Упрощение форматов, популяризация стриминговых платформ, стагнация СМИ в условиях нарастающих геополитических разногласий
Заказная журналистика эпохи пост-правды: старый инструмент новой политики
Сегодня распространение фальшивых новостей становится повсеместным явлением. Какую ответственность за эту тенденцию несут средства массовой информации?
Вячеслав Владленович Умановский, ректор Академии Медиаиндустрии:
Фальшивые новости (fake news) – это не новое явление, еще до возникновения масс-медиа и даже до возникновения письменности люди обменивались новостями, при этом фактчекинг был не на высоте.
Понятие «газетной утки», непроверенной или преднамеренно ложной информации связывают с именем бельгийца Роберта Корнелиуса, который в 1815 г. решил испытать степень легковерности публики и опубликовал в одном журнале заметку о прожорливости уток. В статье об утках-убийцах он писал, как одна утка съела двенадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. После выхода в свет этой истории все только и говорили о невероятном феномене. Через некоторое время автор рассказал о своем розыгрыше. С тех любую недостоверную информацию, появившуюся в печати принято называть «газетной уткой».
Однако не всегда подобные розыгрыши бывают безобидными и не всегда потребитель стремиться к получению достоверной информации. Самый известный из них – это знаменитая фальшивка «Протоколы сионских мудрецов». Великий русский философ Николай Бердяев в свое время написал, что считает «ниже своего достоинства опровергать «Протоколы сионских мудрецов». При этом, некоторые полемисты до сих пор на них ссылаются для подтверждения теории всемирного заговора.
Примеров «газетных уток» множество. 1 апреля многие компании публикуют шуточные новости. Например, в 1988 году к радости советских футбольных болельщиков газета «Известия» сообщил о возможном переходе Диего Марадоны в состав московского «Спартака». Якобы клуб готов заплатить футболисту 6 млн долл. за переход в команду. Позже издание призналось, что разыграло своих читателей. В 1998 году одна международная сеть опубликовала рекламу специальных бургеров для левшей, в которых для удобства все ингредиенты повернуты на 180 градусов.
Рассмотрим одну из недавних фальшивых новостей. «Сразу на нескольких российских ресурсах появилось сообщение, что в ночь на 24 октября российские рыбаки на катере нарушили границу Финляндии и были замечены пограничным катером этого государства. Состоялась погоня, в результате которой россияне оторвались от преследующего их катера, но заблудились в ночи на сопредельной территории. Лишь к утру, приняв постройки на берегу за российский поселок, они причалили в местной гавани и, будучи в состоянии алкогольного опьянения, не поняли, что находятся в финском поселке Калалахте. При попытке купить в местном магазине все трое россиян были арестованы доставлены в участок для дальнейших разбирательств», - говорится в материале.
В качестве источника указывается «Карьяла-информ 24». Однако сайт этого агентства в сети обнаружить не удалось. Помимо этого, в сети не было обнаружено информации о финском поселке Калалахте. 26 октября на сайте российского информационного агентства вышел материал, в котором история о трех заблудившихся рыбках была названа фейком. Подтверждение информации не удалось найти ни в финских, ни в российских СМИ.
Информация о том, что российские рыбаки нарушили границу на катере, практически не распространялась в СМИ, тем не менее эта новость активно передавалась через социальные сети (Вконтакте, Одноклассники). Популярность блогов, социальных сетей и прочих новых медиа иногда вызывает угрозу профессиональной журналистики. Оперативность и свобода выражения мнений гражданской журналистики составляет традиционным медиа серьезную конкуренцию. Однако изобилие источников имеет неприятную сторону распространения непроверенной и ложной информации. В этой связи, правильнее было бы сказать, что новые медиа составляют конкуренцию «желтой журналистики», в то время как традиционные медиа, заботящиеся о репутации, становятся только актуальнее.
Одна из характерных черт фальшивых новостей в Интернете – это возможность подделки источников. Фальшивые новости могут быть опубликованы в социальных сетях от имени заслуживающих доверия СМИ и даже быть дополнены ссылкой на сайт, внешне не отличимый от официального.
Еще одним из недавних примеров является новость о том, как в Сибири сотрудники МЧС начали участвовать в крестных ходах против лесных пожаров. Руководитель штаба по тушению пожара объяснил это решение тем, что технические средства тушения пожаров – это не та мощь, которая есть у сил высшего порядка. Чиновник заверил, что это не означает прекращение работ по тушению пожаров, тем не менее основное внимание будет привлечено именно к крестным ходам.
Эффект правдоподобности аналогичных фальшивых новостей создается путем манипуляции и подтасовки фактов. Фальшивые новости позволяют недобросовестным СМИ расширить аудиторию и проводить политическую пропаганду. Парадоксально, но социальные сети, с их избытком информации, в какой-то мере поощряют такое мировоззрение, порождая так называемые «пузыри фильтрации». Пользователь новых медиа, подбирая новостные потоки на свой вкус, рискует сам оказаться изолированным как от чужих точек зрения, так и от объективной информации о происходящем.
Один из самых успешных форматов фальшивых новостей – это провокационные сюжеты, которые эксплуатируют различные формы социальной напряженности. Такие провокации рассчитаны на то, чтобы вызывать ярость и возмущение масс людей. Как правила, их успех препятствует разрешению конфликта. Даже наиболее развлекательные из фальшивых новостей играют на теме социального неравенства. Существуют целые сайты, которые позиционируют себя как источники абсурдных новостей (не скрывая этого). К таким сайтам относятся panorama.pub, fognews.ru (Россия), theonion.com, worldnewsdailyreport.com (США), lecanardencaine.fr (Франция), private-eye.co.uk (Великобритания), titanic-magazin.de (Германия), eljueves.es (Испания). При этом, иногда серьезные СМИ ссылаются на подобные источники.
Как научиться отличать достоверную информацию от фейков?
Для этого возможно применение следующего механизма. Обратите внимание на заголовок, не сильно ли он пытается заинтересовать Вас. Проверьте список и надежность источников. Наличие источников не всегда гарантирует правду, потому что ссылки могут вести на такие же фейковые новости. Проверьте автора новости (кто он, можно ли ему доверять и существует ли он вообще). Не доверяйте фото и видео, потому что любой аккаунт сегодня может оказаться результатом работы технологии «дипфейс» (замена лица), оцените качество текста (фальшивые новости, как правило, пишутся на скорую руку). Посмотрите на дату (перепост новостей не означает, что они потеряли актуальность). Оцените новость непредвзято, потому что хороший журналист никогда не выражает своего мнения, он оставляет эту задачу читателю.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs