Политика Бухареста в отношении Молдавии представляет угрозу стабильности региона. Следуя в фарватере стратегии США по силовому разрешению конфликтных ситуаций в Восточной Европе и соучаствуя, тем самым, в уничтожении буквы и духа Хельсинкских соглашений 1975 г. о неприкосновенности границ в Европе и закреплении территориальных итогов Второй мировой войны, Бухарест приложил руку сначала к уничтожению натовцами югославской государственности, а теперь держит курс на уничтожение государственности Молдавии.
Румынский "натиск на восток" происходит одновременно в военно-политическом, идейно-пропагандистском и экономическом поле. Проходящие 27 марта -7 апреля на территории Молдавии под присмотром НАТО совместные учения подразделений спецназа и др. родов войск армии Молдавии, Румынии, США и Великобритании указывают на то, что Румыния и ее союзники делают ставку на милитаризацию региона (1).
Другим указанием на это служит согласованность внешнеполитических шагов между Кишинёвом и Киевом, при том, что Кишинёв координирует свои действия с Бухарестом. Кишинёвские власти разработали план интеграции Приднестровья, рассчитанный на семилетний период, и хотя его пункты не оглашаются, Тирасполь вряд ли обрадуется конечной цели данного документа - затащить Приднестровье в состав румынизированной Молдавии (2).
Приднестровская Молдавская Республика остаётся на сегодня единственным островком кириллической молдавской традиции, выступая своего рода альтернативным культурным полюсом на фоне перевода молдавского языка на латинскую графику и его переименования в румынский. Историк Лучиан Бойя (Lucian Boia) в книге "История и миф в румынском сознании" (History and Myth in Romanian Consciousness) указывет, то вплоть до XIX в. румыны жили внутри восточно-славянского культурного ареала. Разворот в сторону Запада инициировали трансильванские румыны-униаты, обучавшиеся в Вене и Риме.
Таким образом, ссылки румынских идеологов на совместную историю румын и молдаван и призывы к молдаванам вернуться в лоно Румынии хронологически несостоятельны, поскольку молдаване остаются там, где и были вплоть до XIX в.
При этом Бухарест не исключает силового разрешения молдавской дилеммы. Происходит накачка Молдавии румынским оружием и бронетехникой, проходят регулярные консультации военных чинов (3). В румынской прессе ужесточается дискурс в отношении российских миротворцев в Приднестровье. Их называют "оккупационными войсками", как будто появление "голубых касок" не закреплено международными соглашениями, завершившими войну в регионе.
Поскольку столь важный для Бухареста приднестровский вопрос связан с вопросами территориальной целостности, румынские власти, по притянутой «аналогии», спешат заручиться поддержкой Японии, претендующей на Курильские острова. Недавний визит японского премьера Фумио Кисиды на Украину на фоне переговоров глав России и КНР в Кремле Румыния воспринимает как демонстрацию желания Токио "прийти" в Европу.
Такие планы японцев Бухарестом однозначно поддерживаются. Политическое выживание нынешней румынской правящей элиты напрямую зависит от поддержки со стороны США. Сближение европейских держав с Японией по замыслу должно послужить сдерживанию российско-китайского сотрудничества, в коем американский гегемон видит для себя серьезную угрозу (4). Без сохранения же американской гегемонии реализация Бухарестом проекта территориальной экспансии (Великая Румыния) невозможна.
Румынско-японское сотрудничество по основным позициям идентично польско-японскому. Кисида после Киева посетил Варшаву для переговоров с польским коллегой Матеушем Моравецким. Моравецкий отметил, что партнёрство Польши и Японии тем важнее, что мир сталкивается с новой геополитической картиной, где Китай приобретает всё больше влияния, а политика России становится всё решительнее.
При этом Румынию и Польшу связывает соглашение о стратегическом сотрудничестве. Сближение обеих стран с Японией представляет собой геополитическую ось Варшава - Бухарест - Токио, знакомую по 1930-м годам. Польша (по умолчанию) претендует на Западную Украину, Румыния - на Молдавию, Приднестровье, Северную Буковину и Бессарабию, Япония - на Курилы. Всё логично, но не ново.
6 марта 2023 Японию посетил президент Румынии Клаус Йоханнис. Стороны "сверили часы", подтвердив тем самым прежние договорённости: Бухарест поддержит действия Японии в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, Токио поддержит действия Румынии в Черноморском регионе.
На текущей стадии Бухарест и Токио определяют взаимных союзников в Европе и Азии. Следующим шагом Румыния намерена укреплять отношения с Южной Кореей и Тайванем, без которых невозможно представить политику Японии в Азиатском регионе. Япония намерена сближаться с Польшей и Украиной и вникать в молдавскую проблему, без чего невозможна политика Румынии в Восточной Европе.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.interfax.ru/world/893018
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs