ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Индикаторы нового этапа информационной войны Запада

17:54 18.03.2024 • Сергей Коротков, начальник аналитического отдела Национальной ассоциации международной информационной безопасности, генерал-майор, к.в.н

Атмосфера в информационном пространстве западного сообщества накалилась до предела в связи с президентскими выборами в Российской Федерации. По мнению экспертов, активизация информационной кампании в рамках «гибридной войны» осуществляется в целях использования всех имеющихся возможностей для оказания максимального дестабилизирующего влияния на социально-политическую обстановку в России, а также подготовки общественного мнения к одобрению любых непопулярных антироссийских решений, что обнуляет минимальные шансы к дипломатической развязке «украинского вопроса» и урегулированию противостояния между Российской Федерации и недружественными государствами, прежде всего с членами Североатлантического альянса.

По образному выражению Министра иностранных дел России С.Лаврова – «пещерная русофобия» стала приоритетной нормой в политике представителей западных элит, среди которых дошло до обсуждения вопроса непосредственного использования вооруженных сил европейских государств против российского государства.

Основные причинно-следственные факторы, обусловившие переход западной системы информационной войны к новому этапа злонамеренной и вредоносной деятельности на российском направлении

Под влиянием США наблюдается процесс дальнейшей деградации политической элиты в высших органах власти государств западного сообщества. Не лучшим образом происходит трансформация роли и работы международных организаций и их структур (ЕК, ЕС, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ОЗХО, МОК и др.).

Неготовность Запада отказаться от заявленной цели нанести «стратегическое поражение России», с учетом неоправдывающего затраты проекта «Украина – АнтиРоссия», вынуждает США, НАТО и ЕС усилить активные наступательные действия на новом поле войны – киберпространстве. Весомым аргументом для этого у западных специалистов в области информационного противоборства являются потенциальные возможности использования нового мощного инструмента – технологий искусственного интеллекта.

Результаты деятельности западных аналитических центров в виде прогнозных оценок и рекомендаций политико-формирующим кругам и органам власти в отношении России оказались большей частью субъективными и коньюктурными. В результате этого принимаемые судьбоносные управленческие решения западными лидерами на протяжении текущего столетия все более не отвечают национальным интересам и благополучию народов стран т.н. «золотого миллиарда».

Снижение политической роли, экономического потенциала западного сообщества, а также ограничение доступа к мировым сырьевым ресурсам вынуждают США и его союзников предпринимать попытки дестабилизировать обстановку в ряде регионов мира, инспирировать противоречия в межгосударственных объединениях и организациях с участием России. Для этой цели задействуется т.н. «глобальная система информационной войны».

Основные индикаторы, характеризующие новый этап информационной войны на российском направлении

К ряду основных индикаторов, характеризующих новый этап информационной войны на российском направлении, можно отнести следующие действия и события имеющие место в российском (национальном) и глобальном информационном пространстве. В их числе: неприкрытое вмешательство во внутренние дела России с попытками повлиять на результаты выборов Президента Российской Федерации; злонамеренная и вредоносная деятельность США, НАТО и ЕС с использованием потенциала Украины в информационном пространстве в целях нивелирования сорванного наступления ВСУ, нанесения ущерба российской национальной критически важной информационной инфраструктуре; оказание англосаксами агрессивного информационного давления на союзников и партнеров в целях продолжения оказания всесторонней помощи Украине и недопущения прекращения военных действий; проведение демонстративных информационно-пропагандистских акций антироссийской направленности со стороны приграничных с Россией государств; реализация комплекса мероприятий по дискредитации России в БРИКС в период ее председательства в объединении; принятие США и их союзниками новых доктринальных документов и законодательных актов в области кибербезопасности, а также инспирирование недружественных действий антироссийской направленности в ряде зарубежных стран с элементами «российской шпиономании».

Российской общественностью негативно воспринята информация СВР России о том, что администрацией президента США была поставлена задача перед подконтрольными НПО добиться снижения явки избирателей 15-17 марта 2024 г. При этом фиксируются факты участия американских IT-специалистов в распространении через интернет-ресурсы призывов к гражданам России игнорировать выборы. Данная злонамеренная деятельность ранее получила дополнительный импульс от политиков на Западе с активизацией потенциала несистемной оппозиции и агентов влияния, используя резонансный повод, связанный с фигурой оппозиционного лидера Алексея Навального, скончавшегося 16 февраля 2024 года в исправительной колонии особого режима «Полярный волк».

С начала избирательной компании 2024 года на сайт ЦИК России обрушилось 12 миллионов хакерских атак, заявила 14 марта т.г. председатель Центризбиркома Элла Памфилова в ходе выступления с докладом о готовности к голосованию на выборах Президента Российской Федерации. Для сравнения стоит отметить, что на инфраструктуру систем дистанционного электронного голосования в сентябре 2023 г. злоумышленниками было совершено более 30 тысяч DDoS-атак из-за рубежа. В период онлайн-голосования во время выборов в России в сентябре 2021 года кибератаки велись с IP-адресов, зарегистрированных в разных странах, но половина всех атак – из США, а 25% - из Германии[1]

Вполне очевидно содержание готовящегося в ЕС совместного заявления по выборам в России, которое планируется опубликовать 18 марта с.г.

Одним из индикаторов вредоносной деятельности с политической и криминальной мотивацией является резко возросший объем похищенных (слитых) персональных данных.

Значительная часть компьютерных атак проводится зарубежными спецслужбами стран-членов НАТО под «чужим флагом» с использованием т.н. «ИТ-армии Украины» и аффилированных с ней «колл-центров» для совершения мошеннических действий в отношении российских граждан. Фактическим подтверждением этому является годовой отчет Агентства национальной безопасности США, в котором России отводится роль основного киберпреступника и она заявлена как угроза «региональной безопасности и глобальной стабильности», а украинское направление подчеркнуто признано приоритетом в деятельности АНБ.

Администрация президента США Джо Байдена 2 февраля 2024 г. назначила генерала ВВС Тимоти Д. Хоу (Timothy D.Haugh) директором Агентства национальной безопасности (АНБ) и главой Киберкомандования США (United States Cyber Command, CYBERCOM). Анализ информации из различных источников позволяет предполагать, что важнейшей задачей для генерала Хоу определено обеспечение безопасности президентских выборов 2024 года от внешнего вмешательства, а также выявление и противодействие кибероперациям, использующих преимущества новых технологий искусственного интеллекта. Также, по-мнению Associated Press, Хоу возьмет на себя ответственность за усилия США по укреплению кибербезопасности Украины и обмену информацией с ВСУ.

Предполагается, что решение о назначении Т.Хоу принималось с учетом того, что он в свое время возглавил группу экспертов из АНБ и Киберкомандования для «обнаружения и пресечения попыток Кремля вмешаться в президентские выборы в США в 2020 году». Очевидно, что венцом плодотворной деятельности т.н. «Малой группы по России» под руководством Т.Хоу стал «значительный вклад» в подготовку «частично рассекреченного» доклада об иностранном вмешательстве в президентские выборы 2020 года. 

АНБ и Киберкомандование занимают ведущее место в Альянсе по обмену разведданными Five Eyes, в который входят Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США. С началом проведения Россией СВО усилились обвинения России и Китая в хакерстве, что является «коллективной кампанией дезинформации» со стороны стран «Пяти глаз» (Five Eyes).

Одной из задач проводимых США информационных операций является распространение негативной информации о социально-экономическом положении российского общества, осуществление т.н. сливов дезинформации в интересах дискредитации России в БРИКС в период ее председательства в объединении.

По мнению замглавы МИД РФ, шерпа России в БРИКС Сергея Рябкова оппоненты БРИКС стремятся найти уязвимости, чтобы посеять раздор в объединении[2].

Заявление президента Франции Э.Макрона о возможном направлении европейских военнослужащих на Украину является также элементом и индикатором информационной кампании, одной из задач которой просматривается моральная и идеологическая подготовка населения натовских стран и граждан Украины к возможному разделу и оккупации остатков «Незалежной».

В этом призыве Э.Макрона видится историческая параллель с разделом и образованием Вишистской Франции после позорного поражения французской армии во Второй мировой войне.

Примечательно, что бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен призвал «общественность не устраивать бурю в стакане воды из-за воинственных заявлений Макрона…, которые правильнее было бы назвать стратегической возбужденностью или стратегической сумятицей. В целом затеять одновременно и войну, и Олимпийские игры - это чересчур амбициозные планы для страны, находящейся не в лучшей форме.…Если силовое противостояние выйдет из под контроля, то эскалация может быть смертельной»[3].

По образному выражению официального представителя МИД России М.Захаровой «то, что предлагает президент Франции Э.Макрон – это очередной «мыльный пузырь» Елисейского дворца».[4]

Продолжаются с определенной переодичностью бездоказательные обвинения России в проведении кибератак. Так, министр обороны Франции в феврале т.г. заявил в ходе интервью «Journal du Dimanche», что объекты французской инфраструктуры все чаще подвергаются кибератакам со стороны России. По его словам в конце 2023 года была отражена кибератака на крупную французскую оборонную компанию[5]. При этом он ранее назвал заявление о французских наемниках на Украине частью «российской информационной войны». 

Власти Латвии, Литвы и Эстонии, используя подконтрольные СМИ, пытаются оказать давление на потенциальных избирателей в преддверии выборов президента России. Антироссийские заявления представителей власти стран Прибалтики свидетельствуют о том, что они являются зависимыми субъектами в качестве участников информационной войны против России. Безответственностью и политической близорукостью оцениваются слова президента Латвии Эдгарса Ринкевичса о том, что «Россия должна быть разрушена». Ранее премьер-министр Латвии Эвика Силиня торжественно провозгласила, что между Россией и странами Прибалтики появится «железный занавес».

Показательным индикатором и фактом активизации информационной войны являются меры по усиления цензуры в связи с принятием 13 марта т.г. депутатами Европарламента большинством голосов контроверсиального[6] закона о свободе СМИ в ЕС. Закон предоставляет дополнительные полномочия Европейской комиссии для регулирования медиапространства в странах-членах. По мнению оппозиционных евродепутатов, в частности Катрин Гризе из Франции, данный новый орган надзора (Комитет по СМИ) будет подвержен воздействию Европейской комиссии и может присвоить себе полномочия национальных органов по контролю за медиа в различных странах[7].

Такая оценка вполне реалистична, имея в виду, что свобода СМИ в Европейском союзе является основным правом, которое распространяется на все государства-члены Европейского союза и его граждан, как определено в Хартии основных прав ЕС, а также в Европейской конвенции о правах человека. Складывающаяся ситуация в медиапространстве ЕС все более ограничивает свободу прессы и таким образом ограничивает свободу выражения мнений и свободу информации, нивелирует элементарную возможность выражать оценочные суждения и право утверждать факты соответственно. 

Одним словом оценить принятие евродепутатами очередного сакрального закона можно как подарок самим себе к ежегодному Всемирному дню свободы печати, который отмечается 3 мая.

Вызывает озабоченность, что ЮНЕСКО постепенно утрачивает объединительную повестку дня. По заявлению Постоянного представителя России на 217-й сессии Исполнительного комитета ЮНЕСКО «на её площадке все чаще звучат пропагандистские лозунги, не сопоставимые с мандатом организации. За политической демагогией нередко кроется устойчивое нежелание стран Запада выполнять уставные обязательства во всей их полноте и взаимосвязи»[8].

Среди новых аспектов злонамеренной деятельности антироссийской направленности с использованием потенциала Украины в информационном пространстве выделяется нарастающая информационная поддержка перспективных планов по возможному разделу территории Украины и поставок дальнобойных систем вооружения.

Важно выделить характерные особенности информационного пространства в пределах так называемого «украинского измерения» («украiнський вимiр»): отсутствие «цифрового» суверенитета; тотальная гегемония идеологии неонацизма; полная индифферентность органов власти всех уровней к дискриминации славянской культуры; инфантильность подавляющей части социальных групп населения Украины к действиям, направленным на последовательное уничтожение канонического православия с насаждением культа сатанизма и безбожия.

Экспресс анализ соблюдения/практического применения США и его союзниками разработанных в ООН норм и принципов ответственного поведения государств в ИКТ-среде

Решение проблемы обеспечения информационной безопасности на национальном уровне можно рассматривать только во взаимосвязи с формированием системы обеспечения международной информационной безопасности.

По мнению российских и международных экспертов, практическое применение рекомендаций по нормам ответственного поведения государств в ИКТ-среде, поддержанных резолюциями 70-й, 76-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН, может способствовать формированию системы МИБ, обеспечить снижение угрозы международному миру и стабильности.

Вместе с тем все более очевидным становится понимание ситуации, когда международные инциденты в ИКТ-среде происходят, как правило и чаще всего, вследствие злонамеренной и вредоносной деятельности специальных организаций и сил западных субъектов международного права во главе с США в когнитивном пространстве и против критически важной информационной инфраструктуры в интересах достижения политических, экономических, военных, террористических и преступных целей на глобальном и региональном уровне.

Украина в настоящее время превратилась в полигон для отработки Западом социально-политических технологий с глобальными цивилизационными целями.

Информационные вбросы дезинформации, анонимные провокации, лживая пропаганда, тотальная цензура – современные формы реализации информационной политики западными СМИ, использующих доминирующее положение в глобальном информационном пространстве.

ИИ-технологии рассматривается как перспективное и эффективное средство борьбы за мировое господство. Западные специалисты рассматривают и уже используют ИИ как мощный инструмент для дезинформации и распространения языка ненависти, инспирирования конфликтных ситуаций, что не способствует поддержанию международной стабильности и безопасности.

В повестке обсуждаемых в ООН вопросов, влияющих на обеспечение МИБ, является проблематика использования искусственного интеллекта. Российская позиция заключается в том, что положения резолюции СБ ООН 2686 определяют необходимые базовые ориентиры (универсальные подходы), в том числе применительно к использованию технологий ИИ в контексте дезинформации и борьбы с ней[9]. Аспекты, представляющие угрозу неправомерного использования ИИ, должны обсуждаться на зарекомендовавших себя площадках, в том числе по регулированию международного сотрудничества в области безопасности ИКТ-среды.

Прошедшая в ООН в марте этого года 7-я сессия Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 показала, что Запад не собирается заниматься юридическими обязательствами, а заинтересован в продвижении французского проекта Программы действий по поощрению ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности.

На фоне проведения Россией СВО в информационном пространстве сообщества западных государств завершена зачистка информационного пространства, включая контроль не только за деятельностью СМИ, но и глобальных интернет-платформ, что также противоречит нормам ответственного поведения государств в ИКТ-среде.

Некоторые направления деятельности и инструменты по обеспечению интересов Российской Федерации в информационной сфере

Основной комплекс мероприятий по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере реализуется в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» и от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

В интервью журналу «Национальная оборона» помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Д.Грибков сообщил, что в стадии завершения находится создание технической системы противодействия DDoS-атакам, которая обеспечит непрерывный мониторинг и анализ российского и зарубежного интернет-трафика с возможностью его блокирования в случае выявления вредоносности[10].

В целях противодействия распространению дезинформации и языка ненависти в России нашли способ рассекретить владельцев анонимных Telegram-каналов путем использования специальной нейросети.

Крупнейшими российскими IT-компаниями при поддержке государства разработан национальный Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который определяет ориентиры разработчикам и пользователям для безопасного и этичного создания и применения систем с ИИ. Перспективным направлением дальнейшей реализации этого документа может являться обмен опытом с партнерами в рамках ОДКБ, ШОС и БРИКС. Российская позиция заключается в том, что ИИ рассматривается в практической плоскости, как драйвер для экономического развития в различных областях.

По инициативе главы правительственной комиссии по профилактике правонарушений в Уголовный кодекс РФ предлагается внести изменения, касающиеся использования IT-технологий в качестве отягчающего обстоятельства при совершении преступлений.

В данной статье отражены лишь некоторые аспекты актуальной проблемы, касающейся взаимосвязи независимости и информационной безопасности России от способности государства обеспечить национальный суверенитет в информационном пространстве. Данная тематика является приоритетной в деятельности Национальной Ассоциации международной информационной безопасности.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://smotrim.ru/article/2615621

[2] https://dzen.ru/a/ZfFJFdiOtg7asLhI

[3] https://www.youtube.com/watch?v=YnkZkBCKeM

[4] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1938362/#18

[5] https://www.kommersant.ru/doc/6523513?ysclid=ltrd1gd2bc915633441

[6]"Контроверсиальный" закон - нормативный акт, способный вызывать разногласия, дискуссии и конфликты из-за действий по его исполнению.

[7] https://dzen.ru/a/ZfG4nutWXlEEQoyB

[8] https://russianunesco/mid.ru/ru/press_service/news/vystuplenie_217_sessiya/

[9] https://russiaun.ru/ru/news/5191223

[10] https://oborona.ru/product/zhurnal-nacionalnaya-oborona/zashchita-ot-kompyuternyh-atak-yfvlyaetsya-odnoj-iz-osnovnyh-zadach-45521

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати