США вкладывают $553 млн. в строительство терминала в Коломбо в рамках своей стратегии противостояния растущему влиянию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) (1). Власти Шри-Ланки заинтересованы в том, чтобы превратить Коломбо в крупный логистический узел на перекрестье торговых путей из Тихого океана через Индийский в Атлантический. Порт будет ориентирован в первую очередь на обслуживание стран Бенгальского залива. Сейчас порт Коломбо работает на пределе возможностей, но его потенциал может быть гораздо выше, если провести необходимую модернизацию портовой инфраструктуры (1).
Со своей стороны Пекин предоставил Шри-Ланке обильные кредиты, помимо этого он арендует глубоководный порт Хамбантота. Это в свою очередь насторожило Индию, которая воспринимает Шри-Ланку как свою зону интересов. Усиление в этом островном государстве влияния любой другой крупной державы рассматривается в Нью-Дели как угроза национальной безопасности Индии.
При этом, судя по всему, Индия более благосклонно смотрит на американские инвестиции в ланкийскую экономику, чем на китайские. Однако США здесь отстают, выделяя странам со средними и низкими доходами $60 млрд. в год, в то время как Китай - $80 млрд. (в виде кредитных обязательств и помощи) (2).
Усиление влияния США в Шри-Ланке в определенной мере позволит контролировать ситуацию в Малаккском проливе - главной артерии, через которую Китай получает основной объём энергоресурсов с Ближнего Востока. Одновременно там стремятся взять под контроль Баб-эль-Мандебский пролив, а если будет установлен контроль над Малаккским проливом, то это может закрыть для Китая вход и выход в Индийский океан, отрезая от источников сырья в Африке и на Ближнем Востоке. И это неприемлемо для китайских геоэкономических планов, нацеленных на эти регионы.
Шри-Ланка расположена напротив Андаманских и Никобарских островов. В военной стратегии Индии данным островам отводится роль “площадок подскока” для операций в Юго-Восточной Азии. Они находятся вблизи Малаккского пролива на выходе из Андаманского моря в Бенгальский залив и Индийский океан. В англоязычной литературе их называют «одними из стратегически самых важных островов» (one of the most strategically located island chains in the world). И в этой связи Индия хотела бы получить возможность разместить там пункты постоянной дислокации своих военно-морских и военно-воздушных сил. Андаманское море составляет значительную часть исключительной экономической зоны Индии и играет заметную роль в поставках товаров из Азии в другие части света. Без контроля над Андаманским морем Индия не может считаться влиятельным игроком в ИТР, лишая ее монопольного контроля над прилегающей к Андаманскому морю частью океанской акватории.
В этом контексте индийско-ланкийский вектор стратегии США тесно увязан с филиппинским направлением. Для Вашингтона расположенные вблизи Тайваня Филиппины - форпост на подступах к Китаю (3). Это дверь из Южно-Китайского моря в Океанию, и в своих планах американцы хотят держать её для Пекина закрытой.
Географически Филиппины и Шри-Ланка расположены на восточном и западном флангах Юго-Восточной Азии. Проекция военной силы с обоих направлений позволила бы Вашингтону осложнить положение Пекина в регионе. Поэтому США весьма заинтересованы в появлении антикитайской оси Манила - Коломбо, но если филиппинские власти соглашаются на военное сотрудничество с американцами, то Шри-Ланка стремится к экономическому сотрудничеству, пытаясь избежать военного вектора.
Политика ланкийских властей на данном этапе остаётся многовекторной. Коломбо открыт к кооперации с США, Индией, Китаем и другими государствами в целях диверсификации торгово-экономических отношений. США несмотря на расстояние пока остаются одним из основных торговых партнёров Шри-Ланки (наряду с Индией), но китайский проект “Один пояс, один путь” может стратегически изменить привычное положение дел.
В июне 2023 на встрече на уровне глав МИД в Пекине Шри-Ланка и КНР подтвердили курс на углубление дальнейшего сотрудничества. Ланкийский министр иностранных дел Али Сабри заявил о приверженности Коломбо принципу “одного Китая”, выразил благодарность Пекину за помощь в оздоровлении ланкийской экономики и выразил уверенность в расширении экономических контактов (4). И это весомый признак того, что стать для Шри-Ланки “главным другом” у Вашингтона вряд ли получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
https://thediplomat.com/2023/11/us-plans-to-build-a-553-million-terminal-at-sri-lankas-colombo-port/
https://news.cgtn.com/news/2023-06-25/Chinese-Sri-Lankan-FMs-meet-in-Beijing-1kVkcBo5joI/index.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs