Украинский и израильский кризисы – косвенно сообщающиеся сосуды. Все очевиднее становится, что израильский кризис – это запасной вариант перезагрузки для Запада. После того, как не удалось взломать Россию на украинском направлении, а Москва навязала борьбу долгую, сложную, вязкую, после неочевидного эффекта санкций, надрыва и определенной несостоятельности западного ВПК, прежде всего европейского, Западу одновременно нужна и передышка, и война. Поэтому Владимир Зеленский заявляет о готовности к переговорам, а в кризис на Ближнем Востоке регулярно подбрасывают дрова, отсекая все возможные варианты компромиссов, которые в этом регионе никогда не были простыми.
Израильский и украинский кризисы теперь уже многое подспудно связывает. Опыт ведения боевых действий, когда, например, осмеянные на танках русских «мангалы» (антидроновые решетки) вдруг появились на «лучших танках современности» Merkava. Региональный и глобальный резонанс конфликтов с точки зрения отношений между странами и группами стран, оценка странами действий и реакции международных организаций в отношении этих кризисов. Движение на рынке вооружений, приоритеты в деятельности союзников - кому и в каком объеме, в пекло какого кризиса кидать оружие.
В рамках украинского кризиса сейчас, судя по всему, поставлена задача выйти на «заморозку» конфликта. Такая задача поставлена Киеву и иного пути, кроме переговоров, для ее выполнения нет. Зеленский вынужденно проникся этой задачей и теперь демонстрирует некоторую готовность идти на переговоры с Россией, заявляя о необходимости участия Москвы в «следующей мирной конференции». Первая «мирная конференция» в швейцарском Бюргерштоке прошла под лозунгом – «России на саммите делать нечего, мы все решим и поставим Москву в известность». Идея оказалась плохой, саммит, несмотря на хорошие мины при отвратительной игре коллективного Запада и Украины, оказался провальным, ничего не дал и подвергся критике Индией, Китаем и другими странами. При этом теперь, говоря о необходимости переговоров с Россией, Зеленский сообщает, что это как бы вовсе не его желание, заявляя, что большинство стран мира связывают прогресс в дипломатическом урегулировании конфликта с участием России в следующей мирной конференции: «Поскольку весь мир хочет, чтобы они были за столом переговоров, мы не можем быть против».[i] Киев планирует подготовить документ по итогам первого саммита, «назначить дату» для украинских дипломатов и попросить зарубежных партнеров сделать то же самое. «Чтобы в ноябре у нас был документ, в котором будет все: территориальная целостность, суверенитет и т.д.». То есть, говорить о мире Зеленский готов, но это ничего не решает, «документ», который он предлагает обсуждать изначально не учитывает позицию России, обозначенную Президентом - условиями для переговоров являются вывод украинских войск с территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, отказ Киева от вступления в НАТО.
При этом давление обстоятельств и союзников на него столь очевидны, что в интервью французскому изданию Le Monde, он уже говорит о возможном отказе от территорий в ходе урегулирования с РФ, называя такое решение «очень сложным вопросом».[ii] Зеленский, признавая готовность идти на территориальные потери де юре, так как ситуация де факто никаких иных вариантов не оставляет, при этом оправдывается, заявляя, что это неправильно - «это не самый лучший вариант», потому что тогда Украина потеряет часть территорий. Продолжая признавать реальность, он допускает, что территории военным путем Украина может и не вернуть: «Это не значит, что именно в этот момент (переговоров с РФ) мы вернем наши границы 1991 года, но я считаю, что справедливый мир для Украины заключается в восстановлении нашей территориальной целостности, но это не значит, что мы должны сделать это только с помощью оружия».
Не менее важно, что помимо этого он допустил проведение референдума, поскольку «вопрос о территориальной целостности Украины не может быть решен одним президентом, без украинского народа». Получается, начинать АТО в 2014 году можно было референдума, принимать решение вступать в НАТО и ЕС можно без референдума, а разбираться с последствиями этих действий – нужно уже с помощью референдума, перекладывая ответственность на украинских граждан.
Однако и здесь появляется очередная неувязка. Согласно украинскому законодательству референдум по территориальным вопросам должен проходить на территории всей Украины, а нынешний режим, конституция и законы считают территорией Украины Крым, республики Донбасса, Запорожскую и Херсонскую области. Проведенный без этих территорий референдум, согласно конституции и законам Украины, будет нелегитимным. Провести на этих территориях референдум Киев не может - это территория Российской Федерации, возвращенные исторические земли, вошедшие в состав России по итогам уже проведенных там референдумов. В таких условиях, если референдум будет на Украине принят как рабочий сценарий, речь будет идти о нелегитимном президенте, предлагающем нелегитимный референдум.
Теперь – об убийстве персоналий, которые были участниками мирных переговоров в обоих кризисах. В марте 2022 года в Киеве при задержании сотрудниками СБУ был убит член украинской делегации на переговорах с Россией Денис Киреев. Кому это было нужно и зачем, мы вероятно до конца не узнаем. Как спешно тогда сообщило Минобороны Украины, он был сотрудником Главного управления разведки и выполнял специальное задание.[iii] Эту версию было призвано усилить заявление помощника главы офиса президента Михаила Подоляка: «Он [Киреев] имел отношение к главному управлению разведки, а его убийство <...> было связано с тем, что в этот момент (начала специальной военной операции России - прим. ТАСС) не было единой координации между силовыми структурами. То есть были определенные претензии, с одной стороны, к нему, а с другой стороны, не успели эти претензии урегулировать в диалоговом формате. Вот причина, это не связано с работой делегации и с переговорным процессом как таковым».[iv] Это заявление Подоляк сделал после публикации в The Wall Street Journal статьи, где со ссылкой на неназванного сотрудника СБУ сообщалось, что Киреева убили из-за того, что он якобы занимался шпионажем в пользу России, при этом утверждалось, что Киреев сотрудничал и с ГУР. Вся эта информация позволяет предположить, что Киреев был участником некоего канала связи между спецслужбами Украины и России. Такой канал всегда важен, однако, это был период, когда Запад работал над отсечением любых переговорных возможностей между Москвой и Киевом, жертвой этой работы и мог стать Киреев.
31 июля палестинское движение ХАМАС сообщило о гибели руководителя политического крыла Исмаила Хании при ударе по его резиденции в Тегеране, куда тот прибыл для участия в инаугурации нового президента Ирана. Ответственность оно возложило на Израиль и США. Хания был главным переговорщиком с Катаром и Египтом по сделке с Израилем. При этом роль и значение Исмаила Хании подчеркнул Вашингтон, выразив беспокойство тем, что убийство главы политбюро ХАМАС может сорвать переговоры по достижению соглашения о прекращении огня в секторе Газа.[v] Но за этой «обеспокоенностью» и тем, как быстро в сложных для Израиля ситуациях меняется позиция Вашингтона с осуждения на поддержку, проглядывает иное – срыв переговоров и начало региональной войны вполне укладывается в стратегию переноса бремени управляемого хаоса в другой регион. Убийство переговорщиков - указание на заинтересованность в продолжении кризисов.
При этом в США признают сложности в обеспечении поддержки двух конфликтных направлений. В ожидании нового президента, там раздается множество заявлений о проблемах в финансировании Украины и даже о трудностях в оказании невоенной поддержки: «Правительству США становится все труднее изыскивать средства для оказания помощи Киеву, что влечет за собой необходимость искать новые варианты вместо прямой бюджетной поддержки», - заявила спецпредставитель США по экономическому восстановлению Украины Пенни Прицкер.[vi] При этом она заявляет, что поддержке угрожает не политика, так как даже в случае избрания президентом США Дональда Трампа, Украина, по ее мнению, все равно получит «двухпартийную поддержку», а недостаток ресурсов.
Украинский кризис стал неожиданно проблемным по причинам своей интенсивности, которая требует поставок вооружений в тех объемах и в такие сроки, которые ни США, ни Европа пока обеспечить не готовы. Неготовность эта имела изначально политические причины, а после слома воли стран ЕС Вашингтоном, причины приобрели экономический и технологический характер. Поэтому при возможном смещении фокуса на Ближний Восток Западу, США в первую голову, на Украине нужно некое перемирие, переговоры, одним словом - снижение интенсивности, заморозка. На это сейчас главная ставка, этого будут добиваться, это уже объяснили Киеву, в том числе и с точки зрения того, что Украине придется смириться с некоторыми территориальными потерями. Пожалуй, в этом главная связь кризисов, которыми пытаются управлять и регулировать интенсивность противостояния.
Значимым в рамках этих конфликтов стал вопрос красных линий в контексте способа ведения боевых действий. Израиль явно и открыто переходит красные линии: тотальные разрушения и гибель тысяч людей в самом населенном районе мира - Секторе Газа, а теперь - убийство находившего в Иране на инаугурации нового президента Ирана Масуда Пезешкиана главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании в результате удара по его резиденции в Тегеране.
Этот удар и заявления о готовности к любым боевым действиям – израильская заявка на масштабный региональный конфликт.
При этом Россия на Украине не наносила и не наносит массированные удары по гражданским объектам и ни один из лидеров националистического режима не был ликвидирован ударом высокоточного оружия, либо в результате операции спецслужб, при всех имеющихся возможностях.
Соверши это Москва, вой был бы поднят до небес. А Израилю можно все. И легкое неодобрение Вашингтона это только подтверждает. При этом от России, в ответ на украинские удары по мирным городам, что продолжается уже десять лет, в ответ на людоедские заявления официальных представителей Киева - очень ждут массированных ударов и череды ликвидаций представителей украинского режима. Россию на это провоцируют долгое время, чтобы указать затем на «звериную сущность Москвы».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.rbc.ru/politics/31/07/2024/66aa70b39a7947657d7a353a
[ii] https://regnum.ru/news/3905733
[iii] https://www.rbc.ru/politics/06/03/2022/6223cf569a79473a02ae053e
[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16841029
[v] https://www.interfax.ru/world/973461
[vi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21500501
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs