Общество в сегодняшней Германии переживает весьма примечательный и тревожный момент – на фоне украинского конфликта политики и пресса начали активно приучать немцев к мысли о неизбежности новой большой войны и подготовке к ней. И это в стране, которая почти несколько десятилетий назад получила, казалось бы, навеки мощную прививку от любых войн и проявлений милитаризма. В стране, граждан которой все годы, прошедшие с мая 1945-го, приучали помнить о тяжелом историческом наследии нацизма и национальной ответственности за его преступления. Теперь же современным немцам, которых с младых ногтей вроде бы воспитывали в духе пацифизма и толерантности к другим народам, силами всей идеологической машины германского мейнстрима опять стали внушать мысль о будущем новом-старом враге – России. Той самой России, благодаря великодушию и открытости которой немцы в октябре 1990 года смогли вновь почувствовать себя единой нацией в единой стране. Но видно, слишком коротка историческая память. Или всё-таки ещё нет?
Один из лидеров мейнстрима – журнал Focus провел при помощи берлинской социологической службы Civey на своей онлайн-платформе примечательный общенациональный опрос о готовности немцев к возможной войне. В репрезентативном исследовании приняли участие около 5000 граждан ФРГ в возрасте 18 лет и старше. С 11 по 13 марта они ответили на серию вопросов, сама постановка которых выглядит провокационно и с определенным зарядом пропаганды. Издание откровенно сформулировало их общую идеологию так: «Война на Украине и угрозы Путина в адрес Запада тревожат многих людей в Германии… Никогда еще это не было так важно, как сегодня: хорошо вооруженная армия, полностью готовая к самозащите. Но насколько готов к войне бундесвер? Может ли он защитить нас в чрезвычайной ситуации? Какова наша военная позиция, если Россия нападет на члена НАТО и тем самым бросит вызов Германии?».
Как оказалось, большинство немцев воевать с кем-либо вовсе не желают и, по собственному выводу издания, настроены «очень скептически» относительно своей армии. На вопрос «Насколько высока ваша уверенность в обороноспособности бундесвера?» 75 процентов респондентов ответили «скорее низкая» или «совсем нет уверенности». Лишь 10 процентов опрошенных имеют «высокую» или «очень высокую» уверенность. Остальные затруднились ответить.
Но самым важным в исследовании был другой вопрос: «Предположим, что Германия подвергнется военному нападению. Вы бы приняли активное участие в оборонительных боевых действиях?». Картина оказалась обескураживающей. Только треть опрошенных (32 процента) заявили о своей готовности взять в руки оружие и «активно принять участие» в обороне. Но главное - большинство участников опроса - 57 процентов – дали отрицательный ответ! Одиннадцать процентов респондентов не определились.
Разумеется, на эти цифры, особенно «отказников», стоит взглянуть попристальнее. Как показал более глубокий анализ, на распределении их мнений продолжает сказываться фактор «двух Германий». Восточные немцы «осси» и западные «весси» заметно отличались в своих ответах. В землях Восточной Германии, на пространстве бывшей ГДР, только 23 процента граждан готовы воевать, а 69 процентов — нет. На Западе же 35 процентов взяли бы в руки оружие, 54 процента отвергают это. Наименьшее желание защищать Германию - среди сторонников «левых» и «Альтернативы для Германии» (22 и 29 процентов соответственно). Значения чуть выше среднего у избирателей из числа сторонников ХДС/ХСС (37 процентов), а также СДПГ и «зелёных» (по 36 процентов). Немного уступают им избиратели СвДП (33 процента).
Публикация итогов исследования Focus online вызвала огромный резонанс - на сайт редакции пришли отклики более 2800 человек. Среди них были и участники опроса, пожелавшие уточнить свою позицию. Так, многие «отказники» указывали на свой пацифизм и принципиальное неприятие насилия как средства разрешения конфликтов. Часть немцев высказывали сомнения в том, что Владимир Путин в контексте конфронтации с Украиной готов к войне с НАТО: «Почему он должен нападать на нас?». «Я нахожу этот опрос чрезвычайно пугающим, - признаётся один из опрошенных. - Помимо постоянно растущих требований со стороны Украины, обсуждается ввод войск НАТО и задаются вопросы о личном участии в войне. Ужасно».
Ещё один мотив «отказников» - критическое отношение к оснащенности бундесвера современным вооружением. Они саркастически вопрошали, будут ли добровольческие части защищать Германию «с помощью деревянных винтовок или луков и стрел»? Некоторые также предлагают «рогатки», «сковородки» или «метлы». Но самый неожиданный мотив – обида. Обида на «светофорное» правительство канцлера Олафа Шольца, обида на немецкую бюрократию, на бремя мигрантов, заполонивших страну, на ситуацию, когда такие понятия, как «патриотизм» и «национальная гордость», отошли, мол, на второй план. В частности, в одном из откликов припоминают цитату якобы сказанную однажды вице-канцлером Робертом Хабеком («Зелёные»): «Я всегда находил патриотизм отвратительным. Я никогда не знал, что делать с Германией, и не знаю до сих пор». И задаются вопросом, зачем защищать таких политиков?
Однако мощная антироссийская и милитаристская пропаганда в ФРГ, ежедневно промывающая мозги бюргеров, не прошла бесследно. Опрос Focus online выявил высокую обеспокоенность немцев состоянием обороноспособности страны и блока НАТО в целом. Так, 68 процентов поддерживают позицию министра обороны Бориса Писториуса (СДПГ) в том, что Федеративная Республика должна «быть подготовленной к войне». Это мнение особенно распространено среди сторонников ХДС/ХСС (85 процентов), но и среди избирателей, поддерживающих правящую коалицию СДПГ, «зелёных» и СвДП, доля людей с такой позицией очень высока – от 74 до 77 процентов. И опять есть явные различия между «осси» и «весси». В то время как на Западе 73 процента выступают за «готовую к войне» Германию, на Востоке — это уже 52 процента.
Ради укрепления и модернизации армии большинство немцев высказали поддержку росту военных расходов. Семь из десяти опрошенных (69 процентов) выступают за это. Причём почти две трети немцев (64 процента) согласны с мнением, что Германия должна «постоянно тратить более двух процентов валового внутреннего продукта на оборону». И столько же - 64 процента - выступают за восстановление в Германии обязательной военной службы. Впрочем, по последнему вопросу весьма заметны идеологические расхождения респондентов. Например, наиболее рьяными сторонниками призывной практики показали себя бюргеры, поддерживающие консерваторов (81 процент), а вот среди разделяющих взгляды «зелёных» с их распространённым пацифизмом придерживаются такого мнения менее половины (49 процентов).
Примечательно отношение граждан ФРГ к НАТО. Абсолютное большинство (77 процентов) продемонстрировали поддержку выполнению страной своих союзнических обязательств в отношении других членов Альянса, «в том числе с применением вооруженной силы», если те подвергнутся нападению. Только 16 процентов опрошенных усомнились в необходимости выполнять такие договорные соглашения, остальные воздержались от конкретных ответов. При этом почти две трети немцев (64 процента) одобряют усилия бундесвера по укреплению «восточного фланга» НАТО, в частности, размещение нескольких тысяч солдат в Литве. С другой стороны, каждый четвёртый участник исследования (23 процента), наоборот, высказался за сокращение военного присутствия НАТО в Восточной Европе, что в нынешнем контексте и при агрессивной антироссийской пропаганде не так уж мало.
Отдельный блок исследования Focus online был посвящён зондажу мнений немцев относительно военной ситуации на Украине. Ожидаемо участники опроса высказали свою высокую тревогу по этому поводу.
68 процентов немцев выразили согласие с мнением о том, что боевые действия на Украине представляют «угрозу безопасности Германии». Например, так считают 89 процентов сторонников «зелёных», но только 29 процентов избирателей АдГ. И опять жители западных и восточных земель показали заметные отличия в своих оценках. Если в регионах бывшей ФРГ указанная точка зрения на украинский конфликт безусловно доминировала (74 процента), то среди восточных немцев она была выражена более умеренно (49 процентов). А вот в своём отношении к военной поддержке Киева со стороны Германии участники опроса размежевались почти поровну - 47 процентов обеспокоены тем, что Германия «активно вмешается в войну на Украине», и почти столько же (46 процентов) не имеют никаких опасений по этому поводу. Семь процентов не высказали определенного мнения.
Принципиально важный момент – общественное мнение немцев относительно ядерной угрозы. Практически каждый второй житель ФРГ (46 процентов) опасается, что в результате конфликта может быть использовано ядерное оружие . Хотя 43 процента не имеют подобных страхов.
Примечательной стала также публичная постановка авторами опроса темы обретения Германией собственного ядерного оружия. Как известно, по итогам Второй мировой войны среди международных ограничений относительно военного строительства на немецкой земле ядерное оружие не упоминалось - тогда его просто не было ни у кого, кроме США. Но долгие годы сама возможность его появления в собственном арсенале бундесвера была темой непопулярной, тем более что на немецкой территории размещены американские ядерные арсеналы. А в 1991-м ФРГ официально отказалась от права разрабатывать собственное ядерное оружие. То, что Германия не намерена становиться ядерной державой, в 2021 году вновь подтвердила глава МИД страны Анналена Бербок. Тем не менее в последнее время в немецкой прессе и среди политиков эта тема стала «прокачиваться» всё более настойчиво. Мол, Германия взяла на себя это обязательство в соответствии с международным правом, но «какая польза от международного права, которого не придерживается самый опасный противник Германии?» Украинский конфликт «изменил мир до такой степени, что даже обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия теперь могут иметь лишь антикварную ценность», - отмечается в мейнстримовских СМИ. И вот на соответствующий вопрос Focus online о том, должна ли ФРГ иметь собственное ядерное оружие, получен конкретный и репрезентативный ответ. 32 процента немцев ответили «да». В то же время подавляющее большинство - 58 процентов граждан – отвергает этот курс.
Таков общий контекст, в котором сегодняшний политический истэблишмент Германии под аккомпанемент пересудов о российской военной угрозе пытается подогреть в стране уже основательно забытый немцами дух милитаризма. Как видим, соответствующие умонастроения для этого уже созданы. Мол, «мечта о мирной и безопасной Европе разбилась». Тот же Focus старательно убеждает: «Германия должна быть в состоянии вести войну – любой, кто утверждает обратное, игнорирует реальность».
Таким образом, в немецких СМИ формируется атмосфера полной поддержки курса федерального правительства на наращивание военного потенциала страны и высокой активности в этом направлении лично министра обороны Писториуса, с приходом которого «в бундесвере пронесся совершенно новый ветер». Судя по всему, это холодный ветер милитаризма. (Кстати, как утверждает пресса, своим именем Писториус обязан русскому писателю Борису Пастернаку, которого, видимо, очень ценили его родители благодаря роману «Доктор Живаго»).
О том, что Германии нужен «мощный бундесвер с достаточным количеством хорошо обученных солдат, самым современным оборудованием и отличной инфраструктурой», говорит и консервативная оппозиция. В частности, лидер ХДС Фридрих Мерц напомнил об опасениях, что при возможном президентстве Дональда Трампа США могут пересмотреть свою нынешнюю позицию по НАТО и покинуть Европу. «Мы должны быть готовы к тому, что будем одни с войнами и конфликтами на нашей периферии», - отметил политик, а потому «необходимый курс следует задать уже сейчас». Несмотря на создание беспрецедентного для последних десятилетий специального фонда для перевооружения бундесвера в 100 миллиардов евро, рассчитанного на период до 2028 года, в Германии заговорили о том, что он опустеет самое позднее к концу 2027 года, и политики уже теперь должны задаться вопросом, как можно обеспечить постоянное финансирование бундесвера на ежегодном уровне не менее 2 процентов ВВП.
Тем временем, в условиях активного увеличения военных расходом в оборонной индустрии ФРГ начался неизбежный бум. В крупнейшей оружейной компании Rheinmetall фиксируют рекордные прибыли и удорожание своих акций на бирже, а лицо главы компании Армина Паппергера, прежде малоизвестное широкой публике, сегодня стало общеизвестным и привычным во многих телепрограммах и газетах наряду с канцлером Олафом Шольцем и другими ведущими политиками. По итогам 2023 года продажи Rheinmetall выросли до 7,2 млрд евро, что на 12 процентов больше, чем в 2022 году – кому война, а кому мать родна. Сумма перспективных заказов составила 38,3 миллиарда евро, увеличившись на 44 процента. Планы компании агрессивны. Паппергер показывает на карте мира, куда Rheinmetall будет «значительно инвестировать». Это Австралия, Южная Африка, Испания , Италия , Румыния, Венгрия, Литва, Украина и, конечно же, Германия – повсюду планируются, строятся или расширяются заводы. Заявленная цель компании: больше. Больше боеприпасов, пороха, танков, пушек, систем ПВО и пр. Главный адресат сегодняшних поставок Rheinmetall – Украина. Если до конфликта на Украине компания производила 70 000 выстрелов артиллерийских боеприпасов ежегодно, то, якобы, уже в этом году эта цифра составит 700 000. И это нужно иметь в виду.
Но пока большие политики и оружейные короли играют в свои большие игры, решили напомнить о себе и политики более скромного масштаба. В духе времени с инициативой выступила министр образования ФРГ Беттина Штарк-Ватцингер (Bettina Stark-Watzinger) В интервью изданиям медиагруппы Funke она заявила о необходимости распространения в школах знаний «об угрозах свободе и реагировании на опасности». Что под этим понимает политик из Свободной демократической партии (СвДП), стало ясно, когда она отметила, что считает правильным проведение дебатов о необходимости оснащения школ бомбоубежищами. «Я считаю важным, чтобы офицеры, занимающиеся работой с молодежью, приходили в школы и рассказывали о том, что бундесвер делает для нашей безопасности», - заявила она.
Между тем профсоюз работников образования и науки GEW выразил большую озабоченность в связи с тем, что «бундесвер стремится увеличить свое влияние в школах». На сайте профсоюза указано, что он решительно выступает против усиления влияния бундесвера на содержание преподаваемого материала, а также на образование учителей.
На фоне нагнетания атмосферы предвоенной нервозности в Германии тем не менее раздаются голоса и тех политиков, которые по-прежнему призывают более трезво относится к происходящему и России. В частности, к этому призвала вновь немцев Сара Вагенкнехт, глава одноименного левоцентристского союза BSW. После президентских выборов в России лидер этой партии в интервью агентству dpa напомнила об опыте политики разрядки времён канцлера Вилли Брандта. По мнению Вагенкнехт, не следует «закрывать глаза на то, что поддержка Путина среди российского населения высока и что нам придется считаться с ним в ближайшие несколько лет». Необходимо выйти из «спирали конфронтации» и искать компромисс с Москвой: «Не может быть такого, что мы сейчас начинаем новую гонку вооружений, что мы модернизируем ядерное оружие, что больше нет попыток договориться с Россией».
Пока звучат подобные голоса, остаётся надежда, что Германия не соскользнёт окончательно на тот путь, по которому однажды она прошла в 30-40-е годы прошлого века. Однако стоит признать, что курс нынешнего правительства Шольца на подспудную подготовку своих граждан к войне пока не встречает активного возражения в немецком обществе. Насколько эту опасность ощущают люди, покажут уже в скором времени предстоящие выборы в Европарламент и ландтаги восточных земель Германии. Судя по массовым опросам электората, у партий правящей сегодня «светофорной» коалиции не слишком оптимистичные перспективы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs