Уважаемый г-н Министр,
Мы согласны с прозвучавшими сейчас оценками в отношении состоявшегося только что шестого заседания Российско-Арабского Форума сотрудничества.
Разговор был откровенный, как и положено среди друзей. Мы делились оценками, констатировали совпадение наших подходов по большинству вопросов международной и региональной повестки дня. Рассмотрели весь комплекс вызовов и угроз, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока и Севера Африки. Общий принцип при рассмотрении этих проблем у нас и наших арабских друзей заключается в том, что внутренние проблемы стран региона должны решаться без вмешательства извне, через широкий национальный диалог, ориентированный на достижение общественного согласия.
Мы все привержены таким принципам Устава ООН, как уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности государств. Видим в этом важнейшее условие для обеспечения региональной стабильности, включая позитивную тенденцию повышения роли самих арабских стран в содействии урегулированию упомянутых кризисов и конфликтов.
Основное внимание уделили ситуации в зоне палестино-израильского конфликта, где происходит беспрецедентная эскалация (прежде всего в секторе Газа и не только там). Повторили нашу позицию о том, что, осуждая любые террористические акты, также считаем неприемлемым реагировать на них методами коллективного наказания гражданских лиц и неизбирательного применения силы в нарушение международного гуманитарного права.
Подтвердили общую позицию в пользу скорейшего достижения устойчивого прекращения огня и оказания помощи населению сектора Газа, страдающему от тяжелых гуманитарных последствий блокады и продолжающихся боевых действий. Рассчитываем на то, что Совет Безопасности ООН в ближайшее время все-таки сможет возвысить свой голос в пользу «перезревшего» гуманитарного шага.
Договорились взаимодействовать в ООН (Совете Безопасности, на Генеральной Ассамблее и других органах Объединенных Наций) в контексте продвижения указанных выше подходов.
Если говорить о «завтрашнем дне», надеюсь, что он не будет надолго отложен. Налицо безальтернативность комплексного урегулирования палестино-израильского конфликта в общепризнанных международно-правовых рамках, которые предполагают создание независимого палестинского государства, сосуществующего бок о бок в добрососедстве, мире и безопасности с Израилем. Это наша общая позиция.
Обсудили ситуацию в Сирии, Ливии, Йемене, Судане и других кризисных точках. Выразили надежду, что состоявшееся возвращение Дамаска в Лигу арабских государств поможет создать дополнительные условия для продвижения комплексного политического урегулирования в САР и вокруг нее на основе уважения суверенитета, единства и территориальной целостности этой страны.
Обменялись оценками относительно положения дел на африканском континенте, прежде всего в Сахаро-Сахельском регионе и в Сомали. У нас общее мнение, что добиться устойчивой стабилизации в регионе можно лишь путем эффективного противодействия терроризму и экстремизму во всех их проявлениях. В этой связи подчеркнули важность консолидации усилий мирового сообщества для борьбы с террористическими группировками, где бы они ни функционировали, какими бы целями ни оправдывали свои преступные действия. Не важно, против кого они нацеливают свои угрозы и действия.
Как подчеркнул мой друг и коллега Н.Бурита, оценки положения дел в регионе и на международной арене содержатся в развернутом Совместном заявлении, которое принято и сейчас распространяется нашими марокканскими хозяевами.
Высказались в пользу дальнейшего укрепления практического взаимодействия между Российской Федерацией и арабским миром, в том числе по упомянутым Н.Буритой вопросам. Имею в виду развитие политического диалога, сотрудничество по проблематике безопасности, экономики, торговли, инвестиций, культуры, образования, в целом по гуманитарным вопросам. Все это заложено в План совместных действий. Это уже второй документ такого рода, который охватывает период 2024-2026 гг. Он сегодня был принят. Это важный ориентир для выстраивания дальнейшего практического взаимодействия к обоюдной выгоде. Мы едины в этой задаче. Будем двигаться к ее полноценной реализации.
Хотел бы еще раз поблагодарить наших марокканских друзей за организацию этой встречи и прекрасное радушное гостеприимство.
Вопрос: Предыдущая сессия форума проходила в 2019 г. в совершенно другом в мире. Еще не было пандемии, украинского кризиса в его горячей фазе, как и новой войны на Ближнем Востоке. Еще мало кто говорил о многополярности за пределами России. Как за это время поменялись отношения нашей страны с арабскими государствами?
С.В.Лавров: Думаю, что и в 2019 г., когда состоялось пятое заседание Российско-Арабского Форума сотрудничества, все вопросы, которые Вы обозначили, уже находились на горячей, актуальной повестке дня.
Украинский кризис начался задолго до 2019 г. Вчера Президент В.В.Путин на заседании коллегии Минобороны России подробнейшим образом напомнил, как он был соркестрирован Соединенными Штатами и их западными союзниками для того, чтобы превратить Украину в инструмент сдерживания России, в плацдарм для создания прямых угроз нашей безопасности и для ущемления, дискриминации и вплоть до физического истребления тех, кто жил на Украине, на землях, которые осваивали, обустраивали русские люди и их потомки. Они хотели оставаться в рамках своей культуры, языка, истории и были подвергнуты прямой угрозе уже в 2014 г. И при П.А.Порошенко, и при В.А.Зеленском были приняты многие законы, прямо запрещающие русский язык практически во всех сферах мирной жизни. Туда, куда не «добралась» Верховная Рада, там «добавляли» уже местные власти. Пару месяцев назад Киевский городской совет принял решение, запрещающее любые проявления российской культуры, русского языка в повседневной жизни украинской столицы.
Не могу сказать, что в 2019 г. Ближний Восток был спокоен. Хотя, ничто не сравнится с тем катастрофическим кризисом, который наблюдаем сейчас и которому мы сегодня посвятили свое основное внимание. Острота палестино-израильского противостояния, которое мы сейчас наблюдаем, решающим образом повлияла на повестку дня сегодняшнего заседания.
Упомянули и ситуацию на Украине. Специально созданная Контактная группа Лиги арабских государств по Украине еще весной 2022 г. посетила Российскую Федерацию. Провели хороший разговор о причинах возникновения украинского кризиса, о том, как он может быть урегулирован путем прекращения использования Украины против Российской Федерации, пресечение нацификации этой страны и любых действий по истреблению всего русского. Оценили эту инициативу Лиги арабских государств в Заявлении, которое сегодня приняли. Подчеркиваю, что Россия приветствует любые конструктивные идеи, в том числе идеи Лиги арабских государств о создании условий для справедливого решения конфликта на основе международного права, и в том числе на основе прав национальных меньшинств и в том, что касается сферы безопасности, законных интересов безопасности каждого государства.
В нынешних условиях по-другому звучит тема Украины. В 2019 г. еще ни Канцлер Германии А.Меркель, ни Президент Франции Ф.Олланд, ни Президент Украины П.А.Порошенко не признались публично, что они плевать хотели на Минские договоренности. Нужно было подписать эту «бумажку» и утвердить ее в Совете Безопасности ООН, только для того, чтобы выиграть несколько лет для накачивания Украины оружием. В 2019 г. мы это уже подозревали. Но с тех пор уже были даны публичные, добровольные, признательные показания.
Говорили о том, что и в случае с Украиной, и в случае с Ближним Востоком наблюдаются тенденции, когда Соединенные Штаты считают себя в праве узурпировать, монополизировать любые внешнеполитические процессы, в результате которых они несут в тот или иной регион разруху, подрыв государственности, как это произошло, скажем, с той же Ливией. Сотни тысяч жертв среди гражданского населения, упадок в социально-экономической сфере и огромные потоки беженцев. Это результаты многочисленных авантюр, устраиваемых Соединенными Штатами на Ближнем Востоке. Их цель заключается только в том, чтобы поставить на место, как они считают, государства, чьи правительства осмеливаются проводить независимую политику в своих национальных интересах.
В этом смысле природа того, что сейчас наблюдаем на Ближнем Востоке, и того, что происходит на Украине схожа. Убеждены, что и там, и там справедливость восторжествует.
Что касается Ближнего Востока, этот кризис (если говорить о каких-то позитивных выводах) до предела обострил проблему создания палестинского государства. Сегодня мы были едины в том, что эту задачу необходимо выполнить как можно скорее. В противном случае эти вспышки насилия будут продолжаться.
К сожалению, слышим сегодня много слухов, сообщений каких-то анонимных источников о том, что наши западные коллеги во главе с США опять вынашивают какие-то келейные проекты, цель которых как-то успокоить ситуацию, но не допустить объединения сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Тем самым, по сути дела, воспрепятствовать созданию палестинского государства и отложить всё это на потом. Главный вывод из нынешней ситуации на мировой арене, которую мы разделяем с друзьями из Лиги арабских государств, что это приглашение к очередному кризису, конфликту. Решение Совета Безопасности ООН о создании палестинского государства необходимо начать выполнять незамедлительно. Конечно, после того, как нам удастся общими силами прекратить нынешние боевые действия и решить гуманитарные проблемы.
Фактически вещи, о которых мы сейчас говорим, показывают обострившееся понимание в мире о том, что многополярность – это не чья-то прихоть, не какие-то «правила», на которых должен основываться миропорядок согласно Вашингтону и его союзникам, а объективный исторический процесс. По сравнению с 2019 г. понимание неизбежности этого процесса, углубилось и расширилось во всем мире, в том числе и в регионе Ближнего и Среднего Востока, Севера Африки. Если говорить о Лиге арабских государств, видим, как эта структура реально становится неотъемлемой частью этого многополярного мира, одним из столпов полицентричности.
Вопрос (перевод с арабского языка): Как Вы оцениваете результаты этого Форума? Как Вы видите роль Марокко в этой сфере, особенно стратегическое видение Марокко в отношении Африки?
С.В.Лавров: Уже полчаса говорим об оценках нынешнего форума. Это прекрасно организованное мероприятие. Мы его долго готовили. Сначала вмешалась пандемия. Потом искали обоюдоприемлемые даты. Все были едины в том, что Марракеш – это согласованное место встречи. В итоге так и произошло. Как у нас говорят, нет худа без добра.
Дополнительное время, которое выпало для подготовки форума, позволило сделать его результаты весьма качественными. Имею в виду Совместное заявление и План действий, который действительно содержит абсолютно четкие, конкретные направления дальнейшей работы. Должны это еще раз подчеркнуть (об этом говорили все участники нашего заседания), что марокканское председательство проделало огромную работу. Это войдет в историю отношений России и Лиги арабских государств. Может быть даже, если сейчас никто не против, назовем принятое заявление «Декларацией Марракеш».
Насчет «ворот» в Африку. Марокко – один из наших ведущих торгово-экономических партнеров. С марокканцами и со многими другими членами Лиги арабских государств развиваем проекты, имеющие потенциал регионального охвата. На завершающей стадии обсуждения тема создания российской промышленной зоны в Египте, в зоне Суэцкого канала. Этот проект тоже нацелен на то, чтобы иметь региональное измерение. Мы за то, чтобы было как можно больше проектов, касающихся не только двусторонних связей, но и создающих такой региональный фундамент для укрепления, в том числе и позиций наших друзей в этом регионе.
Вопрос (перевод с арабского языка): Какова роль Египта и Катара в ближневосточном урегулировании? Что думаете о сегодняшнем заседании ООН? Заблокируют ли США резолюцию?
С.В.Лавров: Отвечая на предыдущий вопрос, я уже сказал, что мы надеемся, (имею в виду всех присутствующих здесь членов Российско-Арабского Форума сотрудничества), что Совет Безопасности ООН все-таки осознает свою ответственность за то, чтобы возвысить голос, и, используя свою компетенцию и весьма широкие полномочия для того, чтобы прекратить кровопролитие и перейти к установлению режима прекращения огня и решению гуманитарных вопросов. Там действительно катастрофа.
Говорю, что надеюсь, что Совет Безопасности ООН сможет принять такое решение, потому что, как Вы правильно сказали, Соединенные Штаты уже пару раз, применяя вето или другими методами, не пропускали резолюции, нацеленные на прекращение огня, или хотя бы на гуманитарное прекращение огня. С точки зрения международного права, там есть нюансы.
Мы находимся на постоянной связи с нашими представителями в Нью-Йорке. Сейчас там еще не наступило утро. Голосование назначено на сегодня. Посмотрим, что произошло за то время, пока здесь и в Европе была ночь.
Вы упомянули о новой инициативе, которая сегодня неожиданно прозвучала при катарском посредничестве. Я так понимаю, что в Катаре были представители Администрации Дж.Байдена и израильского правительства. Вдруг прозвучало предложение о новой гуманитарной паузе (это самый слабый термин) на неделю для того, чтобы обменяться еще каким-то количеством заложников и лиц, находящихся в заключении.
Так совпало, что Совет Безопасности ООН рассматривает соответствующий вопрос уже несколько дней. Не исключаю, что наши американские коллеги придут сегодня в Нью-Йорк на заседание Совета Безопасности и скажут, что есть хорошее предложение о гуманитарной паузе на неделю, и предложат не принимать резолюцию. Надеюсь, что этого не произойдет. И у них все-таки есть осознание своей ответственности. Однако я не исключаю такого варианта.
Будем добиваться того, чтобы международное право было в основе всех действий, предпринимаемых для преодоления этого катастрофического кризиса и перехода к решению гуманитарных проблем, а затем, не затягивая, к созыву конференции либо какого-то другого форума, где надо решать вопрос о создании палестинского государства на основе имеющихся решений ООН.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs