Как стало известно, президент США Джо Байден 10 апреля примет в Вашингтоне премьер-министра Японии Фумио Кисиду, лидера страны, имеющую ключевое значение для американской стратегии в отношении Китая, КНДР, в других вопросов безопасности в Азии, а также применительно к «украинскому треку». Визит пройдет в непростое время для обоих – они имеют низкий рейтинг общественного одобрения в своих странах. Джо Байдену, уже почти точно предстоит напряженная борьба на ноябрьских выборах против республиканца Дональда Трампа, а Фумио Кисида с трудом справляется с последствиями коррупционных скандалов в правящей партии, экономических трудностей, возникших, в том числе, из-за участия страны в антироссийских санкциях. При этом в Токио растет обеспокоенность перспективой победы на выборах Дональда Трампа, который ставит под сомнение ценность альянсов и жалуется на издержки содержания американских войск в Японии и Южной Корее. Японские элиты вынуждены «хеджировать риски», пытаясь подготовиться к сценарию «Трамп 2.0».
Для начала в Токио пытаются понять возможные «контуры непредсказуемости» этого сценария во внешней политике. В конце февраля в японскую столицу прибыл Александр Грей, эксперт одного из ведущих американских мозговых центров, занимавший влиятельные посты в администрации бывшего президента. Выступая в Клубе иностранных корреспондентов Токио, представитель американского истэблишмента пояснил, что Японии вроде бы не стоит беспокоиться о серьезной «встряске» её альянса с Соединенными Штатами, если бывший президент США Дональд Трамп выиграет выборы. По мнению бывшего высокопоставленного чиновника, если президент Трамп вернется к власти, это даже будет в лучшую сторону отличаться от того, что было в его прошлую «каденцию». Тогда Трамп был новичком в политике. Теперь, как опытный лидер, он будет задействовать в новой администрации кадры с большим опытом работы в Японии, продвигать различные треки дипломатии[1].
Однако, у японских политиков и бюрократов слишком свежи впечатления от бывшего хозяина Белого Дома, что не даёт главному американскому союзнику в Азии много поводов для оптимизма. Премьер Синдзо Абэ при каждом удобном случае подчёркивал свой особый авторитет и вес в глазах Трампа, ему импонировал имидж неформального советника американского лидера, его «шептуна» по азиатским делам. В ответ Трамп был щедр на комплименты, называя своего партнёра по игре в гольф «величайшим премьером в истории Японии». Однако, в реальной жизни, японцы столкнулись с целым комплексом проблем. Помимо выхода американцев из Транстихоокеанского партнёрства, в Токио были разочарованы тем, что так и не получилось совместной работы по северокорейскому ракетно-ядерному досье, поскольку Дональда Трампа больше всего беспокоило то, чтобы северокорейские ракеты не угрожали территории США. Были постоянные угрозы введения новых тарифных ограничений на японскую продукцию, затем последовали серьёзные уступки Японии при работе над проектом Соглашения о торговле между США и Японией (вступило в силу 1 января 2020 г.).
Но были и плюсы. Именно при Дональде Трампе идея свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона стала нарративом и для Белого Дома. «Злые языки» говорят, что Дональд Трамп проявил к ней интерес, когда ему доложили, что Барак Обама относился к новой региональной концепции без энтузиазма.
В подобной конфигурации правительство Фумио Кисиды стремится как можно дальше продвинуться в кооперации с США во вопросам безопасности, чтобы Япония стала ещё больше «правой рукой» США в азиатской повестке, когда давление на Токио создавало бы риски непосредственно для американских интересов. Это является одной ключевых целей предстоящей поездки Фумио Кисиды в США. Помимо обсуждения выстраивания дополнительных цепочек военных поставок для компенсации ослабления арсеналов Пентагона из-за военной помощи Украине, готовится важная договорённость, согласно которой японский ОПК сможет заниматься ремонтом и обслуживанием крупных военных кораблей ВМС США, а не только вспомогательных судов, как это было раньше, а также авиатехники. Впрочем, здесь в этом случае профсоюзы американских корабелов могут начать апеллировать к Трампу и его лозунгу «вновь сделать Америку великой». Сейчас обсуждается и кооперация в области оборонных технологий в рамках подключения Японии к партнёрству AUKUS. Участие Японии в партнерстве будет ограничено конкретными проектами, за исключением атомных подводных лодок в рамках первого компонента трехстороннего соглашения, с целью активизации многостороннего сотрудничества в целях сдерживания Китая.
Но здесь нужно признать, что рост военных расходов Японии в значительной степени соответствует взглядам Дональда Трампа на «дух союзнических отношений».
При этом его возвращение в предвыборную кампанию также привело к возвращению в японский лексикон некогда модного японского словечка «моситора», которое буквально означает “что, если Трамп” (моси – если, тора – первая половинка фамилии Трампа). Однако теперь популярность уже набирает термин «хоботора» (хобо - почти), что означает: Трамп почти наверняка.
При этом вне зависимости о того, кто может выиграть выборы в США, политика Японии в последнее время становится все более антироссийской. Как заявил назначенный на пост чрезвычайного и полномочного посла России в Японии Николай Ноздрев, российско-японские отношения в настоящее время находятся на настолько низком уровне, что их вряд ли удастся когда-нибудь полностью восстановить. Глава дипмиссии отметил, что администрация премьер-министра Японии Фумио Кисиды взяла курс на ремилитаризацию страны и укрепление реваншистских настроений в обществе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Ex-senior Trump official reassures Tokyo over possible comeback - The Japan Times
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs