ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Высокие отношения! Про то, как поляки на немцев «нацелились»…

15:23 17.05.2023 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Канцлер Германии Шольц (слева) и премьер-министр Польши Моравецкий (справа).

Очень показательный комментарий опубликован о взаимоотношениях Польши и Германии в польском сетевом издании Interia Wydarzenia. Складывается такое впечатление, что поляки готовы к реваншу за поражение во Второй Мировой войне. А это значит, что армия Польши, которая наращивает свою мощь (об этом ниже), может ударить не на Восток – по России, а на Запад – по Германии. И новая европейская война опять начнется с польско-германской границы. Во всяком случае, у польского автора этого комментария настрой именно таков. Возможно, он столь храбро себя ведет, потому что надеется на помощь англосаксов против Германии? Ну, что ж, в 1939 году Варшава также была уверена, что «Лондон придет на помощь, чтобы громить гитлеровцев». Результат записан в Истории – англичане предали поляков, и поляки были разгромлены за две недели. Интересно, как будет на этот раз?

Итак, сам польский комментарий с польской же логикой оценки происходящего:

«Польша не только имеет полное право требовать кое-что от Германии. Эта польская игра пойдет на пользу Европе. Для этого есть несколько причин.

Во-первых, уже давно очевидно, что немецкое господство в современной Европе не является оптимальным решением. И это не ведет евроинтеграцию в правильном направлении. Слишком много плохого произошло в недавнем прошлом. И слишком мало уроков было извлечено из этих событий.

Речь идет, в частности, о десятилетии 2010-2020 гг., которое стало очень опытом, разрушительным для единства Евросоюза. Затем произошел резкий сбой механизма валютной интеграции, что неизбежно ведет к политической нестабильности. И к росту антиинтеграционных настроений. (Так вот что – деньги – более всего беспокоит польского автора, как и его соотечественников! – С.Ф.).

Европа могла бы исправить этот механизм. Но она этого не сделала. И не потому, что евро хорошо служит таким странам, как Германия. За последнее десятилетие Берлин оказался перед выбором: отказаться от собственных интересов и начать залечивать трещину на линии север-юг. Или сохранить преимущества и позволить трещине углубиться. Он выбрал последнее. В этом смысле безоговорочное лидерство Германии не является оптимальным курсом с точки зрения интересов евроинтеграции.

Во-вторых, у Германии есть своя история. И это не история, написанная золотыми буквами. Империализм и геноцид, учиненные немецким государством, — это не сказки из «Тысячи и одной ночи». Это реальные переживания, формирующие психику Европы. От него нельзя абстрагироваться. Тем более, что даже сам проект евроинтеграции должен был стать одним большим призывом против войны: «Больше никогда!» (Здесь интересен отсыл ко временам европейских войн ХХ века. Все, что касается Победы СССР над фашизмом в 1945 году, искореняется и вычеркивается из польской истории. Зато все, что касается ущерба от немцев в той же войне, поляки раздувают и забыть не могут! И от кого их Советская Армия освободила? А? Итак перед нами – типичное «двоемыслие» или, как это именуют в медицине, «диссоциативное расстройство» – С.Ф.).

Евроинтеграция должна была основываться на том факте, что Германия раскаялась. Покаяние, с христианской точки зрения, это не просто слова «извини». Это также решение улучшить себя. Но тут мы подходим к важному моменту.

Конечно, никто не обвиняет немцев в возвращении к традициям антисемитизма или расизма. Нет. У Германии проявилось иное – это империализм, это игнорирование голосов партнеров по евроинтеграционному процессу. Вот оно – обвинение против сегодняшней Германии. Постановка этой проблемы отвечает как интересам Польши, так и интересам Европы.

В-третьих, у нас серьезный спор в Евросоюзе. Спор о том, в чем главная проблема евроинтеграции. Германия всегда была одним из главных инициаторов отхода от единогласия в ЕС. По мнению Берлина, способность иметь преимущество в голосовании против оппонентов — это способ «сделать Европу более эффективной». Как самая крупная и мощная страна всей евроинтеграции, Германия, таким образом, будет укреплять свое лидерство.

Но не приведет ли отход от необходимости переговоров к окончательной маргинализации несогласных? Не будет ли это в ущерб плюрализму и разнообразию? Не будет ли на алтарь эффективности принесена в жертву европейская уникальность? Ведь, она состоит в том, что малое государство в рамках ЕС может сделать больше, чем это вытекает из его демографического потенциала? И не приведет ли желание отнять право вето у более мелких стран Евросоюза к тому, что они вообще перестанут идентифицировать себя с Европой? Они в ответ начнут ее просто ненавидеть. И будут думать, как им выйти из ЕС?

Все это – веские аргументы. И Польша имеет полное право ставить такие вопросы, даже если Германии это не нравится».

…Обратите внимание, что поляков больше всего заботит финансовый вопрос – он на первом месте. Дело в том, что уже двадцать лет Польша живет только за счет денежной помощи Евросоюза, которая формируется из дотаций, прежде всего, Германии. С начала века Польша получила более 120 миллиардов евро дотаций. И не удивительно, что в нынешних кризисных условиях, когда бюджет ЕС находится под большим давлением и «на всех» уже скоро может не хватить денег, Германия ставит вопрос – кто в ЕС платит, тот и принимает решения.

Также понятно, что польская бравада на тему «думать, как выйти из Евросоюза» приведет Польшу к экономическому краху – вне рамок ЕС Польша и без централизованных дотаций станет сразу нищей страной. Да, останутся большие военные амбиции, но средств на их реализацию не будет. Поэтому сейчас она так «наскакивает» на Германию, без финансовой помощи которой перспективы польского развития невозможны. Поэтому требования почти полутора триллиона долларов репараций с немцев, тешат польские умы, в которых уже идет лихорадочный подсчет «дебита с кредитом» в случае обрыва либо сокращения финансовой помощи из бюджета ЕС.

При этом, надежды на поддержку Англии или США у Польши остаются большие. Но, поляки забыли, видимо – и опять пресловутое «диссоциативное расстройство» (!), что англосаксы обычно предают не задумываясь. Недавний пример – Афганистан. А чем команда Качинского лучше команды афганского президента Гани, чтобы за неё класть американские интересы и деньги? Саддам тоже с министром обороны США Рамсфельдом дела крутил, и что? Пентагон же Саддама и уничтожил…

Англосаксам, кстати, сейчас очень выгодна политика Варшавы против Берлина. Лондон – особенно, а Вашингтон – по определению, желают иметь Германию послушной и управляемой. И это также раззадоривает Варшаву на антинемецкие экзерсисы.

И это, кажется, сейчас в Польше, как говорится, «мейнстрим». Обратим внимание, что острие копья общественного польского интереса нацелено на Запад, а не на Восток – об этом свидетельствует недавний опрос общественного мнения среди 1000 поляков. Они видят на Востоке не только вожделенные земли под названием «восточные крессы», но и российские войска. А вот при взгляде на Запад в польских зрачках появляются два больших ЕВРО, которое затмевают все остальное. Обратим внимание на результаты зондажа от мая 2023 года.

Должна ли Польша ограничиться гуманитарной помощью или продолжать поддерживать Украину в военном отношении? Надо ли польских военных направить на помощь Киеву? На эти и другие вопросы ответили участники опроса, проведенного для польской радиостанции RMF FM и газеты "Dziennik Gazeta Prawna".

Половина опрошенных считают, что Польша должна оказать Украине гуманитарную помощь (49,6%).

Поляки очень неохотно желают вступать в какие-либо прямые военные действия с Россией. Ни один из респондентов не выбрал этот вариант.

Лишь немногим более 3 процентов опрошенных считают, что полякам нужно разрешить участвовать в боевых действиях на Украине.

Респонденты категорически отвергли возможность участия регулярных польских войск в войне между Россией и Украиной.

Россию поляки бояться – повторим: Ни один из респондентов не выбрал вариант военный действий против России!

Зато на Германию сейчас можно наскакивать безнаказанно – при таком берлинском руководстве в лице Шольца и Бербок Польша чувствует себя настолько сильной, что получение репараций с Германии в объеме полутора триллиона долларов, заявленные Варшавой, не кажутся на берегах Вислы невероятной историей.

А тем временем Польша затаривается военными поставками из Южной Кореи.

В июле 2022 года Польша подписала соглашения с Южной Кореей о закупке 1000 танков К2; 672 самоходных гаубиц К9 и 48 легких боевых самолетов FA-50, а также 288 РСЗО.

За первые 180 танков К2 в корейской конфигурации вместе с боезапасом, учебным и материально-техническим обеспечением Польша платит около 16 млрд злотых (3,26 млрд долл. США). Поставки должны быть завершены к 2025 году. А стоимость закупки 212 гаубиц К9А1 вместе с Пакет боеприпасов, обучения и материально-технического обеспечения составит примерно 2,32 миллиарда долларов.

Заметим, что эти военные расходы Польша тратит из дотаций Евросоюза! Поэтому полякам необходимы вливания из бюджета ЕС на время военных закупок – т.е., примерно, до 2030 года.

И тогда вопрос: а в какую сторону – на Восток или на Запад – будут потом направлены эти 1000 танков?..

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати