ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Девятый президент Исламской Республики Иран Масуд Пезешкиан

13:26 08.07.2024 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Итак, вопрос с новым президентом Исламской Республики Иран (ИРИ) решен. Им стал Масуд Пезешкиан[1], который победил 5 июля во втором туре внеочередных президентских выборов в стране со значительным перевесом над своим соперником Саидом Джалили.

Внеочередные выборы были назначены в связи с гибелью в авиакатастрофе 19 мая президента Эбрахима Раиси.

Итоги второго тура

За доктора Пезешкиана было отдано 16 384 403 голосов (53,66 % проголосовавших), за С. Джалили – 13 538 179 (44,34%). По словам главы иранского избиркома Мохсена Эслами действительными признаны 30 573 931 бюллетеней, явка составила 49,8% избирателей от 61 452 321, имеющих право голоса иранцев.

Во втором туре явка избирателей была выше почти на 10% по сравнению с первым туром. Причём примечательный факт: у М. Пезешкиана «прирост» голосов во втором туре составил 6 млн. (+11%), у С. Джалили – 4 млн. (+ 5,5%). При этом число, пришедших на избирательные участки иранцев, возросло лишь на 6 млн. человек. Значит, практически все, решившие участвовать во втором туре выборов, проголосовали за Пезешкиана, а за Джалили голосовали те, кто в первом туре голосовал за проигравших кандидатов. Хотя, как утверждают многие наблюдатели, часть прагматиков – консерваторов, поддерживавших соперников г-на Пезешкиана в первом туре, перешли «партийную черту» и проголосовали за него, потому что, по их словам, г-н Джалили  усугубил бы напряженность и раскол внутри страны.

Но в целом, даже во втором туре голосования явка была на низком уровне президентских выборов 2021 г. Активность иранских избирателей хорошо иллюстрирует таблица явки за всю историю президентских выборов в ИРИ (без учёта второго тура):

Схема: Iran International

Что показали результаты голосования?

Два тура президентских выборов 2024 г. показали, что иранское общество расколото, причём на диаметрально противоположные политические страты. Это доказывает тот факт, что именно представителей двух полярных идеологических концепций (реформаторы и радикальные фундаменталисты) вышли в финал выборов. Большинство иранских избирателей отдали предпочтение реформатору.

Прошедшие выборы также продемонстрировали негативное отношение подавляющего числа иранцев к властям, к ситуации, сложившейся в стране в области экономики, политики, культуры, социальной и этнической сфер, обнажили многие проблемы ИРИ, накапливавшиеся в течение многих последних лет. Об этом говорили во время выступлений и дебатов все шестеро кандидатов, вышедшие в финал президентской гонки. Как заметил Али Ваез, директор проекта по Ирану Международной кризисной группы, «разрыв между государством и обществом достиг такой стадии, когда его нельзя просто так скрыть. И это достигло такой стадии, когда просто невозможно не замечать этого» (The Washington Post. 06.07.2024).

Надо иметь в виду, что, по данным независимых иранских социологов и политологов, в Иране 30-35% населения безоговорочно поддерживает деятельность властей. Большинство же иранцев в той или иной степени критически воспринимает политику руководства страны. Причём диапазон их взглядов чрезвычайно широк: от неприятия участия религиозных деятелей в управлении страной и в целом в политике, до необходимости проведения многосторонних реформ в рамках существующей системы.

В силу «лоскутности» движения оппонентов власти в ИРИ, различные группировки «недовольных» (о серьёзной официальной политической оппозиции говорить не будем, её в Иране сегодня нет) по разному отнеслись к выборам 2024 г. Часть из них – наиболее радикальные – активно выступали за бойкот выборов вне зависимости от того, что баллотируется представитель реформистов. Они объясняли это тем, что участие в выборах легитимирует режим.

Другие призывали, несмотря ни на что, дать возможность М. Пезешкиану начать действовать и смягчить общую политику иранских властей. По всей видимости, именно эти оппоненты фундаменталистов, взявших в свои руки все ветви власти в 2020 – 2021 гг., решили судьбу выборов.

Государственное телевидение Ирана сообщило, какие наиболее насущные проблемы волновали избирателей. (Iran International. 27.06.2024.) Результаты такие:

  • Экономические проблемы - 73.5%
  • Улучшение положения в области социального обеспечения - 26%
  • Борьба с безработицей - 25.7%
  • Борьба с финансовой коррупцией - 25.6%
  • Улучшение отношений с другими странами - 19.3%
  • Отмена антииранских санкций - 15.7%
  • Отмена фильтрации цензуры в Интернете - 6.6%
  • Ведение переговоров с США - 6.5%
  • Смягчение соблюдения дресс-кода - 5.8%
  • Снижение стоимости медицинского лечения - 5.1%
  • Другое - 4.4%
  • Нет ответа - 3%

Надо отметить, что избранный президент ИРИ в своих предвыборных выступлениях поднимал эти вопросы и обещал в ранге главы исполнительной власти приложить усилия к их решению.

Так, М. Пезешкиан в своих президентских планах упор делает на экономику, на её оживление путём либерализации и разгосударствления многих структур. Он предполагает увеличение инвестиций в основные отрасли, создание новых рабочих мест, усиление борьбы с инфляцией, ростом цен, коррупцией и проведение социальных реформ в медицине и образовании.

Вне сомнений, избранный президент постарается снять напряженность в социальной сфере. И здесь много проблем, в том числе меньшинств - и этнических, и религиозных (мусульмане – сунниты). Надо отметить, что именно в провинциях, где проживает большинство не персов, а также там, где сконцентрированы сунниты, Пезешкиан одержал наиболее значимые победы. Важным в планах нового президента им заявлено снижение, по возможности, давления религиозных норм на повседневную жизнь иранцев и смягчение жесткой практики действий полиции нравов, а также устанавливая более-менее нормальных отношений с потенциально недовольной молодежью.

Внутрииранские проблемы неразрывно связаны с решением внешнеполитических вызовов. И здесь ключевой вопрос – иранская ядерная проблема. Президент Пезешкиан провозгласил стремление к снятию или смягчению иностранных санкций с ИРИ, что является краеугольным камнем поступательного развития экономики. При этом он прекрасно понимает, что путь к этому лежит через решение ядерной проблемы Ирана, а это потребует конструктивных переговоров с Западом и, прежде всего с США (исключая контакты с Израилем). К этому президент, похоже, готов.

Он также настаивал на том, что Ирану необходимо присоединиться к международным конвенциям, предписанным Целевой группой по финансовым мероприятиям по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), чтобы реанимировать международные банковские связи. Иран находится в черном списке ФАТФ с февраля 2020 года.

Доктор Пезешкиан неоднократно заявлял о необходимости вести многовекторную внешнюю политику, включая и Запад и Восток, под последним в ИРИ понимают Россию, Индию, Китай.

Он рассматривает Россию, как важнейшего партнёра, с которым у Ирана много точек соприкосновения и в глобальном, и в региональном, и двустороннем масштабе. Важную роль в развитии связей с РФ, КНР и Индией будут играть для ИРИ их совместная деятельность в рамках ШОС и БРИКС.

В общих чертах предвыборные проекты Пезешкиана вселяют надежду в большую часть иранцев. Но.

Сможет ли доктор Пезешкиан реализовать свои планы?

Для успешного выполнения обещаний Пезешкиану потребуется преодолеть значительные трудности и сопротивление со стороны различных политических сил. Не забудем, что сегодня в ИРИ и судебная, и законодательная ветви власти находятся под контролем фундаменталистов и радикальных консерваторов. К этому надо добавить Корпус стражей исламской революции (КСИР), который является, по сути, государством в государстве, и не отличается либерализмом и реформизмом.

Другой важный вопрос – сможет ли г-н Пезешкиан провести через меджлис членов формируемого им правительства и добиться их утверждения. По предположениям иранских СМИ, бывший министр иностранных дел (в правительстве Роухани) Мохаммад Джавад Зариф – главная фигура в предвыборной команде Пезешкиана – вероятно, будет предложен меджлису как вице-президент, а пост министра иностранных дел зарезервирован за бывшим заместителем г-на Зарифа и участником ядерных переговоров Аббасом Арагчи.

При этом отмечают, что советником по внешней политике избранного президента выступал Мехди Санаи, бывший посол Ирана в России (2013 -2019гг.), а до этого назначения президентом Роухани – член меджлиса (2008 – 2013гг.), что делает возможным его назначение в правительство Пезешкиана на важный пост. М. Санаи признанный учёный русист, прекрасно владеющий русским языком и имеющий глубокие знания о России и странах СНГ. Политик, который с пониманием и любовью относится к России. Это вселяет надежду, что при определённом М. Пезешкианом и аятоллой Хаменеи раскладе в правительстве, российско-иранские отношения будут развиваться в позитивном направлении.

Есть также мнение, что финансово-экономический блок в новом правительстве возглавит Али Тайебния, учёный - экономист и бывший министр финансов (2013-2017) в кабинете Хасана Роухани. Считается, что доктор Тайебния поддерживает свободную рыночную экономику.

Однако понятно, что состав кабинета министров будет ещё долгое время обсуждаться и корректироваться. Поэтому никто (даже аятолла Хаменеи) не может гарантировать окончательный список министров и высоких чиновников в администрации Пезешкиана. Ему ещё предстоит жесткая борьба со своими многочисленными оппонентами в кулуарах, а также в меджлисе за каждую кандидатуру своего кабинета.

Таким образом, пытаясь добиться перемен, М. Пезешкиан столкнётся с определенными проблемами, и хотя он заявил, что лоялен верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, он также заявил, что уйдет в отставку, если почувствует, что ему препятствуют. Можно не сомневаться, что всё будет зависеть от рахбара.

Примечательный факт, на который стоит обратить внимание. Рахбар аятолла Хаменеи, обладая абсолютной властью и административными возможностями, допустил до выборов реформиста Пезешкиана и согласился на его президентство.

Почему?

Ответ лежит в двух плоскостях. Во-первых, в нынешней ситуации в ИРИ и вокруг неё. И, во-вторых, в личности Масуда Пезешкиана.

45-летняя история Исламской Республики даёт примеры, когда её президенты в большей или меньшей степени осуществляли свои планы, порой вопреки взглядам верховного лидера.

Конечно, генеральную линию политики Ирана – как внутренней, так и внешней – определяет верховный лидер аятолла Али Хаменеи. Президент как второе должностное лицо в стране, занимается практическими, тактическими вопросами по осуществлению этой генеральной стратегической линии. При этом определенные оттенки могут быть и у одного, и у другого президента. Опыт истории ИРИ показывает, что эти оттенки могут быть довольно контрастные, причём не всегда совпадающие со взглядами верховного лидера. Например, президент Али Акбар Хашеми Рафсанджани (1989 – 1997гг.) провел очень важные экономические реформы по либерализации экономики. Президент Сеид Мухаммад Хатами (1997 – 2005гг.) открыл Исламскую Республику Иран миру, предложил концепцию «Диалога цивилизаций», которая была поддержана международным сообществом и ООН, начинал проводить серьёзные политические реформы, но развить свою реформаторскую деятельность всё же ему не позволили оппоненты-консерваторы. Президент Хасан Роухани (2013 – 2021гг.) добился крупных успехов в решении санкционной проблемы Ирана заключением ядерной сделки и установлению нормальных деловых отношений со многими странами, включая западные, что позволило ИРИ совершить экономический рывок. Кстати, при этих президентах расширились рамки политических и социальных свобод, ослабло давление исламских норм на повседневную жизнь иранцев.

Эти президенты, реально оценивая обстановку, в которой оказалась ИРИ, проводили политику, которая порой даже расходилась с идеологическими постулатами режима, но в целом объективно способствовала его укреплению.

Дело здесь в том, что в любой исторический период Исламская Республика Иран сталкивалась с конкретными угрозами, вызовами, проблемами, которые порой невозможно устранить, скрупулёзно следуя идеологическим схемам. Упомянутые президенты, будем говорить, патриоты ИРИ, в интересах укрепления страны выходили за рамки традиционных догм периода революционных эксцессов и битв.

По всей видимости, рахбар понимал, а точнее - его убеждали и он соглашался, какие пути ведут к успеху в данной конкретной обстановке и кто может возглавить это движение. Отсюда зеленый свет реформаторам Хатами и Роухани, который аятолла Хаменеи давал им на вступление в должность, зная, что их успех будет его триумфом, их провал будет их поражением.

Аналогична история и с Масудом Пезешкианом. Нынешняя сложнейшая ситуация в Иране и вокруг него требовала высокой дипломатии и политических решений. По большому счёту, верховный лидер сделал ставку на  доктора Пезешкиана, поскольку сегодня Ирану необходим именно тот план, который он предложил. Правда, исходя из идеолого-пропагандистских соображений, аятолла Хаменеи на недавней встрече с избранным президентом выразил надежду на продолжение политики погибшего президента Раиси. Хотя ясно, что эта политика в значительной степени отличается от проектов Пезешкиана.

Кто Вы, доктор Пезешкиан?

Аятолла Хаменеи, соглашаясь с президентством Масуда Пезешкиана, рассматривал его не как радикального реформатора, а как умеренного, опытного и осторожного политика, не желающего вступать с ним в конфликты.

И это действительно так. Доктор Пезешкиан и его команда не намерены бросать вызов Хаменеи или институтам, находящимся под его контролем, и готовы сотрудничать с его сторонниками. Более того, они утверждают, что могут более эффективно проводить его политику в интересах Ирана. Недаром Пезешкиан во время своих выступлений неоднократно ссылался на аятоллу Хаменеи, демонстрируя свою верность рахбару. Нет сомнений, новый президент не станет принимать никаких серьёзных политических решений без одобрения верховного лидера (во всяком случае, на первых порах).

Иранские журналисты и аналитики, причём различных взглядов, уже критикуют только что избранного президента, утверждая, что М. Пезешкиан отнюдь не реформист, а центрист прагматик, использующий реформистские лозунги и идеи в целях политической борьбы. Они упоминают двойственность его высказываний о хиджабе, о правах человека, о КСИР и т.д. При этом они определяют его, как человека, пришедшего из системы ради системы и с помощью системы.

Пожалуй, в иранских условиях «системность» Масуда Пезешкиана владение им искусством работы в рамках сложной и многогранной иранской политической системы является его плюсом. Будущее покажет, сможет ли новый президент, несмотря на все предстоящие трудности, выполнить свои заявленные планы. Большинство иранцев надеется на это.

А пока новый президент готовится пройти официальные процедуры. 7 июля Наблюдательный совет утвердил итоги выборов президента. Теперь результаты выборов передадут на заверение руководителю ИРИ аятолле Али Хаменеи. Затем его канцелярия объявит дату инаугурации нового президента страны, после которой начнется отсчет четырехлетнего срока пребывания в должности победившего кандидата Масуда Пезешкиана. По некоторым данным, инаугурация будет назначена на 4 или 5 августа. Через две недели после церемонии инаугурации избранный президент должен представить на согласование парламенту свой кабинет министров.

При этом проведение инаугурации избранного президента Ирана состоится только после того, как он сложит полномочия депутата меджлиса. Ближайшее заседание меджлиса состоится 21 июля. Возможно, на нём будет проведено голосование по вопросу о снятии полномочий депутата с Пезешкиана.

А пока избранный президент Исламской Республики Иран Масуд Пезешкиан получает поздравления от глав десятков государств. Одним из первых его поздравил президент России Владимир Путин. В его телеграмме говорится:

«Уважаемый господин Пезешкиан, примите сердечные поздравления по случаю Вашего избрания Президентом Исламской Республики Иран.

Российско-иранские отношения носят дружественный, добрососедский характер. Москва и Тегеран эффективно координируют усилия в решении актуальных вопросов международной повестки дня.

Рассчитываю, что Ваша деятельность на президентском посту будет способствовать дальнейшему наращиванию конструктивного двустороннего сотрудничества по всем направлениям на благо наших дружественных народов, в интересах упрочения региональной безопасности и стабильности.

Желаю Вам успехов, крепкого здоровья и благополучия.

С уважением, Владимир Путин». (Kremlin.ru. 06.07.2024)

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1] Биография Масуда Пезешкиана. Иранский политик, депутат парламента М. Пезешкиан родился 29 сентября 1954 года в городе Махабад (провинция Западный Азербайджан, Иран) в религиозной семье. Является этническим азербайджанцем (мать курдянка). Прекрасно владеет и азербайджанским, и курдским языками.

В 1973 году окончил Сельскохозяйственную академию Урмии (ныне – Университет Урмии) с дипломом в области пищевой промышленности. В 1975 году получил диплом в области естественных (экспериментальных) наук. В 1985 году окончил курс общей медицины в Тебризском университете медицинских наук. В 1990 году там же получил докторскую степень по общей хирургии. В 1993 году окончил Иранский университет медицинских наук по специальности «кардиохирургия». Профессор.

С 1973 по 1975 годы проходил военную службу в пограничном городе Заболь.

После исламской революции 1979 года на медицинском факультете Тебризского университета основал Исламскую ассоциацию, где проводил занятия по Корану.

В период ирано-иракской войны (1980-1988) Пезешкиан отвечал за отправку медицинских бригад на фронт, был врачом, участвовал в боевых действиях.

В 1985 году преподавал физиологию на медицинском факультете Тебризского университета в должности профессора.

В 1993 году начал работать в Тебризской кардиологической больнице имени Шахида Мадани, позже стал ее заведующим.

В 1993-1999 годах возглавлял Тебризский университет медицинских наук.

В 2000 году начал свою политическую карьеру. В течение полугода был заместителем министра здравоохранения и медицинского образования Ирана.

В 2000-2004 годах занимал пост министра здравоохранения, лечения и медицинского образования.

В числе достижений Масуда Пезешкиана в сфере здравоохранения – создание более 500 медицинских учреждений и 50 медицинских центров в Восточном Азербайджане, создание интегрированной системы медицинских направлений в Тебризе, учреждение института семейного врача, создание системы сельского страхования в Иране и пр.

С 2006 года избирался представителем от округа Тебриз, Азаршахр и Оско в меджлис (парламент) Ирана 8, 9, 10 и 11 созывов. С мая 2016 года по май 2020 года – первый заместитель председателя парламента 10-го созыва.

По итогам парламентских выборов в марте 2024 года в пятый раз стал представителем Тебриза, Азаршахр и Оско в парламенте 12-го созыва.

В качестве кандидата в президенты Ирана регистрировался на выборах 2013 и 2021 годов. В первый раз снял свою кандидатуру в пользу кандидата Али Акбара Хашеми Рафсанджани, во второй не был допущен к выборам Наблюдательным советом (НС) ИРИ.

9 июня 2024 года НС сообщил, что Масуд Пезешкиан вошел в итоговый список из шести кандидатов на пост президента Ирана на выборах 28 июня.

28 июня 2024 года по итогам первого тура президентских выборов Масуд Пезешкиан получил 10 415 991 голос (42,5%) и вышел во второй тур.

Масуд Пезешкиан позиционирует себя как «условного реформатора».

Масуд Пезешкиан вдовец, у него трое детей.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати