ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Аргентинский демарш Милея: риски и последствия

11:29 25.01.2024 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

29 декабря Аргентина отклонила приглашение о вступлении в БРИКС. Об этом сообщил новоиспеченный президент страны Хавьер Милей, направив официальное письмо президенту России Владимиру Путину и председателю КНР Си Цзиньпину. Официальные письменные уведомления были также направлены президенту Бразилии Луле да Силве, премьер-министру Индии Нарендре Моди и президенту ЮАР Сирилу Рамафосе.

Напомню, что на XV Саммите БРИКС в южноафриканском Йоханнесбурге в августе прошлого года лидеры пяти стран-членов организации договорились о приглашении в него шести стран: Аргентины, Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и Эфиопии. Однако к моменту формального расширения, запланированному на 1 января 2024 года, число новых членов скорректировалось до пяти.

Дело в том, что вступление Аргентины в БРИКС инициировал действующий на тот момент президент страны Альберто Фернандес, но 22 октября в Аргентине прошли всеобщие президентские выборы, по итогам которых победу одержал крайне правый политик, кандидат от оппозиционной либертарианской коалиции «Свобода наступает» Хавьер Милей, набравший 56 процента голосов. 10 декабря Милей официально вступил в должность главы государства.

Как пишет Buenos Aires Times, еще на предвыборных дебатах Милей, отвечая на вопрос о своей позиции относительно присоединения к БРИКС, заявлял, что не намерен вести дела со странами, возглавляемыми левыми правительствами, отмечая при этом, что аргентинский бизнес сохранит возможность вести торговлю с этими странами.

Тогда, бывший аргентинский президент Альберто Фернандес в эфире Radio Perfi парировал Милею заявив, что тот «не понимает, о чем говорит, так как внешняя политика Аргентины не должна иметь какую-либо идеологическую направленность».

Отдуваться пришлось главе аргентинского МИДа Диане Мондино, которая весьма своеобразно расшифровала слова президента, объяснив в интервью телеканалу La Nacion причину приостановление диалога о вступлении страны в БРИКС. По ее словам, у главы государства жесткая позиция в отношении Бразилии, Китая и России из-за их внешней политики. Поэтому решение отозвать заявку на вступление в БРИКС, по ее словам, продиктовано политическими взглядами главы государства, который намерен, во-первых, активно развивать тесные отношения со странами, поддерживающими «либеральные ценности», к числу которых относятся США, Канада, Израиль, Новая Зеландия и страны Евросоюза, а, во-вторых, отказаться от собственной постоянно деградирующей национальной валюты – песо,  в пользу американского доллара.[1]

Создается впечатление, что президент Милей и его команда посчитали, что для Аргентины в настоящий момент США и Ко. смогут дать больше, нежели дало бы сотрудничество с БРИКС. Спорное решение!

Оценивая основания, по которым президент Милей резко поменял внешнеполитические приоритеты страны, научный руководитель парижской Высшей школы социальных наук (Institut d'études politiques de Paris - Sciences Po) Жак Сапир считает, что новый президент Аргентины выступает против любой формы экономической организации, которая не связана напрямую с рынком. Кроме того, отказ от национальной валюты и переход внутреннего рынка на американские доллары по примеру Эквадора, станет серьезной проблемой для Аргентины в ближайшие годы, учитывая относительно небольшой объем торговли со странами Запада. Помимо этого, экономические трудности, которые уже сейчас переживает Аргентина, в ближайшее время войдут в противоречие с идеологическими убеждениями и политическими пристрастиями новоиспеченного президента.

Аргентина переживает сейчас самый серьезный экономический кризис со времен депрессии 1998–2002 годов, приведшей ее к дефолту в объемах около $80 млрд. Только за последний год инфляция в стране увеличилась на 60 процентов и достигала 120 процентов, а уровень безработицы трудоспособного населения оценивается в 40 процентов. Страна пережила девальвацию песо и была вынуждена рефинансировать свой текущий долг перед МВФ в размере $46 млрд.

Практически не имея международных резервов, Буэнос-Айрес вынужден был обращаться то к Китаю, то к Бразилии для того, чтобы погашать многомиллиардные долги перед МВФ и западными кредиторами. Более того,

существенная доля товарооборта Аргентины приходится сегодня опять таки на Китай - страну, которая является не только членом БРИКС, но и крупнейшим инвестором Аргентины, поэтому отказ Милея можно интерпретировать, как своеобразный демарш, продиктованный не реальным положением дел в стране, а проамериканской конъюктурой.

В этой связи важно отметить, что отличительной особенностью БРИКС является то, что эта платформа более гибкая и инклюзивная по сравнению с Всемирным банком или Международным валютным фондом, поэтому для таких стран как Аргентина, участие в нем предоставляет уникальные возможности присоединения к пулу валютных резервов, дополнительных возможностей в предоставлении заемных средств для обеспечения инфраструктурных проектов, целью которых могло бы стать поддержание финансовой стабильности страны.

Но это, как говорится, было бы!?

В реальности сейчас у Аргентины остается два варианта: либо пасть на колени перед США в надежде на большие объемы финансовой помощи, либо подтвердить, что Милей - политический популист, а его экономическая модель чистейшей воды авантюра.

Как сообщает агентство Bloomberg, отказ Аргентины от БРИКС стал серьезным прецедентом для объединения и подорвал позиции президента Бразилии Лула да Силвы, который лоббировал заявку Буэнос-Айреса по вступлению в БРИКС, несмотря на имеющиеся политические риски. Для Лулы Аргентина была лучшим вариантом для расширения представительства Латинской Америки в организации. Кроме того, как пишет South China Morning Post, в отличие от других стран континента, подавших заявки на вступление в БРИКС - Боливии, Кубы, Гондураса и Венесуэлы - Аргентина не находится в международной изоляции или под санкциями.

По мнению президента Венесуэлы Николаса Мадуро, отказ от вступления Аргентины в БРИКС - это самый глупый шаг, который совершил новый аргентинский президент и который направлен против самой страны.  По мнению Мадуро, Милей вернет Аргентину в XIX век и превратит ее в «вассала имперского однополярного мира, в новую колонию из Южной Америки».

Комментируя решение нового президента Аргентины отказаться от участия в БРИКC, посол Бразилии в Венгрии Сюзан Клибэнк заявила, что «это не нанесет ущерба объединению, потому что оно сильное само по себе. БРИКС - очень прочная и консолидированная организация».

Представитель МИД  ЮАР Гамгумзи Маттиас Тсенгиве все же не исключил, что со временем вопрос вступлениям Аргентины в БРИКС может быть пересмотрен «в зависимости от того, какое правительство будет находиться у власти». При этом главное, по его мнению, состоит в том, что «расширение БРИКС является важнейшим принципом деятельности этого объединения».

Россия и Китай отнеслись к решению руководства Аргентины спокойно и конструктивно. По мнению посла РФ в Аргентине Дмитрия Феоктистова, дружеские отношения между Аргентиной и Россией после прихода к власти президента Хавьера Милея, несмотря на заявленные приоритеты нового правительства по-видимому сохранятся. Аргентина остается для России важным внешнеполитическим направлением в Латинской Америке, но при этом необходимо самим трезво оценивать возможности этой страны, а не в розовых очках смотреть на новые реалии.

По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова «Россия восприняла решение Аргентины не как отказ от вступления в БРИКС, а как неготовность в текущий момент присоединиться к объединению», он также  подчеркнул, что «это является суверенным решением руководства страны».[2]

Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь, комментируя заявление главы МИД Аргентины Дианы Мондино дипломатично отметил, что «БРИКС является важной платформой, помогающей странам с формирующимся рынком и развивающейся экономикой укрепить единство, сотрудничество и защитить общие интересы. Поэтому Китай приветствует любые страны, желающие к ней присоединиться».

Что касается БРИКС, то решение Аргентины никак не повлияет на планы объединения укреплять стратегическое партнерство и развивать взаимодействие по всем магистральным направлениям – в сфере политики и безопасности, экономики и финансов, культурных и гуманитарных контактов. Поэтому ни в экономическом, ни в политическом плане видимых негативных последствий для БРИКС не предвидится.

Как заявил заместитель министра МИД РФ Сергей Рябков, важнейшей задачей российского председательства в БРИКС в текущем году является органичная интеграция новых участников во всю архитектуру сотрудничества. По мнению дипломата, процесс расширения БРИКС – не самоцель, а свидетельство роста международного авторитета объединения. Поэтому вопроса о «замене Аргентины» на другую страну на повестке дня саммита в Казани не стоит.

Напомню, что намерение углубить взаимодействие с БРИКС в той или иной форме выразило уже 45 стран.

Что касается Аргентины, то «шоковая терапия Милея»  (а он запланировал 300 шоковых реформ на ближайшее время) едва ли даст ожидаемый эффект. Экономическая политика нового руководства страны максимально направлена на либерализацию торговли, что в целом явится ударом, прежде всего, по производственному сектору страны.

Расчет на финансовую помощь США - сомнительная авантюра, т.к. американцам есть и без Аргентины кого поддерживать. Поэтому приостановление переговорного процесса по вступлению Аргентины в БРИКС в экономическом плане приведет к сокращению фактического производственного потенциала страны, что, в свою очередь, раскрутит и без того высокую инфляцию и понизит и без того невысокий уровень жизни в стране.

Политические издержки также весьма серьезны.

Во-первых, «режим Милея» теперь вызывает вопросы в отношении своей договороспособности, когда страна долгое время вела переговоры, заручилась поддержкой, получив приглашение на вступление в БРИКС, а в итоге сказала: «нет, нам с вами не по пути»?

Во-вторых, нарождающийся новый геополитический контекст рано или поздно заставит Аргентину, как развивающуюся страну Глобального Юга, задуматься об интересах своего реального развития и соблюдении баланса в отношениях с Китаем и Россией, с одной стороны, и  коллективным Западом во главе с США, с другой.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Глава МИД Аргентины назвала причины отказа от вступления в БРИКС 30.12.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20231230/argentina-1919082937.html

[2] Лавров назвал заявление Аргентины об отказе вступить в БРИКС ее суверенным решением 18.01.2024 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/politika/19760407

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати