Брюссель принял новую с 2014 г. Стратегию морской безопасности, повысив в ней значение Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) для Европейского Союза (EUMSS) (1). ЕС не является традиционным игроком в Мировом океане, здесь активничали отдельные страны, оберегая свои постколониальные владения (Франция, Португалия, Испания). Теперь ЕС подходит к ИТР комплексно, с учётом вопросов безопасности, экологии и экономики.
По морю осуществляется перевозка 80% продукции мировой торговли, по морским кабелям передаются 99% информации, в море добывается и морем транспортируются ⅔ мировых запасов газа и нефти. Сближение России и Китая на фоне спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины беспокоит Брюссель не меньше, чем подъём антиколониальных настроений в Африке и Азии (нежелание Мали, Буркина-Фасо, ЦАР видеть у себя французские войска, споры Марокко и Испании из-за Сеуты и Мелильи и т.д).
При этом Пекин не скрывает своих амбиций относительно ИТР, динамично налаживает кооперацию с островными тихоокеанскими государствами и странами Африки. Эти факторы, вместе взятые, послужили причиной пересмотра Брюсселем прежней морской стратегии, носившей более узкий характер (2).
Брюссель и Вашингтон утверждают, что угрозы демократическому мироустройству увеличиваются как в ИТР, так и в Атлантике, что требует плотного военно-политического и идеологического сотрудничества евроатлантического сообщества. В переводе с дипломатического языка это означает, что США и ЕС боятся расстаться со статусом гегемона в Мировом океане.
Заметный рост интереса Брюсселя к ИТР впервые проявился в 2021 г., когда в регионе появились военные корабли ВМФ Германии и Нидерландов, состоялись совместные учения флотов стран ЕС и Японии - ключевого союзника Брюсселя в ИТР. С 2021 г. проведено четыре совместных военно-морских учения ЕС - Япония, два учения ЕС - Индия, по одному с Индонезией и Южной Кореей.
Берлин, претендуя на военно-политическое лидерство внутри ЕС, ведет свой диалог с Токио. 18 марта прошли консультации канцлера Олафа Шольца и глав шести министерств, в том числе, министерства обороны, с японскими коллегами о планах сотрудничества Германии и Японии в Тихом океане (3). Происходит это на фоне заявлений японских стратегов, что Япония должна обладать военным потенциалом для нанесения "эффективного контрудара по территории [предполагаемого] противника". На наших глазах формируется знакомая по событиям 1941 г. геополитическая ось Берлин - Токио. Враги у неё те же, что и во Второй мировой войне - Россия и Китай.
Какие сопутствующие геополитические горизонты попытается охватить Брюссель при реализации Стратегии морской безопасности? Несомненно, будет усилена кооперация между странами ЕС и Австралией как фланговым сухопутным плацдармом в цепи островов, простирающихся от японского Хоккайдо через Тайвань, Филиппины и Палау (министр иностранных дел Германии Анналена Бербок посетила его в прошлом году) до индонезийского Калимантана и австралийских территориальных вод. Эта цепь островов перегораживает Китаю выход из Южно-Китайского моря в Тихий океан.
Также, несомненно, активизируется оборонное сотрудничество стран ЕС с Южной Кореей и Сингапуром. Оно уже находится на достаточно высоком уровне и сохранит динамику к росту. Южная Корея - плацдарм, с территории которого можно оказывать милитаристское давление на Пекин в Жёлтом море, а на Россию - в Японском. Без союза с Сеулом попытки Брюсселя выстроить в Юго-Восточной Азии выгодную для себя диспозицию не имеют шансов на успех.
Однозначно будут активизированы отношения по линии ЕС - Сингапур. Занимая западное побережье о. Калимантан и дугой охватывая юго-западные границы Южно-Китайского моря, Сингапур превращается в удобную в стратегическом смысле точку опоры, позволяющую присматривать за усилиями Пекина в Индокитае.
Обязательно будут стимулироваться отношения с государствами Ассоциации Индийского океана (IORA) за исключением входящего в состав организации геополитического оппонента Запада - Ирана. Государства IORA с трёх сторон охватывают полукольцом побережье Индийского океана от ЮАР и Мадагаскара через Африканский Рог, Индию и Бангладеш до Индонезии и Австралии. Контроль над деятельностью IORA будет означать попытку управлять развитием событий в Индийском океане.
Многие страны ЕС развивают индивидуальное стратегическое партнёрство с азиатскими союзниками. Чехия, например, проводит активный диалог с Тайванем (4), Румыния - с Японией и Южной Кореей. В румынско-японских отношениях просматривается ностальгия по временам максимального территориального расширения боярской Румынии и императорской Японии в 1930-х гг., конец которому положили Освободительный поход РККА в Северную Буковину и Бессарабию и бои на Халхин-Голе.
Американский генералитет «прогнозирует» войну с Китаем в 2025 г. Поэтому можно предположить уже сейчас, что действуя в одной спайке с США, ЕС заранее подготавливает в ИТР выгодные рубежи для возможной атаки на китайские силы и ограничения для России маневренного пространства в Тихом океане.
Новая Стратегия морской безопасности ЕС - это не про мир, это про войну в интересах постколониального миропорядка.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
- https://moderndiplomacy.eu/2023/03/13/maritime-security-eu-updates-strategy-to-safeguard-maritime-domain-against-new-threats/
- https://thediplomat.com/2023/03/the-eus-maritime-ambitions-in-the-indo-pacific/
- https://www.german-foreign-policy.com/news/detail/9195
- https://english.radio.cz/pekarova-adamova-taiwan-situation-could-soon-echo-ukraine-8777247
- https://www.nbcnews.com/politics/national-security/us-air-force-general-predicts-war-china-2025-memo-rcna67967
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs