На днях агентство Bloomberg опубликовало статью под названием «Germany Is Becoming a Roadblock for More and More EU Business» (Германия становится препятствием для все большего числа предприятий ЕС).[1]
Обозреватели агентства считают, что непредсказуемое поведение федерального канцлера Германии Олафа Шольца и правящей трехцветной коалиции в последнее время приобретает разрушительное влияние на единство европейской семьи. И это тревожит Брюссель. Как пишет Bloomberg, в то время, когда Евросоюз стремится продемонстрировать единство в рамках оказания военной помощи Украине и изо всех сил старается приспособиться к потрясениям в экономике, поведение Германии рассматривается как особенно непоследовательное.
Европейские чиновники и дипломаты ЕС разочарованы политикой возглавляемой социал-демократами трехцветной коалиции, считая ее «громоздкой» и крайне встревожены тем, как принимаются решения правящей коалицией Германии в составе Социал-демократической партии Германии (СДПГ), «Союза-90»/«зеленых» и Свободной демократической партии (СвДП). По мнению европейских чиновников, в преднамеренных действиях правящей коалиции Германии просматриваются три основные проблемы:
Во-первых, они считают, что действия Берлина не только не принесли реальной пользы европейскому сообществу, но обусловили резкое падение жизненного уровня населения Германии из-за затеянной социал-демократами реформы бюджетной политики.
Во-вторых, как отмечает Bloomberg, чиновников и дипломатов в Брюсселе серьезно беспокоит то, что Берлин затеяв бюджетную реформу в стране, практически устранился от обсуждения реформ в правилах, закрепленных в «Соглашении между государствами Европейского союза», в так называемом «Пакте стабильности и роста», касающихся, прежде всего, налоговой и бюджетной политики Союза.
В-третьих, чиновники в Брюсселе отмечают, что члены правительства Олафа Шольца оказывают несоизмеримо малую с реальными возможностями финансовую помощь Украине, а также крайне медленно согласовывают между собой решения.
При этом, по словам главного экономического советника немецкого правительства Йорга Кукиса, которое он озвучил 9 марта текущего года на форуме в Париже, в отношении фискальных правил у правительства Германии есть своя четкая позиция, заключающаяся в изменении подходов в целях ослабления монетарной политики и правил государственной помощи, в частности финансовой помощи Украине. Эти согласованные немецким правительством предложения были представлены Европейской комиссии, которая, по словам Кукиса, должна была проявить определенную гибкость в отношениях, как с правительством Германии, так и с партнерами по ЕС.
Очевидная непримиримость Берлина и Брюсселя сейчас серьезно усложняет усилия по созданию новой бюджетной политики Евросоюза, прежде чем, бюджетные ограничения в рамках «Пакта стабильности и роста» будут приняты всеми странами-членами ЕС.
Как считают в Брюсселе, камнем преткновения стала позиция министра финансов Германии Кристиана Линднера, председателя СвДП, который отказался участвовать в обсуждении реформ бюджетной политики ЕС до окончания бюджетных реформ в своей стране. Напомню, что Линднер позиционирует себя как защитник стабильных правил финансовой дисциплины и с большой осторожностью относится к попыткам чиновников ЕС ослабить существующие в Германии правила формирования дефицита финансов и обслуживания государственного долга.
В этой связи, позиция Линднера натолкнулась на непонимание со стороны с партнеров по ЕС в связи с оказанием экономической и военной помощи Украине, главным образом, по использованию ее финансовых механизмов. По его мнению, такая помощь должна принимать форму грантов, а не кредитов, как предлагают чиновники Европейской комиссии. Кстати, имеющиеся разногласия между Брюсселем и Берлином уже задержали выплату существенной части из 9 млрд. евро, обещанных Киеву в прошлом году.
Анализ существующих противоречий между «трехцветным» правительством Германии и руководящим органами Евросоюза показывает, что при принятии решений на национальном и наднациональном уровне, европейские чиновники руководствуются единым, принятым в Евросоюзе принципом субсидиарности, при котором верховенство закона закреплено за структурами ЕС. Это в равной степени относится и к бюджетной политике ЕС, и к оказанию финансовой помощи Украине. В этой связи, можно предположить, что имеющиеся разногласия министра финансов Германии Кристиана Линднера с чиновниками Европейской комиссии относительно механизмов принятия решения носят тактический характер и, скорее всего, разрешатся в ближайшее время в рамках переговоров с руководством ЕС.
Но есть и другие проблемы на этом поле разногласий. В бюджетной политике Европейского союза и Германии особое место занимает не только «Пакт стабильности и роста», как основа бюджетной политики ЕС, но и новая «зеленая повестка». Администрация Шольца уже возобновила усилия по ее продвижению на государственный уровень, правда, и здесь, имеющиеся разногласия внутри правящей коалиции пока мешают немецкому правительству представить единый взгляд на проблему.
По мнению руководства СвДП «зеленая повестка» не должна включать в себя, так называемые неэкологические проекты, такие как, например, расширение автомагистралей или налог на непредвиденную прибыль энергетических компаний. В то же время руководство партии «Зеленых» поддерживает эти проекты и считает недопустимым ослабление государственной помощи по ним.
Учитывая нынешнюю доминирующую во всем геополитическую повестку, большого скандала, который должен был бы разгореться в «зелено-либеральном браке по расчету», т.е. между партиями «Союз 90/Зеленые» и СвДП, скорее всего, удастся избежать. По мнению немецкого эксперта, в области климатической политики Феликса Экардта, которое он озвучил в газете Die Zeit, слияние СвДП и зеленых в рамках правительственной коалиции на самом деле может даже усилить реализацию проектов по защите климата. В силу этого, важным направлением современной бюджетной политики Евросоюза является амбициозный проект дорожной карты по обеспечению климатической нейтральности, известной как «Зеленый курс», согласно которого автопроизводители должны будут достичь нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2035 году не только в Германии, но и во всех странах-членах в ЕС. Но крупные автопроизводители Германии, например, Volkswagen AG, Mercedes-Benz Group уже высказались категорически против такой постановки задачи, угрожая бойкотировать все инициативы «зеленой повестки», в том случае, если Евросоюз будет вмешиваться в принятие решения немецкого правительства, а автопроизводители не получат разрешение на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Кстати, опасения по поводу последствий запрета на продажу новых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, выразили не только Германия, но и Италия, Польша и Болгария. По мнению автопроизводителей Германии, это будет возможно не ранее 2050 года.
Имеющиеся разногласия в правящей коалиции Германии по поводу введения налога на непредвиденную прибыль энергетических компаний в целях снижения растущих издержек для потребителей, весьма существенны. Так, министр экономики Роберт Хабек поддержал эту инициативу, заявив, что «получение сверхприбылей энергетическими компаниями является значимой проблемой и стоит на повестке дня, наряду с идеей импортного сбора и ценоограничения». Однако в тоже время он предупредил, что «внедрение таких мер является сложным процессом и потенциально проблематичным для отдельных секторов экономики».
В свою очередь, министр финансов Кристиан Линднер, заявил, что правительству не следует предпринимать такой шаг, поскольку это может подорвать ресурсы для инвестиций в возобновляемую энергетику. По мнению Линднера, такие меры уже принимались в 70-х годах ХХ века в Германии, но так и не были реализованы в полной мере, учитывая, что невозможно четко определить, что такое сверхприбыль и какой экономический эффект будет с ней связан».
Европейские чиновники при этом пребывают в растерянности и пока не решили, как реагировать на предложения Германии по возможному введению налога на сверхприбыль энергетических компаний, учитывая, что европейские цены на энергоносители взлетели после введения санкций против России. Первой в ряду европейских стран уже отреагировала Италия, повысив налог на непредвиденную прибыль энергетических компаний до 25 процентов. Что касается Германии, то один из лидеров «Зеленых» Рикарда Ланг на встрече руководства партии в Берлине потребовала дополнительного налога для всех компаний, которые получают сверхприбыль в условиях санкций и бюджетных расходов на поставки вооружений Украине. По ее мнению, уже стало очевидным, что некоторые компании сознательно и чрезмерно наживаются на этом, поэтому введение налога на сверхприбыль, по ее мнению, дело ближайших недель.
Что может означать для России имеющиеся разногласия в правящей коалиции Германии? Сошлюсь на авторитетное немецкое издание Spiegel. По мнению обозревателей журнала, в Германии назревает правительственный кризис, вызванный невнятной политикой социал-демократов и, прежде всего Олафа Шольца. Издание отмечает, что канцлер неспособен внятно объяснить свою позицию по разным вопросам, будь то налоговая или бюджетная политика, обслуживание государственного долга или помощь Украине, и часто принимает непродуманные решения. По мнению опрошенных изданием экспертов, власть Германии не монолитна, в стране происходит перестройка политической и экономической системы на фоне российско-украинских событий, приведших немецкое общество к явной поляризации.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Germany Is Becoming a Roadblock for More and More EU Business Germany Is Becoming a Roadblock for More and More EU Business 12.03.2023 года. Электронный ресурс.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs