ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Если завтра опять Трамп?

10:56 30.12.2023 • Андрей Кадомцев, политолог

В Европе нарастают тревожные размышления о том, как строить отношения с Америкой в случае возвращения Дональда Трампа в Белый дом.

По мере того, как Дональд Трамп увеличивает отрыв от Джозефа Байдена в большинстве общенациональных американских опросов, растут и опасения западных комментаторов. Публичные высказывания Трампа относительно его планов во внешней политике остаются расплывчатыми. Тем не менее, воспоминания о предыдущем четырехлетии его правления порождает огромную неопределенность и беспокойство среди европейских союзников и американских сторонников традиционной внешнеполитической роли страны.

В свой первый срок у власти Трамп демонстрировал неприкрытый американский эгоизм, и не считался с дипломатическим политесом. В бытность президентом Трамп называл ЕС «врагом» и почти открыто ставил под сомнение смысл существования НАТО. США при Трампе взяли курс на протекционизм и санкционное давление даже в торговле с ближайшими союзниками. При всем том, «самоослабление Америки» началось еще до первого срока Трампа. И, несмотря на всю внешне наступательную риторику Байдена, за время нахождения у власти демократов, готовность и способность Вашингтона «решать политические проблемы других стран» снизилась еще больше.

Серьезным препятствием на пути внешнеполитических устремлений Трампа могут стать многочисленные долгосрочные внутренние проблемы Америки. США переживают глубокий раскол, политический, культурный, экономический. В случае победы кандидата от республиканцев, крайне трудно предсказать реакцию истеблишмента и той части американского общества, которые выступают против Трампа. Нельзя исключать массовые волнения едва ли не при любом исходе голосования в ноябре 2024 года. В результате, следующая республиканская администрация рискует еще глубже «увязнуть» в делах у себя дома.

Если этого не случиться, то наиболее острой темой будет американская поддержка Украины. Трамп публично заявлял, что остановит украинский конфликт «за 24 часа», хотя и не сообщил никаких деталей. Европейцы опасаются, что если Трамп «заключит сделку с Путиным», то им не останется ничего иного, как согласиться с таким развитием событий. Ведь доля Америки в военной помощи Киеву составляет почти две трети, а в информационно-разведывательной сфере - и вовсе носит решающий характер.

Под вопросом окажется и будущее НАТО. В конце первой декады декабря The New-York Times опубликовала статью, в которой отмечается, что Трамп уже лет тридцать рассматривает альянс как пустую трату американских ресурсов на содержание нахлебников. В бытность президентом, он неоднократно угрожал выходом Соединенных Штатов из блока. На сайте его предвыборной кампании есть лишь фраза о том, что «мы должны завершить начатый при моей администрации процесс фундаментальной переоценки целей и миссии НАТО».[i]

При этом Европа способна защитить себя самостоятельно разве что «на бумаге». По данным, которые приводит The Economist, две трети всех военных расходов НАТО приходится на США. Америка обеспечивает львиную долю критически важных возможностей в области военно-транспортной авиации и космической разведки, а также «вспомогательных средств». В Европе расквартированы 85 000 американских военнослужащих, включая штабной персонал и 22 боевых батальона. Европейские военные плохо координированы вне командной инфраструктуры НАТО, а ВПК стран Евросоюза хотя и выпускает передовые системы вооружений, не способен прямо сейчас существенно масштабировать производство. По мнению оптимистов, Европа могла бы решить все эти проблемы «лет за десять». Вот только каким будет мировой порядок через десять лет – не возьмется ответственно предсказать никто.

По данным The New-York Times, европейские послы и сотрудники аналитических центров настойчиво ищут контакты с окружением Трампа, чтобы узнать о его намерениях. В интервью за последние несколько месяцев более полудюжины действующих и бывших европейских дипломатов, говоривших на условиях анонимности, опасаясь возмездия со стороны Трампа в случае его победы, заявили, что в правительственных кругах Европы растет тревога, что возвращение Трампа может означать не только отказ от Украины, но и более широкое отступление Америки с континента, вплоть до разрушения Атлантического альянса.

Второй линией напряжения наверняка окажутся трансатлантические экономические отношения. Разорвав под давлением Вашингтона львиную долю энергетических связей с Москвой, Евросоюз оказался в зависимости от поставок энергоносителей из США. Это наверняка понравится Трампу. Утратив доступ к дешевой «грязной» энергии, до того, как обеспечить себя в достаточных объемах «зеленой», европейцы, включая индустриальный «локомотив» ЕС, Германию, теряют одно за другим промышленные предприятия, которые либо вовсе останавливают работу, вследствие удорожания энергии, либо переносят центр производства прибавочной стоимости в те же США, которые не спешат распрощаться с традиционной энергетикой.

Трампу также наверняка придется по душе линия на превращение «зеленой» энергетики в вопрос промышленной политики и национальной безопасности. Трамп всегда скептически относился к теме климатических изменений. Однако возможность усилить протекционизм под благовидным предлогом борьбы с климатическими изменениями наверняка не упустит. Столкновение Европы и Америки по вопросу о размерах «зеленых субсидий», способное перессорить «берега Атлантики» гораздо быстрее, чем любые другие геополитические разногласия, наметилось уже при Байдене. Трамп вполне может продолжить политику предшественника, когда увидит, как европейская индустрия «чистых» технологий переживает опустошение, вызванное перетоком разработок и производств за океан.

Сегодня, как и в годы первого срока Трампа, среди государств-членов ЕС сохраняется раскол по многим вопросам, а отдельные страны не в состоянии конкурировать с американской экономикой. Тогда европейцы так и не смогли договориться, насколько жестко стоит реагировать на политику Трампа. Это сильно ограничивало пространство для маневра Еврокомиссии. Трамп, хорошо понимая расклад сил в стане формальных союзников, практически при каждом удобном случае старался настроить их друг против друга.

Столкнувшись с новым раундом протекционистских мер со стороны администрации Трампа, Евросоюз рискует растерять экономическую мощь, в то же время лишившись и той квазисиловой опоры, в качестве которой европейцы до настоящего времени рассматривают НАТО. В условиях, когда экономика переживает не лучшие времена, испытывая нарастающую конкуренцию не только со стороны Америки, но и Китая, а также ряда поднимающихся промышленных держав глобального Юга, международные позиции ЕС могут окончательно пошатнуться. Если Трамп решит воплотить в жизнь свои угрозы «увести Америку из Европы», Евросоюзу предстоит напряженная борьба как за сохранение внутренней целостности, так и международного влияния.

На вопрос «Что делать?», в случае наступления политического форс-мажора и лице Трампа, у Европы, похоже, ответа пока нет. «Самым простым» вариантом многим в ЕС представляется идея «пересидеть» еще четыре трамповских года в Белом доме, как европейцы уже это делали в годы его первого срока. Часть европейских лидеров надеется, что Трампа будет сдерживать Конгресс. «Страхуясь» от возвращения Трампа в Белый дом, в середине декабря Конгресс уже одобрил законопроект, «запрещающий любому президенту в одностороннем порядке выходить из НАТО». Другие говорят о необходимости сделать упор на взаимодействие с более умеренными членами его администрации. Многие страны ЕС наверняка постараются наладить «двусторонние» отношения с президентом-республиканцем. Возможны апелляция к «гордыне и самолюбованию» Трампа, либо к его «инстинктам бизнесмена» - наращивание закупок американских вооружений, энергоресурсов и т.п.

Другая стратегия, настойчиво продвигаемая Францией, состоит в интенсификации попыток усиления европейской стратегической автономии. Предполагается, что укрепление военных возможностей позволило бы Европе «взять на себя больше ответственности за свою безопасность». Это «было бы полезно в любом случае». И показало бы Трампу необоснованность его обвинений в стратегическом иждивенчестве европейцев. И повысило бы общую ценность европейских союзников в глазах политического класса в Вашингтоне. 

Вот только кто мог бы повести европейцев по этому пути? Принятие многонациональных решений в стратегических делах становилось проблемой для Европы и в лучшие времена. В годы первой легислатуры Трампа на роль альтернативного лидера Запада «пробовалась» Ангела Меркель. Канцлерин уже давно покинула публичную политическую сцену. А ее преемник в Германии, Олаф Шольц, хотя и провозгласил в феврале 2022 года «смену эпох», Zeitenwende, во внешнеполитической стратегии Берлина, с тех пор лишь теряет доверие, как среди немцев, так и в ЕС. Франции же многие не доверяют даже среди старых членов Евросоюза. Что касается стран Восточной Европы, то там не испытывают энтузиазма при мысли о перспективе доминирования и Берлина, и Парижа. Политики ЦВЕ привыкли ориентироваться на Америку, видя в ней единственный реальный противовес всем своим могущественным соседям, а в наши дни и Китаю.

Британский The Economist полагает, что даже разделенная Европа может разыграть несколько дипломатических карт, независимо от того, кто сидит в Белом доме. Республиканская администрация будет настроена в отношении Китая столь же жестко, как и президент Байден, если не более. Но чтобы успешно изолировать своего соперника, Америке необходима помощь Европы, которая, пока что, стремится лишь уменьшить свою зависимость от Китая, а не сбросить ее. Роль Европы как балансирующего полюса может дать ей некоторое влияние на американцев. Но, скорее всего, не сильное.

Все в Европе понимают, что возможное возвращение Трампа в Белый дом будет иметь колоссальные последствия для континента, потенциально способно изменить едва ли не весь его политический ландшафт. Но никто до сих пор не знает, что с этим делать. По мнению реалистов, Америка будет и дальше отворачиваться от Европы в силу объективной смены приоритетов и сокращения ресурсов. Как представляется, Трамп, конечно, «опасен», но его логика «понятна» европейцам - недвусмысленная ставка на парадигму realpolitik. Приоритет «интересов», как Трамп и его сторонники их понимают, над «ценностями». Это весьма неприятно для номинальных европейских союзников Вашингтона в их нынешнем положении. Вместе с тем, правила этой «игры» известны в Европе с незапамятных времен. Более того, именно в Старом Свете они и были придуманы. Однако знать правила, и уметь играть по ним – это, разумеется, совсем не одно и то же.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.nytimes.com/2023/12/09/us/politics/trump-2025-nato.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати