов в ближайшие десять лет, но и эти средства пока остаются лишь на бумаге.

Несмотря на очевидную необходимость пополнения капитала МБРР в интересах развивающихся стран, американцы и их верные европейские и японские вассалы в погоне за своими политическими интересами блокируют эту идею, чтобы не допустить роста доли КНР и усиления влияния стран БРИКС+. Страдают от этого, конечно, наиболее экономически уязвимые страны с низким душевым доходом, недополучая остро необходимую помощь.

Самой эволюционной реформе не хватает амбициозности и масштаба. О глубоких изменениях, которые действительно нужны институту, чтобы найти свое место в новых реалиях мировой финансовой системы, не идет и речи. Страны-заемщики так и не получили ответа на свой главный вопрос: как понизить стоимость кредитов и сделать их доступнее? А это значит, что о глобальных изменениях, для которых затевалась реформа, речи быть не может. По этой причине президент ГВБ Аджей Банга, не имея возможности увеличить уставной капитал, стремится привлечь частный. Но этот процесс нелинейный и требует кропотливой работы с частным сектором, а также формирования новых инновационных предложений, которые были бы привлекательны для частных инвесторов.

Сложившаяся ситуация не уникальна для Всемирного банка - это часть геофрагментации, проявления которой мы наблюдаем в мировой экономике, которой она обходится в 2-3% ВВП ежегодно. Введение тарифов, нетарифных ограничений, односторонних санкций - все это приводит к разбалансировке мировой экономической системы. Только в 2023 году было введено около 3 тыс. торговых барьеров, замедливших рост мировой торговли товарами и услугами до 0,2%, что является одним из самых низких показателей за последние полвека.

С начала пандемии мы наблюдаем тенденцию к релокации производства: возвращение на родину (reshoring), перемещение в дружественные страны (friendshoring) или ближайшие регионы (nearshoring). Политическая повестка зачастую вынуждает государства принимать решения, наносящие вред их экономике. Мы уже видели это на примере европейских стран, которые в ущерб себе перешли на покупку дорогостоящего американского СПГ вместо российского трубопроводного газа.

К сожалению, не являются исключением в этом плане и Бреттон-Вудские институты. Представители развитых стран сегодня ведут себя крайне безответственно, продавливая те или иные решения, исходя из политических интересов. Причем страны ЕС и Япония практически полностью утратили самостоятельность, став лишь рупором для озвучивания позиции США по ключевым вопросам. А если взглянуть на их новые стратегии помощи развитию, становится очевидно: в выборе между финансированием своих военно-промышленных комплексов и помощью бедным странам западные страны без раздумий выбирают первое, забывая о моральных обязательствах и рискуя дальнейшей стабильностью глобального сообщества.

Такая линия западных коллег, пытающихся любыми законными и незаконными способами удержать под контролем Бреттон-Вудские институты, вызывает все большее раздражение у представителей Глобального Юга. На этом фоне спокойное, неполитизированное и взвешенное мнение России в ГВБ пользуется особым уважением, причем не только со стороны наших традиционных союзников. Ни о какой «отмене» российского присутствия во Всемирном банке или «изоляции», о которой так мечтали некоторые в Вашингтоне и Киеве, говорить не приходится.

На самом деле с предвзятым политизированным отношением приходится сталкиваться не только нам. Достаточно провокационная линия проводится и относительно Китая. Помимо ограничений в заимствованиях по линии ВБ (по требованию американцев Китаю установлен негласный ежегодный лимит чуть выше 1 млрд долл.), в тексты документов вставляются голословные обвинения в использовании принудительного труда при производстве солнечных панелей. Китайских граждан редко назначают на руководящие посты в институтах ВБ по сравнению, например, с японцами и европейцами.

Еще одно проявление политизации - отказ европейских дирекций поддерживать проекты в тех африканских странах, которые проводят независимую от бывшей метрополии политику. Кроме того, если в стране нормы морали отличаются от западных, представители развитых стран также могут выступить против. Например, после принятия законодательства о борьбе с нетрадиционными ценностями в Уганде на менеджмент было оказано давление с целью полностью остановить работу ГВБ в этой стране. Несмотря на популярный в банке лозунг «Client in the driver’s seat» («Клиент всегда прав»), странам отказывают в праве на выбор собственного пути и определение приоритетов, если они отличаются от западных представлений. Такое кривое зеркало современной демократии.

Наконец, доминирование политической повестки над экономическими потребностями мы наблюдаем и по наиболее острому вопросу современности - климатической проблеме.

С каждым годом Всемирный банк все больше превращается в так называемый «зеленый» банк, специализирующийся прежде всего на борьбе с изменением климата, сокращением выбросов парниковых газов и развитии возобновляемой энергетики. Обосновывается такая линия требованиями частных инвесторов из Европы и США, которые грозятся прекратить покупать долговые облигации ВБ в случае его вовлеченности в углеводородные проекты, а также заботой об имидже банка перед разными природоохранными НПО и СМИ. Все это вызывает усмешку у большинства заемщиков, однако их голос пока не принимается во внимание.

Климатическая проблема действительно важна и остра. Как отмечал Президент России В.В.Путин, человечеству необходимо объединиться для ее решения2. Однако банк, к сожалению, больше внимания уделяет борьбе с изменением климата (митигации), чем адаптации к его последствиям. При этом многие развивающиеся страны нуждаются в строительстве устойчивой к климатическим шокам инфраструктуре.

Однобокая политика с фокусом на возобновляемые источники привела к тому, что в банке почти не осталось грамотных специалистов в области традиционной энергетики. Существует риск того, что и другие банки развития по примеру ВБ будут постепенно уходить из этого сектора вместе с коммерческими банками. Здесь опять можно увидеть недальновидность политики западных акционеров и двойные стандарты. Например, благодаря переходу с угля на газ США в 2005-2019 годах смогли сократить свои выбросы на 65%, в то время как внедрение ВИЭ позволило им сократить выбросы всего на 30%. Однако развивающимся странам запрещается использование полного спектра инструментов для энергетического перехода. По сути, нынешняя неоколониальная «зеленая» политика развитых стран лишает развивающиеся страны тех же возможностей, которые доступны странам «семерки».

Развитие мирного атома могло бы внести значительный вклад в решение проблемы доступа к энергии и выбросов, но это направление также требует серьезной подготовки. Мы активно работаем над разморозкой дискуссии об участии ГВБ в кредитовании атомной промышленности (на заре своего существования МБРР занимался такими проектами). На начальных этапах это могут быть проекты в области образования - подготовка специалистов, которые могли бы обслуживать АЭС. А уже в дальнейшем можно было бы перейти к более плотной работе с компаниями, в том числе с Росатомом, для финансирования новых технологических решений и частно-государственных партнерств.

Мировая финансовая архитектура должна отражать современные реалии и гибко реагировать на вызовы. Поэтому назрела необходимость создания отраслевых банков развития, например газового банка. Такой банк через финансирование газовых проектов по всему миру, строительство инфраструктуры, экспортных и импортных мощностей, перерабатывающих заводов позволил бы многим развивающимся странам добиться куда более впечатляющих экономических результатов по сравнению с текущей политикой Всемирного банка в области энергетики. Для поддержки таких проектов региональным и глобальным банкам развития можно было бы привлечь инвесторов из стран Глобального Юга, прежде всего Персидского залива.

Энергетический переход нельзя представлять исключительно в черно-белых тонах, позиционируя любое использование ископаемого топлива как безусловный вред для климата и планеты, а ВИЭ - как абсолютную пользу. Дискуссия по этому вопросу должна быть открытой и честной, в первую очередь по отношению к развивающимся странам. Решений на постоянно возникающие вызовы энергоперехода, в том числе на проблемы переработки солнечных панелей, батарей, ветряных установок, добычи и использования металлов и минералов для их производства, углеродного следа и т. д., пока нет. Однако западные страны делают вид, что ответы на эти вопросы когда-нибудь появятся сами собой. Лицемерная позиция некоторых доноров по вопросу климата ясно показывает, что забота развитых стран - не более чем прикрытие собственных политических и бизнес-интересов с целью консервации существующего порядка.

Несмотря на все обозначенные проблемы, для России во Всемирном банке существует целое поле возможностей. Помимо дипломатических усилий, координации по ключевым вопросам со странами Глобального большинства, озвучивания наших принципов, остается немало доступных направлений, которые приносят пользу российскому бизнесу и укрепляют наши позиции на мировой арене.

В ходе первого направления на регулярной основе в рамках Группы 11 (это 11 дирекций, представляющих более 120 развивающихся стран) мы обсуждаем текущие рабочие вопросы деятельности банка, вырабатываем консолидированную позицию, выпускаем совместные заявления, предлагаем новые решения и корректируем предложения менеджмента. Это очень важная площадка, которая позволяет усилить и объединить голос заемщиков, выступить единым блоком, усиливая нашу переговорную позицию в дискуссиях с менеджментом и другими акционерами.

По линии БРИКС+ мы также проводим регулярные встречи с коллегами, обсуждаем текущую повестку, вырабатываем предложения. Например, по итогам обсуждения будущего саммита БРИКС+ в России итоговые предложения были направлены в Москву. Отмечаем большой интерес коллег к инициативам, предлагаемым Банком России и Минфином России в рамках нынешнего председательства нашей страны в БРИКС. Речь прежде всего о создании надежной и независимой от Запада платежной системы, собственных рейтинговых агентств и т. д.

На мой взгляд, нужно использовать любые площадки для озвучивания нашей позиции, привлечения сторонников, укрепления отношений с дружественными странами и взаимной поддержки по важным для нас вопросам. Всемирный банк в этом плане - отличная площадка. Поскольку Россия не зависит от кредитов банка, мы можем позволить себе независимое мнение по всем аспектам деятельности организации и не боимся, в отличие от многих заемщиков, его озвучивать. Мы задаем менеджменту сложные вопросы, чем заслужили уважение не только коллег из Совета директоров, но и сотрудников банка.

Конечно, некоторые страны, такие как Украина и США, с нетерпением ждут нашего выхода из банка. Им хотелось бы, чтобы голос России не звучал, а влияние России в мире ослабевало. Однако Правительство России понимает, что даже в случае нашего выхода доноры не перестанут использовать банк для кредитования Украины, а вот такой уникальной площадки для отстаивания интересов России мы лишимся навсегда, ведь вернуться в банк, учитывая позицию его западных акционеров, нам, скорее всего, не удастся. Куба прекратила свое участие в Бреттон-Вудских институтах еще в середине 1960-х годов, однако по сей день не может его возобновить из-за противодействия «семерки». В международных финансовых институтах представители США будут обязаны голосовать против присоединения Кубы, поскольку это предписание было закреплено на законодательном уровне еще в 1996 году.

Мало кто знает, что участие во Всемирном банке не стоит российскому бюджету ни копейки. Российская дирекция финансируется из прибыли банка, а не из ежегодных взносов, как принято во многих международных организациях. Говоря о финансовых выгодах участия в ГВБ, хочу привести лишь один пример. Так, сделанный нами вклад в акции МФК при вступлении в организацию в 1993 году в размере 102,8 млн долларов уже превратился в 784,3 млн долларов, поскольку за это время нам были начислены дивиденды в размере 681,4 млн долларов из прибыли корпорации.

Сегодня у нас есть возможность задействовать банк как платформу для диалога и продвижения своих интересов. Это включает использование уникальной страновой аналитики банка, продвижение российского экспортного потенциала и укрепление контактов с дружественными странами.

Другим важным направлением нашей работы является содействие российским ведомствам и компаниям в их работе с банком, информирование об особенностях закупочных процедур, проводимых в рамках проектов банка. У российских компаний огромный потенциал и возможности для успешного участия в таких проектах в качестве поставщиков технологий и товаров, особенно в IT-отрасли.

Наши налоговые решения - визитная карточка страны. Россия уже вышла на международные рынки с этим опытом, помогая коллегам из Центральной Азии реформировать налоговые системы. В прошлом году на годовом собрании в Марракеше мы помогли ФНС России провести мероприятие, где руководитель службы Даниил Егоров и замруководителя налоговой службы Киргизии Адилет Дубанаев поделились своим опытом модернизации налоговой системы Киргизии на основе российских ноу-хау.

Мероприятие посетили свыше сотни делегатов из разных стран, запись семинара была размещена на сайте Всемирного банка на нескольких языках. Представители многих дружественных стран уже выразили интерес к российским технологиям в этой сфере. Повышение собираемости налогов без увеличения налоговых ставок и расширение налоговой базы за счет улучшения администрирования особенно актуальны для стран со средним и низким уровнем доходов именно как способ снижения зависимости от долгового финансирования. Аналогичные мероприятия мы готовы организовывать для популяризации российских решений в области водопользования, образования, здравоохранения, энергетики и других сфер.

Западные правительства выделяют деньги Всемирному банку с негласным расчетом, что впоследствии определенная часть пожертвованных на помощь развитию средств возвратится в бюджет через налоговые отчисления компаний, выигравших тендеры в рамках проектов. Такие средства могут направляться правительствами в качестве грантов для подготовки проектов, что зачастую приводит к фактическому «затачиванию» проектов под нужды бизнес-сообщества соответствующих доноров. Степень вовлеченности в такие процессы, конечно, у всех разная, но некоторые дирекции подходят к вопросу очень серьезно: к американской, например, прикомандирован специальный советник от Министерства торговли, задача которого - информировать компании о потенциально интересных для них проектах, чтобы они смогли выиграть будущие тендеры.

Мы пока не научились пользоваться этим инструментарием, но это не означает, что у наших компаний нет шансов на победу. Крайне важно, что санкций, наложенных западными странами, нашему бизнесу здесь опасаться не нужно - Всемирный банк признает только санкции Совета Безопасности ООН, то есть не признает никаких односторонних санкций, введенных против российских компаний. Даже иранские компании в 2017-2024 финансовых годах получили контракты на сумму свыше 226 млн долларов, несмотря на все введенные односторонние санкции. Иными словами, Бреттон-Вудские институты можно и нужно использовать в интересах российского бизнеса.

Большие надежды на будущее вселяет и повышение авторитета России в банке среди дружественных государств и даже отдельных европейцев из-за активного курса внешней политики, проводимой руководством нашей страны, а также конструктивной позиции нашей дирекции - одного из немногих страновых представительств, открыто выступающих за более справедливое мироустройство в области глобальной экономики и финансов.

Не может не радовать, что, несмотря на все воздвигаемые нашими недоброжелателями препоны, продолжает увеличиваться накопленный объем контрактов, заключенных с российскими поставщиками в рамках проектов Всемирного банка. В целом за прошедшие годы нам удалось резко повысить уровень осведомленности российского бизнеса о возможностях для зарубежной экспансии, предоставляемых банком.

В ходе реализованной в 2022-2023 годах программы экстренного реагирования на продовольственный кризис объемом в 50 млрд долларов, по нашим оценкам, порядка 6 млрд долларов страны-участницы использовали для закупок российского зерна.

Российские ноу-хау в самых разных секторах - от организации школьного питания до выстраивания систем эпидемиологической защиты - внедрены при содействии Всемирного банка в качестве стандартов более чем в 50 странах-клиентах.

Считаю, что, если относиться к участию в банке пассивно, никакой пользы от нахождения в нем не извлечь, но если продолжать курс на более активное взаимодействие с партнерами из дружественных стран, можно добиться больших изменений. Голос России здесь важен, и не использовать эти возможности было бы нерационально, особенно сейчас, когда мы наблюдаем рождение нового миропорядка.

Как в любой другой корпорации, «музыку заказывают» те, кто владеет ее контрольным пакетом. Пока он в руках у западных стран, но переход контроля над Бреттон-Вудскими институтами к странам Глобального большинства во главе с БРИКС - всего лишь вопрос времени в силу макроэкономических, демографических и иных тенденций. Поэтому нам нужно терпеливо работать над приближением этого момента и не поддаваться на провокации тех, кто цепляется за изживший себя глобальный уклад.

 

 

1https://www.elibrary.imf.org/display/book/9781451955255/ch005.xml

2http://kremlin.ru/events/president/news/73505

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати