ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Слом президентской кампании в США - влияние на Украину

12:03 19.07.2024 • Денис Батурин, политолог

Фокусирование внимания на фигуре кандидата в вице-президенты США Джэя Ди Вэнса создало дополнительный негативный фон для Киева. После покушения на Дональда Трампа там царит уныние, а назначение кандидатом в вице-президенты республиканца Вэнса серьезно добавило тревожных настроений. Симптоматично, что одна из публикаций в украинских медиа о Вэнсе называется – «Парень из американского Донбасса». Краткое изложение биографии Вэнса наполнено тревожными ожиданиям: «Вэнс вообще выбивается из когорты американских элитариев - он родом из социальных низов (мать была наркоманкой, отец их бросил, а вырастили Вэнса бабушка и дедушка). А также из неблагополучного региона – «ржавого пояса», как в Штатах называют переживающие упадок промышленные города Среднего Запада. Хотя некогда это было индустриальное сердце США - американский Донбасс. Центр металлурги и тяжелой промышленности».[i] Что хорошего можно ждать Украине от выходца из «американского Донбасса»? Некоторые выводы можно сделать из истории его заявлений против поддержки Украины:

- В 2023 году он вместе с 18 другими республиканцами подписал обращение к Байдену с призывом прекратить «неограниченную помощь» Украине. И пригрозил блокировать следующие пакеты, если они не будут привязаны к стратегии скорейшего завершения российско-украинской войны.

- Перед визитом Владимира Зеленского в Вашингтон в декабре 2023-го Вэнс потребовал от Белого дома признать, что Украина в конце-концов уступит часть своих территорий России: «У нас продовольственный кризис… У нас есть энергетический кризис… В интересах Америки признать, что Украине придется уступить некоторые территории россиянам, и нам необходимо положить конец войне».

- Сенатор Вэнс голосовал против последнего пакета помощи Киеву в апреле.

- Тогда же, в апреле, Вэнс призывал увязать военную и другую помощь Украине с прекращением давления на Украинскую православную церковь. В этом контексте Вэнс жестко критиковал рассматриваемый Радой законопроект о запрете УПЦ: «Вы не можете лишать всю религиозную общину религиозной свободы, потому что некоторые ее приверженцы не согласны с вами по поводу актуального конфликта. Нам должно быть стыдно за отказ использовать миллиарды долларов, которые мы отправляем в Украину, в качестве рычага для обеспечения и гарантии реальной религиозной свободы.

- В 2022 году Вэнс заявил: «Я должен быть с вами честен, мне все равно, что произойдет с Украиной так или иначе».

- В феврале 2024 года на Мюнхенской конференции по безопасности Вэнс сказал, что США необходимо пересмотреть свою поддержку Киева, и проигнорировал встречу делегации Украины с сенаторами.

- Вэнс не раз выступал за нейтралитет Украины, и не верил, что Украина сможет вернуть свои территории.

- «Проблема Украины - это не Республиканская партия, это математика. Украине нужно больше солдат, чем она может найти, даже при условии реализации драконовской мобилизационной политики. И ей нужно больше оружия, чем США могут предоставить».

- Вэнс утверждал, что Украине придется принять «жестокую реальность», утвердить оборонительную стратегию и как можно скорее пойти на переговоры с Россией: «Но для этого как американские, так и украинские лидеры должны принять, что заявленная цель войны Зеленского - возвращение к границам 1991 года - это фантастика».[ii]

 

Реакция Украины на возможное назначение Вэнса схожа с реакцией европейцев, из тех, что видят Европу, как Евросоюз. Некоторые надежды питают украинские депутаты, которые заявили Politico[iii] следующее:

- Александр Мережко, глава парламентского комитета по международным отношениям: «Его взгляды могут измениться и по международным вопросам». Тот факт, что Вэнс превратился из яростного критика Трампа в решительного сторонника, означает, что он может быть убедительным по другим вопросам, включая помощь Украине.

- Егор Черниев, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности, обороне и разведке: «Нам трудно представить, что Джеймс Вэнс, оказавшись в Белом доме, начнет действовать против интересов Америки. А стратегические интересы Соединенных Штатов сегодня заключаются в сдерживании России в Европе».  

То есть, в Киеве надеются, что Вэнс «одумается», а США продолжат политику администрации Байдена.

 

Тем временем в Европе опасаются, что выдвижение Джей Ди Вэнса кандидатом в вице-президенты может обернуться «катастрофой для Украины».[iv] Такое впечатление у евробюрократов от выступления Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности: «Джей Ди Вэнс уже тогда пообещал деприоритизировать европейское направление в политике США. Он выступает за скорейшие переговоры с Россией по разделу Украины. Ведь индустриальная база США просто не тянет конфликт такой интенсивности. Американский ВПК производит менее 400 тысяч снарядов в год и лишь 300-500 ракет для Patriot».[v] Арсеналы Штатов истощаются, при этом противостояние с Россией только усиливает позиции Китая, поэтому надо сконцентрироваться на конкуренции с Китаем, пока ещё США не проиграли новую холодную войну, - считает кандидат в вице-президенты.

 

Но, не исключено, что Вэнсу «политику партии» объяснят, к тому же он из «американского Донбасса», а заводы должны работать, американские заводы. Для этого европейцы, и не только, должны покупать американское оружие. А чтобы они покупали оружие, они должны верить в угрозу и бояться. Сейчас они верят в «русскую угрозу». Значит, для них сложилась правильная ситуация. В этом денежном и промышленном смысле украинский кризис - история для Запада «правильная». Как и израильский кризис. Поэтому, если администрация Трампа станет реальностью, то, во-первых, сначала будет инерция запущенных демократами процессов, а во-вторых - коррекция политической составляющей кризисов на уровне риторики и снижения накала противостояния, но не более. Не исключено, что подспудно речь будет идти об экономических усилиях Трампа и его зятя Джареда Кушнера, (который будет играть меньшую роль в администрации, чем при прошлой каденции) в рамках израильского кризиса, так как девелоперские интересы мужа Иванки Трамп распространяются на Сектор Газа, а также на Саудовскую Аравию.

 

Интересно будет наблюдать за тем, как будет строиться политика администрации Трампа в отношении Европы на разных уровнях и по разным каналам. Дело опять в Кушнере, инвестиционная фирма которого Affinity Partners (в других источниках это компания Atlantic Incubations LLC) уже взяла в аренду на 99 лет разрушенные объекты в центре Белграда, включая бывшую штаб-квартиру югославской армии, с целью построить на их месте элитные апартаменты.[vi] Реакция сербов на это неоднозначна. Поэтому заявлено намерение построить и мемориальный комплекс, который будет финансироваться инвесторами, но принадлежать Республике Сербия, которая будет им управлять и примет решение о программном содержании комплекса. Проект готовился много лет, с 2013 года, а издание Politico так видит политический смысл этой сделки: «Позиция Трампа против истеблишмента и его поддержка автократов хорошо согласуются с президентом Сербии Александром Вучичем, который недавно организовал грандиозный прием для председателя Китая Си Цзиньпина и отказывается участвовать в санкциях против России. Критики подозревают, что использование сделок с его зятем может быть способом расплатиться за потенциальные услуги в случае второго прихода к власти администрации Трампа».[vii]

Резко оценил прагматичный смысл этого проекта аналитик сербского аналитического центра по внешней политике Фонда Центра международных отношений и безопасности (ISAC) Игорь Новакович: «Если правительство рассчитывает на улучшение отношений с Вашингтоном с помощью этого проекта, то в этом может быть какой-то извращенный политический символизм, когда снос именно этого здания ведет к новой эре в американо-сербских отношениях, которая преодолевает прошлое».

В этом проекте так же присутствует фигура Ричарда Гренелла, который служил послом в Германии и посланником в Сербии и Косово при Трампе, а также может стать будущим госсекретарем. Добавим к этому контакты Трампа с премьером Венгрии Виктором Орбаном, где так же свою роль мог играть Гренелл, замеченный на Балканах и после ухода Трампа с поста президента, и ситуация становится системной – бывший и, возможно, будущий президент США укрепляет связи с изгоями Евросоюза, которые, отстаивая национальные интересы своих стран идут на конфликт с Брюсселем, как в лице ЕС, так и в лице НАТО. Поэтому можно ожидать и реализацию проектов Кушнера и в Венгрии, или что-то подобное.

 

Чтобы понять контуры внешней политики Трампа в случае его возвращения в Белый дом переместимся на Ближний Восток. При прошлой администрации Трампа занимался Ближним Востоком Кушнер, это были усилия по разрешению «исторических споров, которые включали в себя усилия по улучшению отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Марокко, известные как Мирный план Трампа или «Соглашения Абрахама».

Кандидат в вице-президенты Вэнс так зафиксировал нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке - повторил призыв Трампа к Израилю «завершить работу» против ХАМАСА в секторе Газа, и заявив, что связи между Израилем и Саудовской Аравией могут быть установлены только после того, как ХАМАС потерпит поражение в секторе Газа. Саудовская Аравия заявила, что не может установить связи с Израилем, пока не увидит жизнеспособный путь к созданию Палестинского государства.[viii]

Как балканское, так и ближневосточное направления включали финансовые стимулы для подписания соглашений со стороны правительства США, включая займы частному сектору, которыми управляет созданная Американская Корпорация международного финансирования развития (DFC). Во время президентства Трампа DFC возглавлял Адам Белер, бывший сосед Кушнера по комнате в колледже. В 2020 году Белер провел пресс-конференцию в Белграде с президентом Сербии Александром Вучичем, чтобы объявить об открытии местного офиса в городе.

Таким образом, фундамент под будущие внешнеполитические шаги был заложен при прошлой каденции, весьма вероятно, что эта политика будет продолжена, так как те проблемы, разрешать которые взялись представители Трампа за время администрации Байдена только усугубились: обострились противоречия в ЕС, полыхает израильский кризис.

При этом главный вопрос – какова будет политика Трампа в отношении украинского кризиса, могут ли механизмы и принципы балканского и ближневосточного кейсов быть перенесены на Украину, и если да – как это может выглядеть?

Попробуем предположить. Некоторые еврочиновники уже заявили о том, что приход Трампа будет катастрофой для Украины, однако, это может быть не катастрофой, а спасением. Ослепленные политикой администрации Байдена украинские политики пребывают в шоковом состоянии в ожидании победы Трампа, и того, что вице-президентом станет Вэнс, который гораздо более предметно высказывался об Украине, чем его нынешний шеф. И в нынешней ситуации Киеву стоит внимательнее присмотреться не к Вэнсу, а к наследию и возможным планам Кушнера на Балканах и Ближнем Востоке, постараться выйти из тупика «война до победы над Россией при поддержке Запада», распространить миротворческие, финансовые и девелоперские планы зятя Трампа на Украину.

 

Украинский кризис - это война Байдена, это коррупционный скелет в шкафу Байденов. Так Трамп и позиционирует ситуацию на данный момент. Однако, надо признать,  в среде республиканцев поддерживают вооруженное противостояние с Россией, а противники Трампа задались целью сделать украинский кризис и войной Трампа. Но в стиле Трампа будет максимально полно и быстро переложить все тяготы украинского кризиса на Европу, сохраняя там интересы США, рассматривая Старый Свет как потребителя американского ВПК и другой промышленной продукции, добиваясь выдавливания китайских товаров с европейского рынка. Это может превратиться в в уже звучавшие требования повышения обороноспособности Европы и повышения для членов НАТО отчислений в общий евроатлантический котел.

 

Чего сейчас не понимает Киев, ожидая президентства Трампа, так это того - как им выходить из политической коллизии - безоглядной приверженности администрации Байдена.  Что совершенно четко понятно в Москве - Трамп не будет другом России, при нем продолжилась санкционная политика, начатая президентом-демократом Бараком Обамой. В отношении украинского кризиса - Трамп нисколько и ничем не способствовал реализации Минских соглашений в период своего президентства. Однако, прошлая администрация Трампа в лице Кушнера, хотя и не преодолела инерции «управляемого хаоса» Обамы, шла по пути примирения и коммерциализации внешнеполитических отношений. Это дает некоторую надежду на снижение накала противостояния в полыхающих украинском и израильском кризисах.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://t.me/stranaua/162191

[ii] https://ctrana.one/news/468698-itohi-874-dnja-vojny-v-ukraine.html

[iii] https://www.politico.com/news/2024/07/16/u-s-allies-grapple-with-j-d-vance-00168850

[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21370047

[v] https://t.me/malekdudakov/7293

[vi] https://www.politico.eu/article/trump-tower-belgrade-serbia-jared-kushner-donald-trump-richard-grenell-yugoslav-army-headquarters-building-kosovo-balkans/

[vii] https://www.politico.eu/article/donald-trump-son-in-law-jared-kushner-secure-controversial-belgrade-real-estate-deal-serbia/

[viii] https://thehill.com/policy/international/4773538-jd-vance-foreign-policy/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати