ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Третий год СВО и планы Запада на 2024 год

16:16 10.01.2024 • Денис Батурин, политолог

2022 год был годом решения. Политическое руководство Российской Федерации приняло сложное и важнейшее историческое решение о начале СВО.

2023 был годом откровения. Оказалось, что экономика «страны бензоколонки» не рухнула под санкциями, что санкции не стали инструментом вычеркивания России из мировой экономики, а стали, в частности, стимулом развития БРИКС, энергетическое сотрудничество переориентировано на Китай и Индию, при этом Европа так и не смогла полностью отказаться от российских энергоносителей. Оказалось, что Россия готова к военному противостоянию с Западом, что никакого чудо-оружия НАТО и Запад Украине предоставить не могут, что ВПК коллективного Запада не готов к интенсивному противостоянию, что ВПК России готов к противостоянию с Западом и наращивает мощности, развивая новые образцы вооружений, 

2024 будет годом определения. Потенциальные возможности всех стали ясны, все кризисные проблемы обозначены. Варианты и сценарии развития событий становятся все более понятны. Присутствуют и переменные, в частности, в виде выборов, их результатов, прежде всего в США, выборов/не выборов на Украине, социально-политической ситуации на Украине, связанной, прежде всего, с ударами по военной и связанной с ней инфраструктуре и насильственной мобилизацией. Скоро станет понятным - какими будут и будут ли поставки вооружений и финансовая помощь Киеву.

 

Украина в лице Президента Владимира Зеленского и под диктовку Запада ставит перед собой цели. Интервью Зеленского The Economist начинается повествовательно: «Президент Украины зол; не из-за успехов своих врагов (он не видит ни одного) и даже не из-за отсутствия прогресса у его собственной армии на поле боя. Вместо этого Владимир Зеленский раздражен колебаниями некоторых своих союзников, а также чувством отстраненности среди некоторых его соотечественников. Закаленный давлением войны, годом негативных заголовков и провалом контрнаступления, которое так много обещало в начале 2023 года, он утратил легкость и юмор, присущие нашим предыдущим встречам с ним».[i] В этом интервью, мило названном «Новогоднее интервью», Зеленский заявляет, что фокус кампании Киев намерен сосредоточить на Крыме, что «война должна стать более технологичной». Похоже на то, что при этом украинский президент озвучил в интервью некоторые положения стратегии Украины на 2024 год, утверждённой 30 декабря:

  • Главный военный замысел – изоляция Крыма, для этого нужно разрушить Крымский мост и перерезать транспортное сообщение через возвращенные территории.
  • Крым и Черное море станут центром военных усилий, изоляция полуострова, Потеря военно-морских баз, которые Россия удерживала последние 240 лет, была бы огромным неудобством для России.

 

А дальше Зеленский говорит то, ради чего эта «песня писалась», то есть, интервью давалось:

  • Для этого нужна целевая военная помощь. Прежде всего, TAURUS, — крылатая ракета дальнего радиуса действия производства ФРГ.

 

The Economist, комментируя интервью Зеленского отмечает, что Киев все еще сохраняет намерения вернуть Украину в пределы ее границ 1991 г., но украинский президент больше не устанавливает временные рамки и не дает обещаний относительно того, сколько территории Украина может вернуть в 2024 году. Задача ближайшего года - «защищать восток, спасти очень важные города Украины - Харьков, Днепр, Запорожье, Херсон, Николаев», защитить критическую инфраструктуру своей страны.

По сути Зеленский повторяет то, что в интервью тому же The Economist осенью 2023 года говорил главком ВСУ Валерий Залужный: Крым – главная цель. В Киеве считают, что полуостров остается критическим для логистики конфликта. По замыслу Зеленского здесь должен сработать тот самый «технологический фактор противостояния», который означает, что Киеву нужны поставки дальнобойного оружия, ракет ATACMS, Taurus и др.

Надо сказать, что в реальности иллюстрацией к этому интервью и аргументами в прошении к кукловодам стала одна из самых массированных атак на Крым – 4 января. Судя по сообщениям официальных источников об уничтожении 10 ракет и 36 беспилотников это были несколько разнонаправленных волн БПЛА и ракетных атак. Этой демонстрацией Киев намеревался показать, как намерен действовать в 2024 году. В тот же день вблизи российской границы на Черном море совершил первый с начала года полет стратегический высотный разведывательный беспилотник RQ-4B Global Hawk ВВС США. В марте прошлого года беспилотник MQ-9 Reaper ВВС США упал в море, после того, как Су-27 «оросил» его топливом. С тех пор полеты беспилотников ВВС США осуществляются на значительном удалении от границ России. 4 января 2024 года Global Hawk курсировал к югу от побережья Крыма примерно 20 часов. Вот такое совпадение. Это была демонстрация не только Украиной своих военных планов, но и Западом – своего формата участия в конфликте (поставки оружия и координация с безопасного расстояния).[ii]

 

Взгляд Запада на то, что будет происходить с Украиной открывают два события.

Первое событие. Опубликованы отрывки из книги корреспондента журнала Саймона Шустера о Владимире Зеленском. «Я провел год с Зеленским – и увидел, как полностью преобразилась его личность». Отрывки из книги говорят об одном - Зеленского заключают в образ военного лидера, старательно отсекая для него и прошлое и будущее. В прошлом он, «президент мира», теперь не интересен, а будущего у него нет. Это не фантазии и эмоции автора книги, это определенная Западом судьба Зеленского: «Время, проведенное с Владимиром Зеленским, не позволило мне узнать все стороны его характера. Некоторые из них остались непонятыми, другие беспокоили меня, особенно если представить себе его руководство страной после окончания военного конфликта. Не знаю, как Зеленский справится с этим непростым переходом, хватит ли у него мудрости и сдержанности, чтобы расстаться с чрезвычайными полномочиями, или же власть покажется ему слишком заманчивой».[iii] Это важный вопрос. При этом интересно, как читают эту книгу на Банковой - принимая назначенную Зеленскому судьбу или удовлетворяясь вниманием иностранных СМИ и видя в этом знаки внимания и поддержки?

Второе событие. По информации агентства Bloomberg, G7 и некоторые страны «глобального Юга» в декабре провели в Эр-Рияде тайную встречу с представителями Украины для обсуждения возможности мирных переговоров между Киевом и Москвой.[iv] Встреча состоялась 16 декабря в Эр-Рияде. В ней, в частности, приняли участие Саудовская Аравия, Индия и Турция. Другие страны «глобального Юга», к примеру, Китай, Бразилия и ОАЭ, не отправили на нее своих представителей. По данным Bloomberg, переговоры проходили тайно отчасти для того, чтобы страны-участницы «ощущали себя более комфортно». Собеседники агентства отметили, что менее масштабный формат встречи позволил провести более свободное и откровенное обсуждение так называемой украинской «формулы мира», а также принципов потенциального взаимодействия с Россией в будущем. Однако, участники переговоров не достигли существенных успехов в обсуждениях. «Украина и ее союзники по G7 продолжали сопротивляться призывам стран «глобального Юга» напрямую взаимодействовать с Россией», - пишет агентство. Союзники Киева вновь заявили, что продолжат поддерживать Украину. Москва при этом исключила переговоры на основе этого плана. В Кремле заявили, что о выводе войск не может быть и речи. Сергей Лавров назвал предложенную Киевом «формулу мира» нереализуемой.

Украине на этом фоне интересна другая история – коалиция гарантии безопасности Украине. 8 января Зеленский утвердил состав делегации для участия в переговорах по наработке и подготовке двусторонних и многосторонних международных договоренностей между Украиной и другими государствами о гарантиях безопасности для Киева.[v] Судя по всему, это направление курирует глава офиса президента Андрей Ермак, который ведет счет участникам договоренностей о гарантиях безопасности: «Ермак сообщил, что из 27 стран Европейского Союза в настоящее время шесть (Австрия, Хорватия, Мальта, Польша, Словакия и Венгрия) не присоединились к совместной декларации. Также к декларации еще не присоединились пять из 31 страны, входящих в НАТО: Турция, Польша, Словакия, Венгрия и Хорватия».[vi]

Сейчас Украина пытается создать некий «дипломатический щит». Потому что в Киеве есть понимание серьезных проблем с поставками оружия, о чем свидетельствует, в частности заявление главы оборонного комитета Верховной Рады Украины Завитневича:

«Снижение объемов военной помощи Украине в последнее время было вызвано несколькими причинами:

  • Неготовность ОПК стран НАТОк войне такой продолжительности, да еще с такой интенсивностью затрат боеприпасов на поле боя.
  • Низкие запасы в странах Запада: те запасы, которые были на складах западных стран, значительной частью израсходованы и нуждаются в инвестициях для пополнения.
  • Объективные процессы, процедуры, по которым развивается экономика Запада: нет возможности резко менять объемы заказа и выделять ресурсы на производство вооружения и военной техники, нет возможности даже перепрофилировать целые предприятия».[vii]

 

При этом на Украине якобы нет понимания – чего ожидать от России. Но, думаю, это понимание есть на Западе, это вековые установки и десятилетия доминирования в мире, пагубный опыт гегемонизма, который ныне пытаются сохранить любой ценой. Там убедились в ошибочности своих оценок ее потенциала и решимости защищать свои интересы. Но Украина и ее правители, не понимают, в какую игру решили ввязаться и переоценивают свою роль и возможности в этой игре. Поэтому украинские СМИ задаются многими странными вопросами относительно целей СВО, хотя ответы на эти вопросы даны четко и однозначно.[viii]

Украина остается тактическим уровнем противостояния с Западом, но для России – это стимул и основание сосредоточения и развития во всех направлениях как внутренней, так и внешней политики, а также экономики.

Запад, проигрывая тактически в военном противостоянии в рамках украинского кризиса, не оставляет и не оставит никогда стратегический уровень противостояния с Россией. Средством, доступным для борьбы против России в данное время, является затягивание противостояния на Украине, в этом смысле в «вашингтонах» еще не потеряли надежды на экономические проблемы и создания условий для социального протеста в России. Однако ближайших перспектив такого сценария не просматривается, а украинский кризис – реальность, и с этим им что-то надо делать. Выйти из противостояния на Украине не получается, поэтому присутствие Запада будет сохраняться с помощью киевского режима, агрессивно настроенного в отношении России. Но целей СВО никто не отменял, и 2024 год это во многом подтвердит. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.economist.com/europe/2024/01/01/a-new-years-interview-with-volodymr-zelensky

[ii] https://ria.ru/20240105/ataka-1919808209.html

[iii] https://t.me/briefsmi/16398

[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19693913

[v] https://www.unian.net/politics/garantii-bezopasnosti-dlya-ukrainy-zelenskiy-utverdil-delegaciyu-dlya-peregovorov-12505668.html

[vi] https://www.unian.net/society/ermak-nazval-strany-es-i-nato-kotorye-do-sih-por-ne-prisoedinilis-k-deklaracii-o-garantiyah-bezopasnosti-12490851.html

[vii] Украина 24/7

[viii] https://ctrana.news/news/453744-o-chem-hovorjat-sihnaly-s-zapada-i-rf-po-povodu-okonchanija-vojny-v-ukraine.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати