ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Париж - Берлин - Вашингтон: Румыния как объект конкуренции

11:14 13.09.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Румыния стремится стать лидером Юго-Восточной Европы в рамках стратегии НАТО по сдерживанию России и тем самым становится объектом конкуренции между ведущими европейскими державами.

Традиционно румынское государство ориентируется во внешней политике на латинскую Европу (Францию, Италию, Испанию, Португалию). Позиционируя себя как наследницу Древнего Рима, Румыния в XIX в. старалась с опорой на эти страны выйти из географической и политической изоляции, чтобы встать вровень с остальной Европой. Сегодня главным опекуном Румынии являются США, но на европейском уровне наблюдается негласная конкуренция между Францией и Германией за влияние на Бухарест (1).

На юго-востоке Румынии базируются немецкие военнослужащие, участвующие в миссии по охране румынского воздушного пространства и входящие в состав многонациональной группировки НАТО. Французские военные входят в состав батальонной группы НАТО, которой руководит Париж.

Исторически сложилось так, что Румыния является признанным союзником и для Парижа, и для Берлина, и в обоих вариантах геополитически служила преградой на пути из России в Европу, перерезая ось Москва - Белград и разделяя русских и сербов, которых называют "малыми русскими", по разные стороны "санитарного кордона", сооружаемого Западом между Россией и Европой (2).

В наше время франко-германское соперничество за влияние на Румынию обусловлено неудачами французской политики в Африке. Ареал французского присутствия на Чёрном континенте сжимается и можно со значительной долей вероятности прогнозировать, что продолжит сжиматься далее ввиду несоответствия африканской политики Парижа нарождающимся геополитическим тенденциям в регионе, как то - повышение роли африканских государств на международной арене, переход к многополярному мироустройству, желание африканцев развивать сотрудничество с неевропейскими державами (Россия, Китай, Индия, Турция).

Контроль над Африкой нужен Парижу для того, чтобы, не считая доступа к дешёвым ресурсам, обосноваться на т.н. "южных рубежах Европы" - в зоне Сахеля, разделяющей материк пополам от Атлантического побережья до Красного моря. Присутствие в зоне Сахеля превращает Париж во влиятельного международного игрока и позволяет обезопасить Средиземноморье от потенциальных угроз, которые могут исходить из Африки. Но поскольку французы откатываются из Африки назад в результате роста антифранцузских настроений в ЦАР, Габоне, Нигере, Буркина-Фасо, слабеет и опосредованный контроль Франции над средиземноморским побережьем Африки. Это грозит углублением сотрудничества Африки с теми, кого Париж считает своими геополитическими соперниками, в том числе, с Россией.

Алжир (бывшая французская колония) уже вышел на позиции основного партнёра российского ВПК в Северной Африке. Присутствие России в Сирии тоже не устраивает Париж, т.к. означает присутствие России в Средиземноморье. Париж хочет отойти на "вторую линию обороны" и на ней закрепиться. Таковой выступает Чёрное море. Закрепившись в Румынии, Франция надеется ограничить свободу действий России в Чёрном море и, тем самым, не допустить наращиванию российского присутствия в Средиземном море.

При этом «закупорить» Россию в черноморской акватории без участия Турции и кардинального пересмотра действующих международных норм, касающихся мореплавания, невозможно. Анкара не стремится к прямому конфликту с Москвой и Парижу не стоит надеяться на быструю реализацию своей черноморской стратегии. И там это понимают. Зато можно не сомневаться в готовности Румынии подыграть Франции.

Бухарест поддерживает Париж на внешнеполитическом треке в связи с событиями в Нигере (3). Развитие румынских ВМС происходит при содействии французских специалистов. Франция остаётся для Румынии главным потенциальным поставщиком современных подлодок Scorpene. Везде, где отсутствует расхождение во взглядах Парижа с Вашингтоном, Румыния выступает его помощником, не опасаясь нарушить стратегические планы США.

Вашингтону в долгосрочной перспективе выгоднее переориентировать Бухарест на Париж, а не Берлин. Германия - континенталистская держава и в будущем, когда случится смена власти, может пойти по пути оздоровления отношений с Россией. Франция обладает дуальной геополитической природой и из-за соперничества с Россией в Африке будет придерживаться антироссийского курса. Поскольку Москва уходить из Африки не собирается, а французская геополитика твердит, что без Африки Франция перестанет быть великой. Учитывая этот геополитический тезис на скорое улучшение российско-французских отношений надеяться не стоит. 

А Бухарест, в свою очередь, пользуется моментом, кидаясь в объятия сразу трёх союзников - США, Франции и Германии.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

  1. german-foreign-policy.com/news/detail/9339
  2. Милошевич, Зоран "Геополитика. Взгляд с Балкан" (Санкт-Петербург, Арт-Экспресс, ЛИТО "Свежий взгляд", 2023)
  3. https://www.defenseromania.ro/junta-militara-din-niger-acuza-franta-ca-pregateste-o-agresiune_624479.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати