ГЛАВНАЯ > Дискурс

Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовом информационного и исторического фальсификата» 14-15 ноября 2022, Москва, Часть 2 (Окончание)

14:50 07.06.2023 • Валерия Булва,

Наталия Алексеевна Нарочницкая:

Ввод советских войск в Чехословакию в 1968 г. объясняется общей геополитической ситуацией. Советское руководство осознавало какой удар по имиджу могут нанести подобные меры. Однако другие факторы играли большее значение. В тот период сохранялись зоны ответственности, согласованные Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом. Это гарантировало отсутствие реальных ответных шагов со стороны НАТО (за несколько часов до начала операции НАТО получило о ней уведомление).

Немецкие группировки официально не входили в войска, вошедшие в Чехословакию. Однако немецкие граждане принимали участие в операции. Существуют отдельные свидетельства немцев, что создает определенные стереотипы в отношении их роли в событиях Пражской весны.

Сегодня русофобия особенно сильная в Чехословакии. Фоновое представление о России как о враждебном государстве создается с начала воспитания, с ранних детских лет. Негатив мгновенно нанизывается и закрепляется, а положительные аспекты рассматривается как случайность.

Отрицательные аспекты не надо скрывать. Им необходимо дать обстоятельное историческое объяснение, что позволило бы укрепить объективное представление о тех или иных событиях. Это касается и событий в Польше, и проблемы Курильских островов.

Армен Гарникович Оганесян:

Необходимо тщательно изучать первоисточники. В. Фалин был очень информированным человеком. То, что об этом сказал только Фалин не является основанием того, чтобы этот источник был отвергнут.

В.С. Зорин писал, что гарантий о нерасширении НАТО на Восток не было. Никто не принимал в серьез эти заявления. Сейчас признается, что это было.

В источниковедении мемуары не отвергаются только на основании того, что это личные предпочтения отдельного человека.

Конспирология стала ругательным словом. Как политического учения е нет, но она существует.

Необходимо проявлять тщательность и ответственность к использованию источников. Важно повышать качество исторической науки, чтобы она не отставала от вызовов времени.

Сергей Александрович Пешков, руководитель отдела сетевых технологий АРТКОМ-СМ:

Остро стоит проблема интерпретации. Антон Анатольевич Назаров сказал, что мы выступаем за единый подход к народному просвещению. Не пришло ли время создания единого учебника? Возможно следует ввести сдачу экзамена по истории для лиц, претендующих на замещение государственных должностей?

Виталий Товиевич Третьяков, журналист, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова, автор и ведущий программы «Что делать?» (телеканал «Культура»):

Сегодня идет перманентная война за историю. С 1985 г. мы терпим поражение в этой войне. Назрела потребность создания цифрового медиахолдинга, который, в частности, работал бы с тематикой фальсификации.

Введение уроков о важном в школе – это хорошая мера, но ее недостаточно. Урок проходит один раз в неделю по понедельникам, а затем школьник заходит в сеть или включает телевизор и видит контент, полностью противоположный тому, чему ему недавно учили. В связи с этим, необходимо начать работу с интерпретацией истории, не допускать развитие альтернативной истории. 90 % антирусского контента создано в России псевдоисториками. 

Невозможно создать совместный единый учебник русско-польской истории. Не могут две постоянно враждующие страны договориться о единых подходах.

Бессознательное искажение истории – это невежество. Однако в появлении невежд виноваты в том числе историки. На данном этапе мы проигрываем не только на Западе, но и внутри страны. Отсутствует историческое сознание у молодежи, они не чувствуют за собой историю. Они живут исключительно сегодняшним днем, не задумываясь о прошлом. У нас отсутствует концепция истории.

Требуется заняться собственной молодежью, средствами массовой информации. Институт всеобщей истории и институт российской истории РАН, все исторические вузы и факультеты необходимо перевести на военное положение.

Наталия Алексеевна Нарочницкая:

Один из аспектов проблемы – преподавательский состав. Современная молодежь учится преимущественно у тех учителей, которые получали образование в 1990-е гг. В те годы существовала инструкция изъять из образовательной программы все, что свидетельствует о поклонении прошлому.

Никогда не проходит бесследно искажение истории. Восстановление всегда имеет рамки. Невозможно выйти за рамка идеализации. Чем ближе к революции история, тем более искаженная картина. Без опорных пунктов национальной памяти нет цельного исторического сознание. Подлинное историческое национальное сознание чувствует причастность не только (и даже не столько) к сегодняшнему дню, сколько ко всей многовековой истории Отечества. В таком случае, даже критикую современные порядки, человек не отрекается от своего государства.

Как меняется Древняя история в условиях изменения современного политического ландшафта?

Ростислав Владимирович Ищенко, политический обозреватель МИА Россия сегодня:

В 1990-е гг. начали писать и продвигать историю националистической Украины, причем на тот момент еще не было социального заказа, власть еще определялась.

В 2010 г. планировали создать единый российско-украинский учебник по истории. Однако на практике инициатива не увенчалась успехом.

Важно сохранять свобода мысли, а не издавать издаваться один учебник на всю страну. Один учебник всегда будут писать худший, если есть конкуренция можно выбрать лучший.

Будут появляться разные историки – оппозиционные, государственники. Они будут вести живую дискуссию. Сохранится возможность критически осмыслить различные точки зрения. Будет формироваться реальное последовательное понимание истории. В истории главное развивать мысль, а не заучивать даты.

Благодаря Интернету и возможности публикации практически любого материала растет количество псевдоисториков. Ведется дискуссия, что хуже внутренняя или внешняя фальсификация. Внутреннее извращение истории опаснее, поскольку оно влияет на сознание и интересы общества. Маргинальные слои с недостаточно развитым интеллектом гораздо проще воспринимают простую форму подачи информации, примитивные Интернет-публикации, заговоры и конспирологические теории.

С 2014 г. активизировались дискуссии какая история древнее – украинская или российская. Существует позиция, что была Древняя Русь, а не Киевская со столицей в Старой Руси или Новой Ладоги. Древняя Русь действительно была, но сначала была Киевская Русь, затем домонгольская раздробленная Русь, монгольская Русь, Владимирская и Московская Русь и т.д.

Если мы говорим, что столица Древнерусского государства была в Старой Руси, возникает вопрос, где проходили границы этого государства. В таком случае границы определяются примерно Новгородской областью, а остальное – это завоевания. Олег захватил Смоленск, затем Киев и таким образом сформировалось первое государство, которое называется Древнерусским. До этого были протогосударственные образования восточных славян.

Мы были единым народом с украинцами и сегодня на территории Украины проживает много русских. Однако назвать всю Украину единым народом невозможно. После начала СВО эмигрировало 7,5 млн человек, из них 2 млн человек – в РФ и 5 млн человек – в Европе. Когда мы затрагиваем проблему единого народа, надо понимать, что отторгает украинцев.

Практически 30 лет общественное сознание жителей Украины подвергалось существенным изменениям. Ряд граждан принимало участие в протестных движениях националистического характера ради заработка. Процент таких граждан существенно вырос после событий 2014 г. Поколение 1990-х гг. и 2000- х гг. уже встроилось в новую жизнь, они себя идентифицируют с той средой, в которой родились.  Наша задача на новоприсоединенных территориях показать будущее их населения в общей стране.

Армен Гарникович Оганесян:

На освобожденные территории заходит вещание «Маяк», «Вести ФМ» и др. Однако это общероссийское вещание. Отсутствует направленное вещание, с учетом аудитории. Зайдя с федеральными каналами, мы не изменим отношение к России. С населением этих территорий надо работать иначе, учитывая весь негатив, который был накоплен. Это должна быть адресная специальная работа, в том числе информационная и образовательная.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати