Попытка внешних сил организовать "майдан" в Грузии (одной из Закавказских стран) при помощи прозападных НКО и части прозападно настроенного населения указывает на их желание видеть Тбилиси в составе антироссийской коалиции постсоветского пространства.
Пока коалиция состоит из Украины, Молдавии и республик Прибалтики. Несколько невнятна позиция Азербайджана. С одной стороны, Баку и Москву связывают добрососедские отношения, с другой - Азербайджан оказывает Киеву помощь (утверждает, что гуманитарную), а некоторые СМИ сообщали об оружии из Азербайджана на руках у ВСУ. При этом нарастающее влияние турецкого вектора выливается в усиление влияния Турции в азербайджанской региональной политике.
У Анкары имеется своё видение будущего Закавказья, и это видение не совпадает с планами Запада в регионе. Анкара не стремится к обострению отношений с Москвой, придерживается принципиальной позиции в вопросе членства Швеции и Финляндии в НАТО, критикует действия США и ЕС на мировой арене. Всё указывает на то, что расшатать обстановку в Закавказье через Турцию если не невозможно, то явно непросто. А расшатать её для Запада желательно, чтобы создать ещё один очаг нестабильности у евразийских рубежей и заставить Россию отвлечь часть ресурсов с иных направлений, в частности, с украинского.
Антироссийская оппозиция в Закавказье остаётся неполной без участия в ней Грузии. Закон об иноагентах (впервые созданный и принятый в США в 1938 году), послуживший формальной причиной антиправительственных волнений в Тбилиси и согласно которому юридические и физические лица признаются иноагентами, если 20% финансирования их деятельности поступает из-за рубежа, уже отозван (1). Об этом сообщили представители инициатора проекта партии "Грузинская мечта", общественного движения "Сила народа" и парламентского большинства. Попытка грузинских властей обеспечить суверенитет государства и не позволить иностранным силам вмешиваться во внутреннюю политику Грузии потерпела неудачу и моментально подверглась резкой критике со стороны ЕС и США. Так что одним можно иметь такие законы, а другим нельзя – это недемократично. И тем не менее, проект закона, по заявлению властей, останется предметом переговоров с общественностью на будущее.
Нынешняя грузинская власть старается избежать втягивания Грузии в гибельное для грузинской экономики прямое противостояние с Москвой. На уровне дипломатической риторики Тбилиси - союзник киевского режима, но в действительности - только до определённого уровня. Грузия оказывает Зеленскому гуманитарную помощь и даже не препятствует участию граждан в войне на стороне ВСУ, однако отказывается заниматься экономической блокадой России и поставками оружия Украине.
Киевский режим, в свою очередь, показал, что не дорожит отношениями с нынешними грузинскими властями. Трагикомедия с отправкой бывшего президента Михаила Саакашвили в Грузию для организации разворота внешней политики Тбилиси в выгодную для Киева сторону тому свидетельство. Киев показывает, что готов приложить руку к свержению любого правительства в любой из республик бывшего СССР, если это принесёт ему выгоду и будет согласовано с его западными кураторами. В настоящее время Украина превратилась в опасного соседа и поставщика нестабильности на постсоветском пространстве.
Потворство режиму Зеленского сыграло с Тбилиси злую шутку. Сейчас грузинские боевики, воевавшие за Украину и потому отличающиеся более радикальными взглядами, чем грузинский президент Саломе Зурабишвили, возвращаются на родину аккурат в момент взрывного роста политического недовольства в Грузии. С собой они везут полученный боевой опыт и желание по образцу украинских националистов ворваться силой в грузинскую политику. Эти люди вполне способны стать ударной силой очередной грузинской «цветной революции».
Внешних кураторов Грузии силовое развитие ситуации устраивает. Также как оно устраивало во время "майдана" или его попыток в Киеве, Минске, Кишинёве. Насколько далеко зайдут Вашингтон и Брюссель в своих планах пока неясно, но их интерес в этом проекте очевиден.
Грузия некогда входила в блок ГУАМ (Грузия - Украина - Азербайджан - Молдавия). Существование блока было посвящено единственной цели - выступить в качестве альтернативного России интеграционного ядра для срыва процесса консолидации евразийского пространства. Интеграция в стиле ГУАМ - это исключительно идеологическая интеграция противников развития евразийской экономики. Никаких экономических дивидендов такая интеграция не подразумевала и не дала.
Сегодня можно говорить пусть и об инертном, но всё же существовании лагеря государств, ранее объединённых под аббревиатурой ГУАМ. Одни участники данного лагеря придерживаются откровенно русофобской политики (Украина, Молдавия), другие склоняются к углублению сотрудничества с внешними игроками за пределами бывшего СССР (Азербайджан активно взаимодействует с Турцией и не только). Грузия по степени готовности к антироссийским шагам зависла где-то между Молдавией и Азербайджаном, что западных разработчиков стратегии ГУАМ не устраивает.
Внимание Запада к Грузии продиктовано взглядом Вашингтона и Брюсселя на Чёрное море как на гравитационный центр восточной политики НАТО (2). Для развития успеха такой политики им необходимо глубже вовлечь постсоветские республики в орбиту военно-политического курса Запада. При этом роль посредника между США и ЕС, с одной стороны, и Грузией и Молдавией с другой, отведена Румынии как черноморскому государству. МИД Румынии не раз заявлял: без участия Грузии и Молдавии сдержать Россию в Чёрном море будет сложно (3). Грузия и Молдавия - это плацдармы для милитаристского давления на Россию одновременно в Причерноморье и в акватории Чёрного моря.
В октябре 2022 г. Бухарест и Тбилиси подписали декларацию "О формировании стратегического сотрудничества между Грузией и Румынией", предполагающую ежегодное обсуждение вопросов безопасности и диалог парламентов двух стран. Там же обозначены ближайшие цели – соединить Чёрное и Каспийское моря грузовыми и цифровыми маршрутами и энергетическим коридором, по которому энергоресурсы Каспия будут попадать через Чёрное море на европейский рынок.
Динамичная ситуация в зоне спецоперации ВС России на Украине заставляет западную дипломатию активизироваться и действовать быстрее. Потому и вопрос о вовлечении Грузии в комплексную стратегию противостояния с Россией решается жёсткими методами, видимым проявлением которых являются «подогретые» стычки демонстрантов с полицией. При этом ситуация не однозначна – далеко не все грузинское общество поддерживает призывы к свержению правительства. Поэтому вполне можно ожидать стандартную «помощь» грузинской оппозиции со стороны западных стран в этом процессе, тем более что свою позицию в этом противостоянии ЕС и США уже открыто обозначили.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://ria.ru/20230309/protesty-1856654106.html
2) https://www.fondsk.ru/news/2023/02/24/rumynia-vse-dlja-protivodejstvija-rossii-58599.html
3) https://jurnalul.ro/stiri/observator/aurescu-dezbatere-securitate-marea-neagra-nato-924235.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs