Уважаемые дамы и господа,
Провели полезные переговоры с моим коллегой и другом Министром иностранных дел Саудовской Аравии Фейсалом Бен Фарханом Аль Саудом.
Особое внимание уделили перспективам развития традиционно дружественных российско-саудовских двусторонних отношений. У нас высокий уровень политического диалога. Тон задают наши лидеры. Этот диалог способствует созданию условий для решения вопросов практического сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, гуманитарной и других сферах.
В центре нашего внимания были ключевые аспекты торгово-экономических связей. Несмотря на непростую обстановку в мире нам удается сохранить товарооборот на достойном уровне, хотя хотелось бы большего. В 2022 г. он составил 1,7 млрд долл. Это не предел. Условились предпринять дополнительные шаги для увеличения товарооборота в будущем. С этой целью будем использовать предстоящее в этом году в Москве очередное заседание Совместной межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Подтвердили взаимную готовность к дальнейшей координации действий в рамках «ОПЕК плюс». Все страны-участницы этого формата последовательно выполняют взятые на себя обязательства с целью обеспечения должного баланса и стабильности на мировом рынке энергоносителей.
Обсудили целый ряд актуальных региональных и международных сюжетов. Предметно рассмотрели ситуацию на Ближнем Востоке и на Севере Африки. Москва и Эр-Рияд исходят из того, что все проблемы в регионе должны решаться на основе политического диалога с вовлечением всех заинтересованных сторон.
В этой связи говорили о том, как можно содействовать стабилизации обстановки в зоне Персидского залива через продвижение повестки дня, объединяющей все соответствующие страны и позволяет двигаться к выработке конкретных договоренностей о безопасности в этом важнейшем регионе мира. Продолжим контакты по этой теме. Как вы знаете, Россия продвигает концепцию коллективной безопасности в Персидском заливе, и будем продолжать наш диалог со всеми заинтересованными сторонами.
Высоко оцениваем предпринимаемые Саудовской Аравией усилия в целях комплексного урегулирования конфликта в Йемене. В условиях сохраняющегося хотя и хрупкого, но всё же затишья «на земле» отметили востребованность дальнейших энергичных шагов со стороны спецпосланника Генсекретаря ООН по Йемену Х.Грундберга по содействию усилиям, предпринимаемым Эр-Риядом. Твёрдо рассчитываем, что они позволят на каком-то этапе в обозримом будущем начать инклюзивный межйеменский диалог под эгидой ООН.
Уделили внимание ситуации в Сирии и вокруг нее. У нас общая позиция в пользу сохранения единства, территориальной целостности и суверенитета САР. Обсудили основные задачи по продвижению комплексного политического урегулирования. Поделились информацией о работе «Астанинского формата», об усилиях по содействию нормализации отношений между правительством Сирии и правительством Турецкой Республики.
Говорили о необходимости существенного повышения внимания к решению гуманитарных проблем, сохраняющихся в САР и усугубившихся в результате серьезных землетрясений, которые потрясли Сирию и Турецкую Республику. Оказываем необходимое содействие нашим сирийским друзьям. Отмечаем, что Саудовская Аравия направила в САР уже несколько самолетов с гуманитарными грузами. Видим, что многие арабские страны активно поддержали Дамаск в этих непростых условиях. Хотелось бы надеяться, что эта гуманитарная солидарность (если можно так выразиться) позволит создать условия и для решения политических вопросов, включая возвращение Сирии в Лигу арабских государств.
Для устойчивого решения всех проблем необходимо добиваться отмены односторонних санкций, введенных западными коллегами против САР.
Выступаем за активизацию усилий по решению палестинской проблемы. Без этого невозможна стабилизация во всем ближневосточном регионе. Добиваться прогресса на этом пути необходимо на основе имеющихся решений ООН и Арабской мирной инициативы, выдвинутой в 2002 г. Королем Саудовской Аравии Абдаллой.
Контактируем между нашими внешнеполитическими ведомствами по другим аспектам ситуации в регионе, включая Ирак, Ливан и иным вопросам ближневосточной проблематики.
Затронули ситуацию на Украине и вокруг неё. Признательны нашим саудовским друзьям за взвешенную, сбалансированную позицию, искреннюю заинтересованность содействовать продвижению по пути политического урегулирования. Пока этот путь заблокирован решениями Президента Украины В.А.Зеленского и позицией западных стран, выступающих в пользу того, что прежде, чем переходить к переговорам, нужно нанести России стратегическое поражение «на поле боя». Проинформировал наших друзей о последнем развитии событий в контексте нашей специальной военной операции и о сохранении наших принципиальных подходов к этой проблеме.
Считаю, что переговоры были своевременными, полезными. Продолжим поддерживать контакты на всех уровнях, в том числе между нами. У нас регулярное общение. Отмечал, что г-н Министр всегда является желанным гостем в российской столице и любом другом городе Российской Федерации.
Вопрос: Каковы перспективы инициатив арабских стран, прежде всего Саудовской Аравии, в украинском кризисе, особенно в части обмена военнопленными?
С.В.Лавров: Приветствуем заинтересованность наших саудовских друзей в том, чтобы содействовать скорейшему прекращению этой ситуации и её урегулированию в контексте законных требований Российской Федерации, которые оставались без какого-либо ответа на протяжении долгих лет после незаконного антиконституционного госпереворота на Украине.
Вы упомянули гуманитарную тему – обмен военнопленными. Состоялось уже несколько, включая совсем недавно (позавчера). В значительной степени договоренности, позволившие это реализовать, были достигнуты при содействии Саудовской Аравии и ряда других арабских государств. Признательны за это. Считаем, что это важно продолжать.
Инициативы КСА и его позиция по украинской проблеме не ограничиваются обменом военнопленными. По многим другим так или иначе обсуждаемым сейчас аспектам Саудовская Аравия искренне заинтересована искать общеприемлемые решения. Высоко это ценим, считаем полезным вкладом в усилия, которые Россия приветствовала бы для начала серьезного разговора. Пока со стороны наших украинских соседей не видим никакого желания его начинать.
Более того, В.А.Зеленский своим указом в сентябре 2022 г. запретил вести какие-либо переговоры. А его западные хозяева постоянно заявляют, что сначала России нужно нанести поражение «на поле боя», чтобы разговаривать с нами с «позиции силы». Сами судите, насколько адекватны подобного рода заявления по отношению к Российской Федерации.
Вопрос: Оказала ли влияние ситуация на Украине на энергетическое сотрудничество между Россией и Саудовской Аравией? Были ли намечены сегодня конкретные шаги по укреплению взаимодействия в этой сфере?
С.В.Лавров: Наше сотрудничество с Саудовской Аравией, как в энергетической сфере, так и в любой другой, не подвержено конъюнктурным колебаниям и не относящимся к делу соображениям.
Как мы сказали во вступительных заявлениях, сегодня подтвердили приверженность существующим договоренностям, прежде всего в рамках «ОПЕК плюс». Они в полной мере сохраняют свою силу до конца нынешнего года, после чего участники группы «ОПЕК плюс» будут рассматривать ситуацию и принимать новые решения.
Вопрос: Советник президента Турции исключил снятие Западом препятствий экспорту российского зерна по «зерновой сделке». Как вы оцениваете возможность продления сделки? Продолжит ли Россия участие в сделке в случае, если западные страны не снимут все препятствия?
С.В.Лавров: Уже многократно комментировали позицию западных стран по «пакету», предложенному Генеральным секретарем ООН и одобренному 22 июля 2022 г. Он включает в себя две неразрывно связанные составные части: безопасный экспорт украинского зерна из портов Украины по Черному морю и необходимость снятия всех препятствий на пути экспорта российского зерна и удобрений. Первая часть реализуется. Россия выполняет все свои обязательства вместе с турецкими коллегами. Вторая часть не претворяется в жизнь. Наши западные коллеги (США, ЕС) пафосно заявляют, что никакие санкции не распространяются на продовольствие и удобрения. Это не честная позиция. В действительности санкции запрещают российским кораблям с зерном и удобрениями заходить в соответствующие порты, иностранным судам, чтобы забрать эти грузы, заходить в российские порты, АО «Россельхозбанку» пользоваться системой SWIFT. Также из-за санкций страховые ставки взлетели в 4 раза. Все это давно известно и задокументировано.
Постоянно напоминаем Генеральному секретарю А.Гутеррешу о том, что он выдвинул «пакет». Вы задали вопрос о нашем отношении к продлению сделки. Сделка – пакетная. Продлевать можно только то, что уже выполняется. Если «пакет» выполняется наполовину, то вопрос о продлении приобретает сложный характер.
Обратили внимание, что А.Гутерреш во время третьего подряд визита в Киев помимо участия в церемонии награждения украинских военных по случаю Международного женского дня сделал несколько заявлений о сделке по зерну и удобрениям. Генеральный секретарь высказал свою убежденность в необходимости ее продления, что он будет добиваться снятий препятствий на пути российских удобрений и российского зерна. Почему-то увязал эту тему с необходимостью дополнительных договоренностей по военнопленным и «демилитаризации» Запорожской АЭС. Ни о какой «демилитаризации» никто кроме самой Украины никогда не вел никакой речи. Вопросом ЗАЭС занимается МАГАТЭ.
Генеральный директор Агентства Р.Гросси уже несколько месяцев продвигает договоренность об объявлении Запорожской АЭС зоной ядерной безопасности. Ни о какой «демилитаризации» речь никогда не шла. Активно сотрудничали с Генеральным директором МАГАТЭ. Договоренность была близка. Мы были готовы ее поддержать. Но она была заблокирована Киевом, который выдвигает предварительные условия по военнопленным и «демилитаризации» Запорожской АЭС.
Очень жаль, что Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш, находясь в Киеве, «подписался» под односторонними украинскими требованиями, хотя по Уставу ООН, как международный чиновник, главное административное лицо ООН, он в соответствии с Уставом должен занимать нейтральную позицию. Ему в очередной раз не удалось этого сделать.
Такая активность проявляется в связи с сомнительными обстоятельствами и идеями по «демилитаризации» Запорожской АЭС. Они абсолютно бесперспективны. В другой ситуации, требующей активного интереса со стороны секретариата ООН, наблюдается полная пассивность и отстраненность. Имею в виду вопросы, которые задают журналисты Генеральному секретарю Организации и его официальным представителям о том, как они относятся к необходимости расследовать появившуюся кричащую информацию о западном описании террористического акта, совершенного против «Северных потоков» в сентябре 2022 г. И Генсек, и его сотрудники всячески отлынивают от реакции на эти оправданные вопросы.
Российская Федерация внесла в Совет Безопасности ООН резолюцию с просьбой к Секретариату ООН организовать беспристрастное расследование. Думаю, что вопиющие факты, имеющиеся в публичной сфере и позорная реакция на них СМИ западных стран не останутся без внимания.
Любой добросовестный член международного сообщества должен настаивать на проведении беспристрастного, объективного расследования, чтобы устроители этого террористического акта не ушли от ответственности. Пытаться объяснить со ссылкой на какие-то западные спецслужбы, что это дело рук некоего украинского олигарха, – стыдно для тех, кто эту версию пропихивает через подконтрольные западные СМИ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs