ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Об украинской нации и ее проблемах

10:52 20.07.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Мучительный процесс построения украинской нации как самодостаточной этнополитической общности порождает сумасбродные юридические инициативы, вызванные отсутствием общей устойчивости украинской государственности.

Петиция с требованием ввести уголовное наказание сроком до восьми лет за оскорбление граждан, "которые признают свою принадлежность к украинской нации", зарегистрирована на сайте президента Украины и ожидает необходимые 25 тыс. голосов для её рассмотрения. Признаем, что оскорблять национальное достоинство любого народа – дело недостойное и неприемлемое.

При этом вне зависимости от того, наберёт ли сия инициатива нужное количество сторонников или нет, национальный вопрос на Украине не теряет актуальности. В петиции верно указано: понятие "украинская нация" юридически не оформлено, и потому в тексте использована формулировка "граждане, которые признают свою принадлежность к украинской нации".

Понятие "украинская нация" лишено юридического наполнения, потому что оно лишено стабильных критериев, по которым определяется принадлежность человека к ней. Взятый властями самостийной Украины курс на создание политической нации привёл к тому, что с формальной точки зрения все обладатели украинского гражданства вне зависимости от их национальности считаются украинцами. Киев надеялся, что это ускорит процесс украинизации многонационального населения, доставшегося Украине от Советского Союза.

В итоге были выработаны политические рамки данного процесса, но его этническая составляющая до сих пор полностью не оформилась. Нет исчерпывающего ответа на вопрос: кого считать украинцем? Того, кто разговаривает по-украински? Но по-украински разговаривают и в приграничных регионах России, и немалая часть такого населения при этом не считают себя украинцами. Тех, кто разговаривает по-украински и проживает на Украине? Но там проживают и по-украински разговаривают этнические русские, румыны, поляки, евреи, словаки и т.д. 

Считать ли украинцами тех, кто говорит по-русски? Часть носителей русского языка называют себя русскоговорящими украинцами. Значит, украинская нация как минимум двуязычна? Но все законы Украины это отрицают и определяют украинский язык единственным официально признаваемым маркером украинской государственности и идентичности. Следовательно, русскоязычный гражданин Украины, определяющий себя как украинца, это неправильный украинец? За оскорбление какой части собственно украинской нации угрожает вышеупомянутая петиция: украиноязычной, русскоязычной или обеих? Русскоязычную часть украинских граждан оскорбляют на протяжении всей украинской самостийности и без всяких юридических последствий. При этом по факту, уехавшие на Запад украинцы, как показывает практика, в своем большинстве разговаривают там на русском.

В нынешних реалиях священной коровой является исключительно украиноязычная часть украинской нации. Такой плеоназм - норма для Украины, потому что понятие "украинец" усилиями киевских властей насыщено, в первую очередь, политическим, а не этническим смыслом. Чтобы быть признанным украинцем, надо исповедовать конкретный набор политических убеждений, русофобию прежде всего.

С исторической точки зрения политическое украинство как явление появилось сравнительно недавно, пару веков назад, а народ на территории, которую сегодня называют Украиной, жил задолго до этого, пел приблизительно те же песни, говорил приблизительно на том же языке без нынешней вдалбливаемой националистической составляющей. Это говорит о том, что Украина без политического украинства – вполне возможное и исторически состоявшееся явление (2).

Но сегодня без этой идеологемы киевский режим не может существовать. Пропагандируемая им идея украинской нации - залог его политической карьеры и за оскорбление этого не состоявшего явления предлагают сажать в тюрьму на восемь лет. Поскольку такое понятие украинской нации не соответствует этническим и политическим реалиям украинского государства, насаждать это понятие приходится репрессивными мерами по образцу фашистской Италии.

В Италии в 20-х гг. установилась тоталитарная фашистская диктатура: оппозиционные партии были распущены, независимая пресса запрещена, противники режима арестованы либо бежали. Преследованием и наказанием инакомыслящих занималась специальная тайная линия. На Украине такая же обстановка, только диктатура имеет местные этнополитические  и националистические характеристики.

Расположенная на перекрестье русско-польского культурного влияния, Украина испытывает влияние обеих и под воздействием пропаганды  и навязанного геополитического курса выбирает одну из них, исходя не из культурной и исторической близости (иначе она всегда бы выбирала русскую культуру), а из политических симпатий и антипатий.

Через Польшу Запад внедряет в украинское общество выгодные ему русофобские смыслы. Это не может не повлечь за собой роста внутренней напряжённости в обществе, так как общество превращают в попугая в чужих перьях: получается - происхождение у украинцев русское, а окрас – польский.

Польский политик первой трети ХХ в. Роман Дмовский предсказывал самостийной Украине печальное будущее, поскольку "молодые народности... вследствие недостаточного запаса тех традиций, понятий и инстинктов, которые делают из людской массы народ, а также по причине недостаточного политического и управленческого опыта, часто сталкиваются с неразрешимыми для них проблемами, вступая на путь самостоятельного государственного существования... Русский народ, со своими историческими традициями и выдающимся государственным инстинктом...находил способ решать все эти вопросы. Новый украинский народ должен сразу отыскать свой способ справиться с этим заданием, и он очень быстро поймёт, что это выше его сил".

Когда из людской массы не получается сделать народ, из неё делают нацию. И, понимая шаткость такой конструкции, угрожают застенками любому, кто усомнится в её политической целесообразности.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

  1. https://lenta.ru/news/2023/07/13/petition/
  2. https://odnarodyna.org/article/dayosh-ukrainu-bez-ukrainstva
  3. Dmowski Roman Świat powojenny i Polska (M.Niklewicz, J. Załuska, 1931)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати