ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Призрак Судного дня: новый виток израильско-палестинского конфликта

23:38 09.10.2023 • Алексей Большаков, корреспондент

7 октября Израиль подвергся беспрецедентной по масштабу ракетной атаке из сектора Газа. Кроме того, бойцы ХАМАС после массированных ракетных ударов проникли в приграничные районы на юге Израиля. Военное крыло палестинского движения ХАМАС объявило о проведении операции «Потоп Аль-Аксы» против Израиля. Армия обороны Израиля сообщила о начале операции «Железные мечи» против ХАМАС в секторе Газа. Израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху в обращении к нации заявил, что страна находится в состоянии войны, и сообщил, что приказал провести широкую мобилизацию резервистов. Израильские военные ведут зачистку населенных пунктов на юге страны.

Об актуальной ситуации на Ближнем Востоке шла речь на круглом столе, на котором выступили известные отечественные востоковеды.

Чрезвычайный и Полномочный Посол, аналитик Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России Вениамин Попов заявил, что вторжение движения ХАМАС в Израиль произвело подобие «политического землетрясения» для Ближнего Востока. По его мнению, лидеры еврейского государства не были готовы к подобным событиям. Дипломат также отметил, что Израиль накануне вторжения оказался на гране гражданской войны.

«Практически каждую неделю в стране проходили антиправительственные демонстрации. Более 50% граждан страны не одобряют действий нынешнего руководства страны, а именно, служб безопасности и военных», — подчеркнул Попов.

Он также прокомментировал высказывания лидеров движения ХАМАС относительно методов их борьбы.

«Лидеры и пропагандисты ХАМАСа ссылаются на резолюцию Генеральной ассамблеи ООН №3743, в которой говорится о том, что борцы за освобождения от колониальной власти имеют право на любые методы. Это очень важно», — сказал Попов.

Эксперт также подчеркнул всю важность палестинского вопроса в контексте мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

«Ближний Восток уже не будет прежним. Ситуация драматически поменяется в скором времени. Эти события еще раз показывают, что палестинский вопрос является центральным на Ближнем Востоке. Без решения данной проблемы мира не будет. ХАМАСовцы показали это очень наглядно», — добавил он.

Дипломат также отметил, что новая расстановка сил на Ближнем Востоке связана не только с ослаблением позиций Израиля, но и с уменьшения влияния США.

«Американцы сразу же заявили, что готовы поддержать Израиль всеми имеющимися средствами, в основном вооружением. Главное, что они направили авианосную группу. Американцы боялись, что Израиль может «рухнуть», — сказал Попов.

Он также сказал, что события в Израиле помогут Китаю и России укрепить свои позиции в регионе.

«Китай сумел померить Саудовскую Аравию и Иран. После этого атмосфера в зоне Персидского Залива радикально изменилась. А Россия всегда выступала за то, что на Ближнем Востоке мир не придет без образования Палестинского государства. Не случайно сразу после вторжения в Москву прибыл первый секретарь Лиги Арабских Государств.

«Необходимы политические условия для спокойного, мирного урегулирования, которые бы устраивали все стороны конфликта. Если из данного конфликта не сделают правильных выводов, то через несколько лет подобное может повторится», — подчеркнул дипломат, добавив, что страны-члены БРИКС могут стать посредниками в урегулировании палестинского конфликта.

«Роль посредников в палестинском конфликте могли бы взять на себя государства БРИКС. Надо также добавить и Соединенные Штаты как главного покровителя Израиля. А вот Европейский союз там необязателен. Европейцы исполняют волю Вашингтона. Мы это видели на украинском треке», — заключил Попов.

Научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Людмила Самарская заявила, что в случае проведения наземной операции против ХАМАС в секторе Газа Израиль столкнется с проблемой контроля над анклавом.

«Есть сценарий потенциальной наземной операции в секторе Газа, но он несет множество рисков. О нем говорят, как о наиболее вероятном варианте, но не факт, что Израиль решит это делать, потому что это может быть очень надолго, будет стоить множества жизней и ресурсов», - сказала она.

Эксперт также отметила, что в случае если Израиль ограничится лишь воздушными ударами, то встает вопрос: каких целей будет добиваться правительство государства.

«Заявляется цель о ликвидации лидеров движения ХАМАС. Однако, что делать с этой территорией дальше? Если Израиль «не входит», то контроль остается за палестинкой администрацией? Если Израиль «входит», то что будет с населением? Будет ли это состояние оккупации? В таком случае очень остро встает вопрос прав населения. Вряд ли Израиль будет готов предоставить им равные права», — сказала Людмила Самарская.

Сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН, научный сотрудник Института прикладных политических исследований Армении Сергей Мелконян считает, что США ограничатся лишь военной помощью Израилю и не будут напрямую участвовать в боевых действиях.

«Есть три формата оказания помощи. Во-первых, создание сдерживающих механизмов от вовлечения третьих сторон в конфликт. Речь идет о ливанской группировке Хезболла. Во-вторых, оказание моральной поддержки. В-третьих, оказание материально-технической поддержки. Сейчас Израиль готовится к затяжному конфликту. В этом смысле поддержка союзников является архиважной», — отметил эксперт.

По его мнению, операция в Секторе Газа может занять несколько месяцев.

«Риск того, что Израиль увязнет в Секторе Газа, очень высок. Последняя широкомасштабная операция была в 2014 году, когда удалось мобилизовать 80 тысяч резервистов. Сейчас, за последние 48 часов удалось мобилизовать более 300 тысяч резервистов. Это может спровоцировать новых акторов для вступления в конфликт. Речь идет об организации Хезболла», — добавил Мелконян.

Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев заявил, что армия обороны Израиля (ЦАХАЛ - прим.ред.) оказалась не готова к войне против движения ХАМАС.

«Ранее армия Израиля использовалась для военных операций либо на границе страны, либо на территории Сектора Газа. Сейчас же ситуация для ЦАХАЛа оказалась намного хуже: война идет на израильской территории при широкой поддержке со стороны местного населения, существует множество «спящих ячеек». В то время как палестинцы очень внимательно изучали украинский опыт, армия обороны Израиля этим не занималась. Например, широкое применение дронов. Это все украинский опыт», — отметил эксперт.

Он также подчеркнул, что израильские танки «Меркава» не отвечают реалиям современной войны.

«Танки Leopard 2 или Abrams, как и израильская «Меркав»а слабо защищены сверху. Получается, что кумулятивной гранатой с дешевого БПЛА можно уничтожить дорогостоящий танк «Меркава». Это показывает, что ЦАХАЛ оказался не готов к войне в нынешних условиях», — сказал Евсеев.

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения Борис Долгов заявил, что Нынешнее обострение палестино-израильского конфликта является яркой иллюстрацией изменения баланса сил в регионе с ослаблением позиций США.

«В июле прошлого года президент США Джо Байден приезжал в Саудовскую Аравию на саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Там были вопросы по поводу увеличения производства нефти, но, в том числе, был вопрос, который давно будируется со стороны США – о создании так называемого арабского НАТО… После восстановления отношений между Саудовской Аравией и Ираном этот план рухнул полностью, изменился баланс сил. То есть – усиление Китая безусловное, тенденция к консолидации арабо-мусульманского мира, что сейчас мы наблюдаем. Это усиление роли и влияния Сирии, поскольку Сирия вернулась в Лигу арабских государств… Эта ситуация изменила баланс сил в регионе в позитивном плане для арабо-мусульманских государств. Усиление консолидации арабо-мусульманского мира, и ослабление позиций США безусловно», – полагает эксперт.

В этой связи он подчеркнул, что атака ХАМАС на территорию Израиля произошла в русле этой консолидации арабо-мусульманского мира, повышения роли Сирии, которая фактически становится региональным центром силы на Ближнем Востоке.

«Безусловно, без решения палестинской проблемы невозможен мир на Ближнем Востоке. Но решить палестинскую проблему очень сложно. Начнем с того, что нет единства в палестинском национальном движении. Есть движение ХАМАС – это религиозное, исламистское движение. Есть Западный берег реки Иордан, где руководит Махмуд Аббас, и где движение ФАТХ руководит этой территорией фактически. Возможно, эта операция ХАМАС как-то подвигнет все палестинские организации на большую тенденцию к соединению своих интересов, к единству», – отметил он.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати