ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Экономика Индии: развитие связей с РФ – залог устойчивости

12:43 31.01.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

По сообщениям СМИ, фондовый рынок Индии стал четвертым в мире по капитализации. Экономические перспективы поднимающегося гиганта Южной Азии выглядят многообещающе. Развитие взаимовыгодных связей с Россией способно придать экономике Нью-Дели новую динамику и дополнительную устойчивость.

Оправившись от последствий эпидемии коронавируса, Индия вернула себе звание 5-й экономики мира, обойдя, очень символично, свою бывшую метрополию Великобританию. В последние четыре квартала среди ведущих экономик мира индийская демонстрирует самые высокие темпы роста – более 7 процентов.[i] Темпы роста также опережают динамику большинства стран с развивающейся экономикой. Международные инвесторы с оптимизмом смотрят на Индию, видя в ней хорошую возможность подстраховаться, снизить риски, связанные с противоречивой конъюнктурой в других экономических центрах мира.

Политика премьер-министра Моди нацелена на снижение доли теневого сектора, повышение удобства ведения бизнеса, а также создание стимулов для развития производства. Доля теневой экономики в последние годы последовательно снижается. Существенно ускорился процесс цифровизации финансов и сферы государственных услуг. Массовая цифровизация ведет к интенсификации экономической активности. Введение в 2017 году национального налога на товары и услуги (GST), объединившего в себе множество государственных сборов, способствовала ускорению формирования в Индии единого национального рынка. Это позволяет компаниям использовать эффект масштаба и ведет к увеличению инвестиций.

Хотя темпы роста производства остаются головной болью властей, национальная промышленность начинает интегрироваться в глобальные цепочки поставок. Гигантский сектор технологических услуг будет и дальше расширяться за счет компетенций в области искусственного интеллекта, конкурентоспособных не только на рынках других странах глобального Юга, но и в ряде западных государств. В стране значительно улучшилась транспортная инфраструктура, существенно вырос фондовый рынок, укрепился банковский сектор, выросли государственные валютные резервы.

Вместе с тем, отмечает The Economist, ряд экономических показателей всё еще вызывают тревогу индийских властей. Оставляют желать лучшего темпы создания рабочих мест, необходимы программы развития человеческого капитала, а также реформа системы образования. Наконец, растет разрыв между северными и южными регионами страны. Если Индия сохранит нынешние темпы роста, то промышленно развитый, богатый и технологически продвинутый юг, скорее всего, еще больше вырвется вперед, оттягивая на себя рабочую силу с севера. При всем том, ставка правительства Моди и его партии на укрепление индуисткой идентичности заметно менее популярна в южных штатах Индии. При этом некоторые эксперты считают, тенденция к дальнейшей централизации власти, наметившаяся при Моди, может ослабить рыночные институты, что усилит опасения инвесторов относительно перспектив и сроков реализации крупных проектов.

Одной из главных стратегических задач Индии остается ускорение индустриализации. В 2020 году правительство запустило программу субсидирования товаров, произведенных в Индии, «Make in India» на сумму в десятки миллиардов долларов, несколько процентов ВВП. В 2021 году оно пообещало выделить 10 млрд. долларов компаниям, производящим полупроводники, на строительство заводов внутри страны. Однако пока эти проекты недостаточно велики, чтобы придать новое качество индийской экономике. Производственный сектор буксует несмотря на существенное увеличение поставок сырья из России.

По данным The Economist, за последнее десятилетие доля экспорта промышленной продукции в ВВП остановилась на уровне 5 процентов, а доля обрабатывающей промышленности в экономике снизилась с 18 процентов при предыдущем правительстве до 16. При этом промышленная политика обходится дорого. В ряде крупных проектов властям приходится брать на себя до 70 процентов расходов на создание новых предприятий. Растут и тарифы, повышая стоимость иностранных ресурсов.

Индии со всей очевидностью нужны новые крупные рынки сбыта, а также надежные и устойчивые в долгосрочной перспективе источники сырья. Индийским поставщикам есть что предложить России: автомобильная продукция, высокие технологии и целый ряд других позиций. Индийским компаниям, в свою очередь, необходимы новые компетенции и ноу-хау в высокотехнологичных отраслях, включая энергетику, в том числе, атомную, а также в освоении космоса. Поэтому расширение экономических связей с Российской Федерацией может стать одним из важных элементов развития индийской экономики.

В 2022-2023 году российско-индийские торгово-экономические связи уже получили новый мощный импульс. С весны 2022 года Россия существенно увеличила поставки нефти, природного газа, угля, металлургической продукции на рынки стран Азии. И существенная часть поставок пришлась на Индию. По итогам десяти месяцев прошлого года, российско-индийский товарооборот вырос в два раза, превысив – впервые в истории, 50 млрд. долларов. Такие данные приводит «РИА Новости» на основе данных индийской таможни. Россия за этот период экспортировала товаров на 51,4 млрд. долларов, а индийский экспорт на рынки РФ увеличился до 3,3 млрд. долларов.[ii] Формальное лидерство по товарообороту с Индией всё еще сохраняют США, однако товарооборот между двумя странами сократился за тот же период на 9 процентов, опустившись ниже показателя в 100 млрд. долларов. Индийская торговля с Китаем составила 95,8 млрд. долларов, снизившись на 4 процента.

Вопреки давлению ряда западных стран, в первую очередь, США, продолжается успешное развитие военно-технических связей Москвы и Нью-Дели. Недавнее сообщение агентства Reuters, согласно которому Индия якобы «стремится дистанцироваться от России как поставщика оружия»[iii], было сразу же опровергнуто высокопоставленными российскими и индийскими источниками. «Наши индийские партнеры, как и прежде, заинтересованы в сотрудничестве, в том числе, по этой линии», заявил в интервью ТАСС замминистра иностранных дел Андрей Руденко. Представитель оборонных кругов Индии отметил, что «западные страны сейчас только пытаются с трудом наладить с Индией военно-техническое сотрудничество (ВТС), которое у Москвы и Нью-Дели уже давно реализовано и которое две стороны уже выводят на следующий уровень». А российско-индийское взаимодействие в сфере поставок вооружений и военной техники «строилось по правилам Make in India еще до того, как эта программа была широко разрекламирована».[iv]

Примером нового направления двустороннего сотрудничества является транспортный коридор Север-Юг (INSTC), который соединяет Индию с Россией через Иран и Каспийское море. В ноябре 2018 года Россия открыла кредитную линию в объеме 3 млрд. евро, предназначенную для финансирования этого проекта. INSTC представляет собой кратчайший мультимодальный транспортный маршрут, который соединяет Индийский океан и Персидский залив через территорию Ирана с Россией и севером Европы. В первые три месяца 2023 года перевозки по этому маршруту выросли более чем в два раза.[v]

В сентябре 2023 года в ходе саммита G20, проходившего в Индии, ряд стран анонсировали «Ближневосточный коридор», который планируется протянуть от Индии через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль до Европы. Однако всего месяц спустя индийское издание Business Today сообщало, что резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке «может остановить реализацию проекта по созданию транспортного коридора IMEC». Между тем, скоростной железнодорожный и автомобильный маршрут из Индии в РФ и далее в Северную Европу через Иран гораздо короче и уже действующего Южного морского пути, и запланированного IMEC. Он также не зависит от функционирования Суэцкого канала.

Индия ставит цель достижения статуса развитого государства к 2047 году. В таком случае, стране предстоит переход от экономического уклада, в основе которого всё еще остается агарный сектор, на уровень одного из ведущих мировых центров промышленности и высоких технологий. Без наращивания темпов экономического развития преодолеть эту пропасть в столь сжатые сроки едва ли возможно. Едва ли подобные амбициозные цели могут быть реализованы в условиях дальнейшего усиления зависимости от Вашингтона. Напротив, требуется диверсификация экономических контактов.

Москве есть что предложить своему давнему другу и стратегическому партнеру. В частности, речь идет о новых возможностях сотрудничества в Центральной Азии, на российском Дальнем Востоке, а также в Арктике. Значительным является и потенциал кооперации в области информационных технологий, где две страны в немалой степени дополняют друг друга. Сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнологии, фармацевтика, и целый ряд других направлений, также открывают большие возможности для российско-индийского сотрудничества.

В конце прошлого года министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар посетил Россию. Можно ожидать, что встреча лидеров России и Индии состоится в ходе намеченного на июнь саммита БРИКС в Казани. Саммит способен придать новый импульс процессу усиления кооперации между ведущими державами Евразии. Нынешний год покажет, в какой мере Индия готова сделать ставку на проверенного временем партнера в лице Москвы. Которая, в свою очередь, заинтересована в снижении напряженности в индийско-китайских отношениях. На фоне попыток США превратить Индию в инструмент своей борьбы против Пекина, а также угроз Трампа объявить, в случае возвращения в Белый дом, торговую войну едва ли не всему миру, такой сценарий представлялся бы разумным и стратегически выверенным.

Нынешнее индийское руководство выдвигает амбициозные и долгосрочные цели, призванные упрочить международный авторитет страны и ее статус одного из ведущих глобальных игроков; одновременно генерируя новые возможности для ускоренного развития и экономического роста. Индия не без оснований претендует на роль swing state, державы, способной повлиять на распределение общего баланса сил, по меньшей мере, в Восточном полушарии. Однако столь важная и многообещающая роль требует от страны, которой приходится единовременно преодолевать целый ряд сложных внутренних и внешних вызовов, поиска новых источников ресурсов для дальнейшего развития и сохранения внутренней стабильности. А также умения и способности последовательно и твердо отстаивать национальные интересы, не теряя, при этом, старинных друзей и союзников.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.oecd.org/sdd/na/g20-gdp-growth-third-quarter-2023-oecd.htm

[ii] https://ria.ru/20231223/indiya-1917616945.html

[iii] https://www.rbc.ru/politics/28/01/2024/65b5f5069a79472598f76057

[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19837979

[v] https://www.economy.gov.ru/material/news/v_pervom_kvartale_2023_g_udvoilsya_obyom_perevozok_po_mezhdunarodnomu_koridoru_sever_yug.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати