ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Лимит госдолга США и будущее доллара

11:37 10.05.2023 • Андрей Кадомцев, политолог

Уже четвертый месяц в Соединенных Штатах разворачивается «энная» по счету серия политического шоу вокруг вопроса о лимите государственного долга. Демократы и республиканцы в очередной раз пугают друг друга угрозой дефолта Америки. Состоявшаяся встреча президента США Джо Байдена с лидерами Конгресса по проблеме повышения потолка госдолга завершилась без существенных результатов, сообщают американские СМИ. Отмечается, что Байден после переговоров решительно выступил против идеи дефолта. Формально федеральное правительство США достигло предела госзаимствований еще в январе. С тех пор, Минфин расходует резервы, а также «прибегает к бухгалтерским уловкам», чтобы продолжать оплачивать государственные счета. 1 мая в письме к лидерам Конгресса министр финансов США Джанет Йеллен предупредила, что деньги у федеральных властей могут закончиться уже к 1 июня, если законодатели не поднимут потолок долга.

Текущий лимит государственного долга США составляет 31,4 трлн. долларов или 117 процентов ВВП. Йеллен настаивает, что её ведомство не в состоянии вычислить точную дату, после которой Вашингтон не сможет оплачивать свои обязательства. Оценки неправительственных экспертов дают диапазон между июнем и сроком «вплоть до конца нынешнего года». Достигнув «потолка», США будут вынуждены либо объявить формальный дефолт по обязательствам, либо существенно сократить государственные расходы. Дефолт сулит Америке потерю миллионов рабочих мест и триллионов сбережений домохозяйств, обрушение международных кредитных рейтингов, курса доллара и котировок акций. Урезание бюджетных ассигнований грозит ввергнуть экономику страны в глубокую рецессию.

Технически, в арсенале американского Минфина есть ряд возможностей, позволяющих продолжать брать в долг. К примеру, «экзотический» вариант отчеканить платиновую монету в 1 трлн. долларов. Или убедить ФРС поставить на кон свое реноме у инвесторов и скупить дефолтные гособлигации одновременно продав бумаги, по которым выплаты возможны. Есть вариант объявить выплаты по долгу наиболее приоритетными, остановив платежи по другим статьям. Но Йеллен настаивает, что у ее ведомства нет полномочий определять, какие расходы более важные, а какие – менее, поскольку бюджет утверждает Конгресс. Наконец, можно осуществлять эмиссию новых бумаг на сумму погашаемых в тот же день, или облигаций с огромным купоном, получив деньги по которому можно избежать формального наращивания долга. Но это все – «экзотика».

На практике, все понимают, что вопрос о долге – политический, не менее чем экономический. Республиканцы угрожают администрации Байдена довести дело до дефолта, если Белый дом не поддержит их законопроект «Limit, Save, Grow Act». Инициатива предусматривает повышение лимита госдолга на 1,5 триллиона долларов до конца марта 2024 года при условии сокращения государственных расходов на несколько триллионов долларов в течение следующих десяти лет. Прежде всего, удар нацелен на ключевые приоритеты Байдена в области зеленой энергетики, а также на урезание социальных расходов. Демократы, обладающие большинством в Сенате, заявляют, что в нынешнем виде законопроект для них неприемлем.

Лидер меньшинства в Палате представителей Хаким Джеффрис объявил, что демократы попытаются провести повышение потолка долговой нагрузки с помощью плохо регламентированной процедуры, известной как петиция о прекращении дебатов (a discharge petition). Однако для этого потребуется не только единство всех сенаторов-демократов, но и поддержка не менее пяти представителей республиканцев. Вместо этого, в недавнем совместном письме, три представителя демократов выступили за переговоры с республиканцами. Белый дом пытается выставить республиканцев политическими шантажистами, приставившими «пистолет к голове американского народа». По данным СМИ, Байден может попытаться разрешить кризис путем применения 14-й поправки к конституции США, согласно которой вопрос о выплате государственного долга «не может быть поставлен под сомнение».

Вместе с тем, Байден пригласил четырех ведущих законодателей - лидеров республиканцев и демократов в обеих палатах Конгресса, включая спикера Палаты представителей республиканца Кевина Маккарти, в Белый дом для переговоров о повышении лимита долга. По мнению The Financial Times, решение ознаменовало очевидный сдвиг в стратегии Белого дома, который требовал от республиканцев безоговорочного повышения потолка долга и ранее настаивал на том, что этот вопрос не подлежит обсуждению. Давление на Байдена растет, всё большее число лидеров бизнеса и членов собственной партии призывают его использовать законопроект «Limit, Save, Grow Act» в качестве отправной точки для межпартийных переговоров.[i]

Пока же обе партии пытаются запугать оппонентов и страну, рисуя апокалиптические картины последствий возможного дефолта США. Так, Джанет Йеллен предупредила, что даже угроза дефолта может потрясти рынки и вызвать шок в экономике США. Она напоминает, что в 2011 году, когда конгрессмены спорили о потолке повышений госдолга буквально до последних дней, агентство S&P понизило кредитный рейтинг США.

Кроме того, в США продолжается банковский кризис. К настоящему времени, уже несколько банков средний величины обанкротились, а ряд других балансируют на грани. И, несмотря на заверения финансовых властей страны, наблюдатели опасаются, что кризис «не закончился», а, напротив, переходит «в новую фазу».

Главный инструмент купирования нарастающей дестабилизации банковского сектора – выдача значительных по объему льготных займов и обещание гарантий по вкладам, независимо от их размера. Однако ФРС приходится балансировать между необходимостью предоставлять банкам всё новые объемы ликвидности, и риском окончательно потерять контроль над инфляцией. Если же Минфин всё-таки объявит технический дефолт, то волна банкротств может потрясти американскую банковскую систему до самого основания. Поскольку значительную часть активов на балансах банков составляют как раз правительственные облигации. Таким образом, проблема лимита новых заимствований для федерального правительства обретает дополнительную остроту, поскольку кризис банковской системы способен нанести удар большой разрушительной силы как по экономике в целом, так и по миллионам рядовых вкладчиков, которые одновременно являются избирателями, за чьи голоса разворачивается ожесточенная борьба в преддверии 2024 года.

С другой стороны, все понимают, бесконечно наращивать объемы государственного долга – путь в никуда. В последние полтора года процентные ставки в США выросли более чем в полтора раза. Это означает резкий рост бюджетных расходов на обслуживание госдолга. По оценкам Бюджетного управления конгресса (Congressional Budget Office), которые приводит The Economist, если в предыдущие пятьдесят лет выплаты на обслуживание госдолга составляли менее половины расходов на оборону, теперь прогнозируется, что к 2033 году они будут на треть превышать эти расходы. В результате Америке придется выбирать между оплатой счетов и возможностью и дальше закупать новые виды вооружений и содержать большую армию.

Если ставки останутся на высоком уровне, то для финансирования даже нынешнего объем заимствований, правительству придется привлекать всё большую долю сбережений частного сектора. Бизнесу достанется меньше капитала, что снизит его инвестиционные возможности. Упадет производительность труда, а темпы роста замедлятся. В то же время необходимость правительства привлекать сбережения инвесторов внутри страны и за рубежом может оказывать повышательное давление на процентные ставки. Вырастет риск ухода инвесторов, особенно иностранных, в другие страны, что ограничит возможности государства по стимулированию экономики в условиях циклического спада. В результате американская экономика будет и беднее, и более неустойчивой.

Геополитические последствия дефолта США будут для них не менее драматичными. Foreign Affairs напоминает, что изначально введение потолка госдолга преследовало цель развязать исполнительной власти руки в годы Первой мировой войны. Для достижения стратегических целей США, Минфин выпустил огромное количество военных облигаций, которые мобилизовали американскую промышленность, усилили армию, и помогли Вашингтону войти в число главных бенефициаров военной кампании. После войны американский доллар обогнал британский фунт стерлингов в качестве доминирующей мировой валюты.

Сегодня мало кто в правящих кругах Америки не разделяет точку зрения, согласно которой страна вновь сталкивается с геополитическими вызовами колоссального масштаба. Однако «вместо того, чтобы укреплять финансы страны в соответствии с геополитическим моментом, бездействие Конгресса теперь грозит нанести непоправимый ущерб глобальному положению США». С 2011 года сумма госдолга, находящаяся в распоряжении иностранных государств, достигла 7 трлн. долларов. Из которых не менее 1,5 трлн. долларов принадлежат правительствам, не входящим в «Большую семерку»; и у которых могут быть мотивы для резкого сокращения долларовых обязательств в случае геополитического обострения. Еще одно отличие от 2011 года - Европа пытается создать более тесный экономический союз, что усиливает потенциал евро в качестве альтернативы доллару в международных экономических отношениях.[ii]

Между тем, на фоне попыток Америки задавить Россию и сдержать Китай драконовскими финансовыми санкциями, растет число стран, которые стремятся поскорее избавиться от зависимости от американского доллара. Даже без учета геополитических факторов, «мягкая сила» доллара основана «на доверии, привычке и предполагаемом отсутствии альтернатив». И очередной «спектакль» вокруг потолка госдолга дает другим странам дополнительные серьезные основания для рассмотрения альтернатив.

Наконец, мир неуклонно продвигается к финансово-экономической многополярности. Президент Франции Макрон призвал ЕС отказаться от доллара в роли основной валюты расчетов. Президент Бразилии Лула да Силва выступил за отказ «от монополии доллара в мировой торговле». Он также поддерживает идею «создания единых валют для операций между странами МЕРКОСУР и БРИКС». Весной Бразилия уже договорилась с Китаем о переходе в двусторонней торговле на национальные валюты. Наконец в марте же Владимир Путин высказался за перевод торговых операций со странами Азии, Африки и Латинской Америки в юани.

Создаются всё новые платежные механизмы с использованием национальных валют. В ходе последней встречи руководителей финансовых и банковских ведомств АСЕАН обсуждалось дальнейшее снижение доли доллара в торговле между странами организации. Ранее в текущем году Саудовская Аравия заявила о «возможности продавать нефть за рубеж в валютах любых стран». Китай, вторая экономика мира, укоряет переход на расчеты в юанях в своей внешней торговле, в том числе, с западными компаниями. В начале мая центральные банки Южной Кореи и Индонезии подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий сотрудничество в области содействия использованию их валют для двусторонних операций, таких как операции по текущим счетам и прямые инвестиции.

На сегодняшний день усугубляющаяся политическая поляризация ведет к прогрессирующему параличу государственных институтов США. Тем временем, американская банковская система переживает кризис, а рынки капитала «трясет» от волатильности. В таких условиях, проблема повышения лимита госдолга представляет собой лишь вершину айсберга финансово-экономических проблем, с которыми в нарастающих масштабах сталкивается всё еще номинально «первая держава мира».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.ft.com/content/4b8fab03-0ee6-4bb9-bb79-f0b4a657bc5d

[ii] https://www.foreignaffairs.com/united-states/great-powers-dont-default

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати