Визит президента России Дмитрия Медведева в Туркменистан и его переговоры с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым - важное событие. Стороны констатировали «примерно одинаковые» оценки европейского рынка потребления: «в ближайшие три-четыре года он будет расти очень небольшими объемами. В связи с этим нам представляется тяжелым в ближайшие годы увеличивать экспортные поставки в Европу», - отметил вице-премьер РФ Игорь Сечин.
А это в свою очередь означает, что серьезного увеличения закупок туркменского газа Россией в ближайшее время не будет. Как заверил И. Сечин, Газпром исполнит обязательства в рамках действующего контракта и закупит в этом году 10-12 млрд. куб. м. В прямой зависимости от европейской газовой конъюнктуры оказалась и договоренность отложить строительство Прикаспийского газопровода. РФ и Туркмения не замораживают проект навсегда и «будут иметь в виду все договоренности в области газового сотрудничества, но приоритеты будут определяться рыночной ситуацией». По словам И.Сечина, такая позиция нашла понимание у руководства Туркмении.
Безусловно, конъюнктурные преграды на пути газового сотрудничества двух стран не могут длиться вечно. Поэтому подтверждение стратегического характера взаимодействия в газовой сфере стало лейтмотивом заявлений, сделанных в ходе переговоров. Синхронизация визита российского президента с вводом в эксплуатацию газопровода Центральные Каракумы – Россия, который будет доставлять газ с группы месторождений Зякли - Дарваза в Центральных Каракумах в магистральный газопровод «Средняя Азия - Центр», подчеркивает долгосрочный характер российско-туркменских связей и взаимную заинтересованность сторон. Ввод нового газопровода означает увеличение туркменских экспортных мощностей еще на 5 млрд. куб. м газа в год.
Консенсус по проблеме сузившегося газового спроса в Европе снижает возможности поставок газа туда не только для России и Туркменистана, но и для любых других поставщиков. Именно так можно расценить данную Игорем Сечиным оценку возможностей строительства газопровода Nabucco: «Перспектив у Nabucco нет».
Ашхабад усиленно ищет выходы для своего газа помимо российского маршрута. Китай и Иран, видимо, не могут до конца удовлетворить туркменских поставщиков, поскольку никогда не дадут за газ цены, сравнимой с европейским уровнем. $165 и $170 за тыс. куб. м, получаемых от Китая и Ирана, заметно отличаются от цены, которую заявляет в Европе Газпром ($305). Отсюда и поиск Туркменией путей доставки собственного газа в сторону Европы. Для российского газового бизнеса это опасно тем, что маршрут через Каспий и Кавказ, совпадающий с трассой Nabucco, объективно короче, а значит, дешевле.
Однако существует проблема раздела Каспия, которая не позволяет осуществлять проекты переброски газа трубой по каспийскому дну. Не случайно в переговорах в Ашхабаде особый акцент был сделан на самодостаточности каспийских государств (Россия, Иран, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан) в вопросах определения статуса Каспийского моря. «Каспий – наше богатство, и именно пять государств отвечают за правовой режим, который существует и должен быть создан в отношении природных богатств этого региона», - подчеркнул Дмитрий Медведев. В том же ключе высказался и туркменский президент. Единодушие Москвы и Ашхабада в этом вопросе означает, что попыток прокладки трубы по дну Каспия не появится еще долго.
Сдержанно относясь к возможностям выхода туркменского газа в Европу, Москва столь же охотно готова способствовать экспортным усилиям Ашхабада на других направлениях. И здесь большое значение имеет начавшееся в ходе визита российского президента обсуждение участия России в транспортировке туркменского газа в Индию и Пакистан через территорию Афганистана. По словам И. Сечина, Газпром начал обсуждать с туркменскими властями возможность участия в проекте газопровода ТАПИ. Газпром готов участвовать в нем и как подрядчик, и как проектирующая компания, и как полноправный участник консорциума.
Труба Туркмения-Афганистан - Пакистан - Индия должна соединить с Пакистаном и Индией туркменское месторождение Довлетабад, запасы которого оцениваются в 1,7-4,5 триллиона куб. м газа. Проект поддерживается Азиатским банком развития (АБР). Общая протяженность ТАПИ, по оценкам, составит 1680 километров, а пропускная способность - до 30 млрд. куб. м газа в год. Оценочная стоимость проекта - $4 млрд.
Общим итогом визита Д. Медведева в Туркменистан можно считать своевременный и честный обмен мнениями по проблемам газового сотрудничества, который позволит развеять взаимные обиды и недопонимание, наметить пути продвижения вперед. Свою нынешнюю неспособность удовлетворить экспортные запросы Туркменистана Россия готова компенсировать серьезными инвестициями в другие проекты, даже такие рискованные, как проект газопровода ТАПИ. В то же время Москва в очередной раз выразила свое твердое намерение не допустить участия туркменского газа в наполнении Nabucco, планируемого в обход России. Сделан очередной ход в сложной многолетней партии за контроль над каспийскими углеводородными ресурсами, во многом определяющими соотношение сил на всем евразийском газовом рынке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs