Агентство Bloomberg сообщает, что к середине декабря, в преддверии саммита ЕС, Еврокомиссия планирует представить «план по использованию» активов Центрального Банка РФ, замороженных в странах Евросоюза после февраля 2022 года. Заявления о желании или намерении направить эти средства, или их часть, «на восстановление Украины», звучат на Западе с весны 2022 года. Однако на пути реализации подобных «идей» существует множество юридических и политических препятствий.
После начала Специальной военной операции на Украине, США, Великобритания, Канада, Япония и Евросоюз заморозили золотовалютные резервы (ЗВР) РФ, находившиеся в их юрисдикциях. В марте 2022 года министр финансов РФ Антон Силуанов оценил размер замороженных Западом российских активов в сумму «около 300 млрд долларов». При общем объеме ЗВР «около 640 миллиардов долларов».[i] По состоянию на сентябрь этого года, Bloomberg оценивало объем арестованных российских резервов в 311 млрд долларов. Арестованные активы российских частных лиц и компаний оценивались агентством в 19 млрд евро. Чуть менее 9 млрд долларов частных средств арестованы в Швейцарии.[ii] Тогда же Минфин США оценил общий объем арестованных активов Российского государства в 280 млрд долларов, отметив, что единолично Вашингтон может, в теории, конфисковать порядка 5 млрд долларов средств российского происхождения. По данным Еврокомиссии, на начало декабря речь идет о 211 млрд евро, арестованных в странах ЕС, большую часть которых составляют активы ЦБ.
Уже весной 2022 года зазвучали предложения использовать арестованные российские активы, «тем или иным образом», для «оказания помощи Украине». В середине мая 2022 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС «ищет возможности использовать эти активы для восстановления Украины». В общих чертах идею использовать арестованные активы и имущество российских бизнесменов для финансирования Киева поддержал и президент США Байден.
Конфискация средств частных лиц, внесенных в санкционные списки западных стран, юридически представляет собой давно отработанную схему, а политических рисков для себя инициаторы, судя по всему, не видят. В декабре прошлого года Сенат США проголосовал за поправку к закону о госбюджете, которая разрешает передавать имущество российских предпринимателей, конфискованное властями США, «для гуманитарной и военной помощи Украине».[iii] В январе нынешнего года эксперты РСМД указывали, что власти Канады «уже приступили к процессу ареста и конфискации активов бизнесмена Романа Абрамовича», который попал под санкции этой страны в марте 2022 года. Оттава собиралась конфисковать 26 млн долларов, и затем «использовать средства для восстановления Украины». В феврале нынешнего года генеральный прокурор США Гарланд объявил, что активы российского бизнесмена Константина Малофеева на сумму в 5,4 млн долларов, арестованные в США, будут переданы «на нужды Киева».
На начало сентября нынешнего года, по данным американского телеканала CBS, власти США «конфисковали или способствовали изъятию» активов российских частных лиц на сумму до 1 млрд долларов «по всему миру». Первый заместитель министра юстиции — генерального прокурора США Лиза Монако заявила CBS, что федеральное правительство «работает с Конгрессом, чтобы получить разрешение на использование этих средств на пользу народа Украины». Наконец, в начале декабря еврокомиссар по юстиции и верховенству права Дидье Рейндерс заявил СМИ, что в ЕС «обсуждается потенциальная возможность конфисковать, по решению суда, частные российские активы, если будет доказано, что их владельцы обходят санкции Евросоюза». Речь идет о части сумы в 28 млрд евро, в которую Рейндерс оценил объем средств частных лиц из РФ, арестованных в ЕС.
Иное дело – активы государства. В июле The Economist отмечал: политические спекуляции относительно возможности конфискации арестованных активов РФ, упираются в те положения международного права, согласно которым подобные шаги возможны лишь по решению Совета безопасности ООН, вердикту Международного Суда ООН или на основании соглашения о репарациях по итогам военного конфликта. Во всех случаях «для положительного решения вопроса» понадобиться согласие России.
Односторонний же арест российских госактивов стал бы явным нарушением международного права. Государства обладают иммунитетом от правовой юрисдикции других стран и от экспроприации их собственности для погашения долгов. Согласно международному праву, санкции в отношении России допустимы только как средство побудить ее к иным действиям. Простая конфискация активов вышла бы за рамки того, что позволяют глобальные уложения. «Положения о контрмерах содержат тонкий баланс между тем, что государствам должно быть позволено делать для защиты себя и своих прав, и [не допущением] риска злоупотреблений, особенно со стороны могущественных государств», цитирует издание специалиста по международному праву из Кембриджа. Доктрина контрмер предполагает, что арест активов государства носит временный, по возможности обратимый характер, и выступает в качестве средства «изменения поведения, а не наказания».
В октябре в парламенте Канады сенатором Ратной Омидвар (Ratna Omidvar) была предложена поправка к Закону об особых экономических мерах (Special Economic Measures Act (SEMA)), предполагающая разрешить конфискацию активов российского государства «для целей восстановления Украины».[iv] Закон об особых экономических мерах, принятый в 1992 году, разрешает Канаде вводить односторонние санкции, «направленные непосредственно против иностранных государств». С самого начала в качестве одного из оснований для санкций рассматривалось «серьезное нарушение международного мира и безопасности, которое привело или, по всей вероятности, может привести к серьезному международному кризису».[v]
Проект «плана Еврокомиссии» ставит гораздо более «скромные» цели: он касается т.н. «непредвиденной прибыли от активов российского ЦБ, замороженных в Евросоюзе», которая, по данным агентства Bloomberg, составит к концу 2023 года порядка 3 млрд евро. «Непредвиденной», поскольку источником прибыли стало изменение процентных ставок ЕЦБ, которое привело к росту доходности размещенных депозитов до 4% годовых. При этом авторы признают, что решения для «некоторых вопросов» еще не найдено, а окончательный вариант инициативы не окажет влияния на налоговое законодательство государств, входящих в ЕС.
Когда первые детали данного «плана» стали известны в сентябре, его поддержала и министр финансов США Джанет Йеллен. Тогда же, бельгийский премьер-министр де Кроо дал украинским властям обещание передать 1,7 млрд евро, «полученных в виде налогов на доходы от замороженных российских активов». В Бельгии расположен депозитарий Euroclear, на счетах которого находится львиная доля замороженных активов российского ЦБ, оцениваемая в сумму порядка 180 млрд евро. Активы продолжают приносить доход, который, по мнению сторонников использования такой «схемы», мог бы облагаться налогами по повышенной ставке – достигающей 100 процентов. Позднее, однако, стало известно, что и Бельгия, и Люксембург, где находится еще один клиринговый центр, в котором в настоящее время хранятся замороженные российские активы, Clearstream, хотят получить от ЕС и G7 гарантии того, что им не придется нести все юридические и финансовые риски, связанные с таким беспрецедентным шагом.[vi]
В Евросоюзе, предложение ввести налог на замороженные российские активы, по прежнему вызывает возражения юридического и финансового характера со стороны ряда государств. Споры среди стран-членов продолжаются уже больше года. И хотя формат «ввести налог на доходы частных фирм, владеющих замороженными российскими активами» считается «наиболее обоснованным юридически», ведущие страны ЕС, включая Германию, Францию и Италию, а также Европейский центральный банк, требуют, для начала, разработать документ, «гарантирующий юридическую чистоту подобных мер и не ставящий под угрозу финансовую стабильность».
ЕЦБ, в частности, полагает, что даже использование процентных поступлений от замороженных активов может побудить другие центральные банки «отвернуться» от евро, особенно если ЕС будет действовать в одностороннем порядке без других стран G7. Последствия могут быть существенными: это перевод резервов из активов, номинированных в евро, увеличение стоимости заимствований для европейских компаний, диверсификация торговли. А аналитики Bank of America недавно отметили в своем отчете, что конечным итогом превращения доллара США в санкционное оружие может стать утрата его позиций в качестве главной мировой валюты.[vii]
Чтобы «разделить ответственность», ЕС согласовал предлагаемые меры с «Большой семеркой». В июле G7 выпустила заявление, согласно которому активы РФ будут заморожены «до тех пор, пока Россия не возместит ущерб, нанесенный ею Украине». В конце октября нынешнего года, в ходе саммита США – ЕС, было выпущено совместное заявление, согласно которому «США и Евросоюз в рамках помощи Украине в краткосрочной перспективе изучат возможность передачи ей доходов частных компаний от замороженных российских активов».[viii] Те, кто критикует ЕС и «Семерку» «за медлительность» уверены, «что любой репутационный ущерб уже нанесен». Реалисты, в свою очередь, указывают, что если инвестирование арестованных активов ЦБ РФ принесет убытки, возмещать потери придется из карманов европейских налогоплательщиков.
В начале декабря Испания, занимающая место председателя ЕС на основе принципа полугодовой ротации, предложила рассмотреть, по данным Politico.eu, своего рода «расширенную версию» «плана Еврокомиссии». Мадрид полагает, что прибыль от конфискованных активов ЦБ РФ составит 15-17 млрд евро до конца 2027 года. В связи с чем предлагается направить эти деньги Украине, частично заменив ими ассигнования, изначально предназначенные для этих целей в бюджете ЕС. Именно таким образом инициативу испанских властей интерпретировали некоторые анонимные источники Politico, знакомые с ходом предварительного обсуждения. По их словам, ряд стран ЕС с ходу отвергли предложение, утверждая, что подобная «схема» существенно затормозит финансовую помощь Киеву.[ix]
Осторожность действующих европейских политиков и чиновников вполне объяснима. Евросоюз пытается сохранить в глазах незападных стран остатки репутации одного из «полюсов» «работы по правилам» и юридического порядка. Есть и геополитические соображения. Во-первых, политики и юристы на Западе опасаются, что, конфисковав прямо сейчас госактивы РФ, США и ЕС утратят «последние потенциальные рычаги влияния» на политику Москвы на украинском направлении. Во-вторых, принцип неприкосновенности государственных активов защищает, к примеру, крупнейшую страну ЕС, Германию, от исков жертв нацистской оккупации. Десять лет назад Международный суд ООН постановил, что итальянские и греческие суды не могут присуждать истцам по таким делам активы немецкого правительства. Маловероятно, что Германия согласится на подрыв государственного иммунитета.
Разительный контраст между решительностью заявлений Вашингтона и Брюсселя и нарочитой осторожностью их практических шагов по вопросу арестованных активов ЦБ РФ, отражают ряд тенденций. Во-первых, речь идет о явном кризисе политики санкций, который признают даже западные наблюдатели. Во-вторых, решительная, жесткая и последовательная реакция России в ответ на арест ее активов способствует серьезным изменения в мировой финансовой системе. Москва с самого начала рассматривает заморозку активов как незаконную. В конце мая 2022 года, Президент России Владимир Путин назвал действия Запада «воровством чужих активов».[x]
В свою очередь, всё больше стран мира выражает неприятие политики США и Евросоюза, основанной на бесконечных угрозах «отключить» «провинившихся» от западных финансовых механизмов и ресурсов. На Западе уже сложилась своего рода «санкционная индустрия», которая требует все новых и новых репрессивных мер. Не удивительно, что идея отменить долларовый или евро «рубильник» вызывает в мире растущий интерес. В таких условиях, даже попытка институционализации присвоения активов Российской Федерации может стать «последним гвоздем» для западоцентричной международной финансовой системы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.rbc.ru/economics/13/03/2022/622dd6ee9a7947081b63341c
[ii] https://www.reuters.com/world/europe/swiss-have-frozen-88-bilion-russian-assets-2023-12-01/
[iii] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64f523b59a79478d369d4c19
[iv] https://publications.gc.ca/collections/collection_2023/sen/YB441-278-1.pdf
[v] https://international-review.icrc.org/sites/default/files/reviews-pdf/2023-06/IRRC_916-917_RU_105-118_Interview_with_Elissa_Golberg.pdf
[vi] https://www.politico.eu/article/belgium-afraid-to-go-it-alone-on-seizing-russian-assets-profits/
[vii] https://internationalbanker.com/news/why-attempts-to-divert-frozen-russian-assets-could-seriously-damage-the-wests-credibility/
[viii] https://www.consilium.europa.eu/media/67448/us-eu-statement-final.pdf
[ix] https://www.politico.eu/article/plan-use-frozen-russian-assets-fund-ukraine-in-disarray/
[x] https://www.rbc.ru/politics/26/05/2022/628f5d879a7947b18342c982
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs