ГЛАВНАЯ > Дискурс

V «Медиафорум-2022: свобода журналистики в контексте прав человека, новых технологий и международной информационной безопасности». Ярославль, 1-3 ноября 2022 г. Часть 3

13:48 09.03.2023 • Валерия Булва,

Упрощение форматов, популяризация стриминговых платформ, стагнация СМИ в условиях нарастающих геополитических разногласий

Станут ли медиа только «каналом продажи контента» для государств и бизнеса?

Алексей Владимирович Орлов, директор Дирекции вещания на русском языке МИА «Россия сегодня»:

«Радиоспутник» уже четвертый год является первой радиостанцией России по цитируемости в СМИ. Согласно данным компании «Медиалогия», индекс цитируемости «Радиоспутника» за сентябрь 2022 г. превысил 600 пунктов, у радиостанции «Говорит Москва», занявшей второй место, этот показатель составил 248 пунктов. Индекс цитируемости радиоканала «Вести» - 7 пунктов. С 2022 г. «Радиоспутник» лидирует и по цитируемости в социальных сетях (64931 пункт в сравнении с 25 тыс. пунктов у ближайшего конкурента – «Говорит Москва»), что подтверждает заинтересованность к распространяемой информации не только в среде профессиональных журналистов, но и со стороны любителей. Это свидетельствует о различии потенциала радиостанций по продвижению, а также обеспечению востребованности и цитируемости контента.

Однако после успехов на рынке, возникает риск стагнации. Сегодня стагнация крупных СМИ – это повсеместное явление. На практике лидируют каналы, продвигающие простой контент (например, канал ТВ3, транслирующий сериалы на грани мистики). Если посмотреть на опыт ближайших соседей, на Украине в 2014 г. доминировали аналоги программ про целителей, потусторонний мир и т.д., было сформировано несколько каналов, посвященных данным сюжетам.

Уменьшается численность аудитории радиостанций, которые работают в разговорном формате, поскольку слушатель устает от одних и тех же лиц. Проблема в том, что медиа-менеджерам нечего предложить взамен. Обычно пик интереса к определенной теме проходит через 3-4 месяца, поэтому у потребителя спустя определенное время появляется потребность в новом контенте. Однако в условиях Специальной военной операции решение этой задачи невозможно. После окончания СМО произойдет упрощение форматов и слом моделей, по которым работают медиа сейчас.

В наше время активизируется борьба за сиюминутное внимание. Необходимо следить за форматами, которые приобретают популярность (в частности, уделять внимание укреплению присутствия в социальных сетях), но при этом не отказываться от существующих каналов доставки контента.

Петр Рафаэльевич Федоров, глава Дирекции международных отношений ВГТРК: Запрет вещания иностранных СМИ малоэффективен. К «запретному плоду» тянутся лидеры микрообщественных групп мнений. После того, как они из запрещенного ресурса получают информацию, которая не доступна на национальных ресурсах, они аккумулируют ее и распространяют ее в рамках своей группы. Поэтому снижение числа аудитории физически иногда означает повышение качества этой аудитории. Сейчас сильный козырь России состоит в том, что любой может сравнить в открытом доступе информацию из российских и западных СМИ.

В ходе украинского кризиса мы столкнулись с массовыми злонамеренными диверсиями, направленными на манипулирование общественным мнением. Интернет становится главным инструментом ведения гибридных и ментальных войн, сдерживания России.

Сергей Васильевич Коротков, заместитель директора РУНЦ «Безопасность» МГТУ им. Н.Э.Баумана, начальник аналитического отдела Национальной Ассоциации Международной Информационной Безопасности:

Стратегическая цель США заключается в достижении глобального доминирования в мировом информационном пространстве, учитывая охват цифровой паутиной более 60% населения планеты. Агрессивная пропаганда в форме зловредных дезинформационных информационных кампаний была определена западниками на государственном уровне сначала составной частью «комплексного сдерживания России», а затем как решающий элемент разрушения страны как субъекта международного права.

Обстановке в мировом информационном пространстве присуще наращивание уровня конфликтного потенциала из-за роста противоречий между неолиберальной моделью глобализации и культурно-исторической (цивилизационной) самобытностью народов, защищающих свои традиционные нравственные ценности. В связи с этим приоритетной задачей западного сообщества определено уничтожение Русского мира, в т.ч. с использованием идеологии неолиберального фашизма и преимуществ в доминировании в информационной сфере.

Целью действий коллективного Запада является создание для России санкционных запретов для общения с остальным миром, подрыв российской экономики, затруднение развития страны в целом, а также формирование условий для духовно-нравственной и духовной деградации.

Российские ученые едины во мнении, что глобальная агрессия против России имеет не только политическое и экономическое, но и идеологическое измерение. Для решения указанной задачи на Западе создана взаимосвязанная мощная организационно-технологическая система информационной войны на российском направлении, в работе которой задействованы силы общей численностью от 150 тыс. до 200 тыс. человек.

В целях полноты понимания задействованных ресурсов в информационной войне, основным содержанием которой являются многочисленные серии зловредных информационных диверсий, целесообразно обратить внимание на результаты проведенного анализа динамики объемов финансирования развития ряда направлений ИКТ, разведывательных информационных технологий, НИР и информационных операций, предусмотренное законами о национальной обороне США. За период с 2017 по 2022 год, которые выросли за этот период в 1.8 раза до 1 млрд.547 млн.долл.

В этой связи примечательным является появление в законе о национальной обороне США (на 2022 финансовый год) параграфа 1235, определяющего требование «о предоставлении американскому конгрессу отчета о российских операциях и кампаниях влияния, направленных на военные союзы и партнерства, участниками которых являются США».

Среди требований к содержанию отчета содержится необходимость предоставления комитетам конгресса «оценки целей России в отношении операций и кампаний влияния, направленных против военных альянсов и партнерств Соединенных Штатов, и того, как эти цели соотносятся с более широкими стратегическими целями России»; составление «полного списка конкретных российских государственных и негосударственных организаций любой другой страны, с которыми Россия может сотрудничать, участвующих в поддержке таких российских операций и кампаний по оказанию влияния, и роль каждой организации в такой поддержке»; «определение тактики, методов и процедур, использовавшихся в операциях и кампаниях влияния…».

Вместе с тем англосаксы в лице США и Великобритании используют строго иерархическую организацию информационно-пропагандистской работы для проведения достаточно эффективных злонамеренных информационных диверсий с целью манипулирования международным общественным мнением. Данная система в большей степени нацелена против России, но и с такой же эффективностью, при необходимости, используется против других стран и международных организаций.

Детальное изучение схемы организации информационной работы США на украинском направлении показывает о применении так называемого «аутсортинга для распространения тенденциозной информации в информационном пространстве».

Основной вектор информационной работы сконцентрирован в интересах политики Запада по дискредитации России в ходе проведения ею специальной военной операции (СВО). По материалам американского портала Mintpress.com. НАТО активно использует свои бот-фермы для распространения пропагандистских сообщений. Сама информационная кампания активно финансируется правительствами Великобритании, Чехии, “Открытым обществом” Джорджа Сороса и американским Национальным фондом в поддержку демократии (NED). Поддержка также оказывается через USAID (Агентство США по международному развитию

Украина, при помощи зарубежных консультантов, выстроила эффективную сеть из зарубежных пяр-агентств, которые активно способствуют продвижению в информационное пространство соответствующим образом подготовленных сообщений. Ключевым финансовым оператором украинских стратегических коммуникаций (психологические операции, GR, пропаганда, взаимодействие с международными СМИ) является МИД Украины.

Главным оператором информационной кампании в поддержку Украины является лондонское пиар-агентство PR Network,, которое выступает интегратором сетки  бутиковых пиар-агентсв и тесно связанное с британским регулятором в области коммуникаций UK Government  Communication Service Strategy and Evaluation Council, а также с международной сетью независимых пяр-агентств ICCO Worldwide .

Ведущим элементом украинской информационной кампании является сайт Ukraine.ua, который возглавляет некий Ярослав Турбиль, связанный с американской разведкой. Среди ресурсов, используемых украинскими пяр-агентствами, числятся “Медуза”, “Новая Газета”, “Дождь”, Би-би-си, “Настоящее время”.

Показательным фактом может являться копия финансового отчета Общественного телевидения Украины за 2021 год. Львиная доля финансовых поступлений телеканалу осуществляется из-за рубежа. Например, от МИДа Дании поступило более 22 млн.648 тыс. UAH, от шведского агентства международного развития - около 10 млн.875 тыс. UAH, через посольство США в Киеве перечислено около 5 млн. UAH. Значительные суммы выделены Фондом Аденауэра и Германским Фондом Маршалла и т.д.

Примеров зловредных информационных диверсий англосаксов с использованием Украины для «раскручивания» темы киберинцидентов в информационном пространстве можно привести множество. Одной из последних является тема применения ядерного оружия. С профессиональной точки зрения определенный интерес представляет изучение планирования информационно-пропагандистских мероприятий внешнеполитического ведомства Украины. В этой связи ярким свидетельством преступной дезинформационной низкопробной деятельности может служить образец ежедневного планирования информационной работы МИДа Украины на 14 апреля 2022 г. Содержание и направленность всех информационных поводов практически не являются объективно достоверными («сдавшиеся в плен военнослужащие 36 бригады ВСУ – все дезертиры»; «российские солдаты едят из собачьего котла, любят стрелять в ноги, проявляют насилие над мирными жителями, мародерствуют» и т.д.).

В интересах планирования и реализации комплекса мер противодействия антироссийским информационным диверсиям требует пристального внимания и изучения вся зловредная деятельность противников России в информационном пространстве, особенно тактика, планируемые/используемые методы и средства информационной войны. Познавательным в этом плане является содержание подлинного электронного документа Google с изложением замысла, источников и основных направлений целевой информационно-пропагандистской кампании в феврале-марте 2022 г.

Решение проблемы будет успешным в случае комплексного подхода, что требует дальнейшего совершенствования системы стратегического планирования с учетом прогноза вызовов и угроз.

Национальная ассоциация международной информационной безопасности (НАМИБ) могла бы стать интегратором при реализации научных исследований на перспективу по противодействию злонамеренной деятельности в информационной сфере в интересах совершенствования существующей системы международного права.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати