ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Крым в планах украинских стратегов - западные сценарии

10:16 01.03.2023 • Денис Батурин, политолог

Крым является целью для украинской армии, несмотря на то, что он уже несколько лет - российский регион. А если это так, то мы имеем дело с запланированной агрессией против России. В июле 2022 года в интервью Глава Республики Крым Сергей Аксенов дал точную характеристику настроений и ожиданий, понимания исторических процессов в «провинции у моря» накануне СВО: «Мы ждали, что будет удар или по нам, или по Донецку, это был секрет Полишинеля, никто же не сомневался в том, что готовилось нападение. И если бы Украина сначала пошла на Донбасс, то потом сразу на Крым. Мы же понимаем, что сегодня воюем с американцами, с блоком НАТО. И на Украине решения не принимаются: им дают установку, они делают. И они не рассчитывают на победу, рассчитывают на долгий конфликт. Им важно, что Россия несет расходы, поэтому есть задача максимально эту ситуацию затянуть. Когда появилась новость о начале спецоперации, я выдохнул, сказал: слава богу, что мы первые начали, и, соответственно, это даст возможность сохранить жизни мирного населения. Уже было понятно, что на нас в ближайшие месяцы нападут, как уже один раз было в 1941 году, поэтому зачем испытывать судьбу?».[i]

До 24 февраля 2022 года в Киеве были написаны и утверждены разными аналитическими и государственными структурами (это, не считая закрытых документов военных и специальных служб) несколько «стратегий освобождения, деоккупации, реинтеграции» Крыма. Все эти «стратегии» сводятся к одному – «Крым – это Украина». Осенью 2022 года командующий ВСУ Валерий Залужный опубликовал статью - «Перспективы обеспечения военной кампании 2023 года: украинский взгляд»,[ii] в которой отметил: «… только эффективное влияние на центр тяжести противника может приводить к изменениям в ходе войны. При условии, что таким центром тяжести определять контроль над полуостровом Крым, логично предположить планирование на 2023 год операции или серии операций по овладению полуостровом».

Залужный тогда уже «воевал в 2023 году», успешность кампании в котором определил рядом факторов: удары по «центру тяжести для РФ», наличие у Украины и зарубежные поставки дальнобойного оружия разного типа в достаточном количестве.

Украинские военные и чиновники министерства обороны делают ставку на дальнобойное оружие. На фронте такое оружие позволяет бить по тылам и военной инфраструктуре, другим чувствительным, в том числе гражданским объектам, что Киев и делает. В отношении Крыма – для ВСУ это возможность достать до полуострова. При этом – цели им не важны, устроит прилет в любом городе по любому чувствительному объекту, хотя, конечно, объекты Черноморского флота и Крымский мост остаются приоритетами. Не менее желаема для ударов энергетическая инфраструктура, комплекс сооружений Северо-Крымского канала, химические предприятия севера Крыма. Главное – достать до Крыма.

Об этом и говорит президент Украины Владимир Зеленский, когда заявляет, что Киев готовится к военному захвату Крыма: «Есть военные шаги, мы к ним готовимся. Мы готовы морально. Мы готовимся технически, оружием, усилением, формированием бригад, формированием бригад наступления разной категории и разного характера, отправляем людей на обучение, не только на Украине, вы знаете, на площадках других государств».[iii] Это последнее заявление от 24 февраля, видимо, приуроченное к годовщине начала СВО.

При этом хочу напомнить западным и украинским стратегам, вопрос Крыма – это вопрос того, насколько далеко зайдет противостояние России и Запада в этом конфликте. Потому что серьезный удар по Крыму и определенный успех возможен только при мощной авиационной и флотской поддержке, которую может обеспечить только флот НАТО. В этой связи внимательно отнесемся к натовской армаде, сконцентрированной в Адриатике: «США и союзники по НАТО сосредоточили в акватории Адриатического моря две авианосные ударные группы, следует из данных командования 6-го американского оперативного флота. В регионе, в частности, находятся атомный авианосец ВМС США USS George Bush с кораблями сопровождения, итальянский авианосец Cavour, испанский авианесущий универсальный десантный корабль Juan Carlos I, а также американский ракетный крейсер, эсминец и итальянский фрегат. Как заявляет командование 6-го флота, совместные операции кораблей в Адриатике "демонстрируют общую приверженность НАТО по обеспечению безопасности в регионе"».[iv] Американская авианосная группа вошла в Средиземное море 25 августа прошлого 2022. В ее состав во главе с атомным авианосцем USS George Bush, помимо авианосца, входят ракетный крейсер USS Leyte Gulf, четыре эсминца - USS Nitze, USS Farragut, USS Truxtun и USS Delbert Black. Кроме того, в ее состав входит атомная подводная лодка с крылатыми ракетами Tomahawk. Авианосец несет около 90 палубных самолетов и вертолетов, в том числе четыре эскадрильи из 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18.

К этим фактам добавим очередное заявление помощника американского президента по национальной безопасности Джейка Салливана, который уклончиво заявил, что США не могут в настоящий момент дать однозначный ответ на вопрос о том, будут ли поддерживать Украину, если она попытается начать боевые действия в Крыму: «Я не могу дать ответ "да" или "нет" на вопрос о гипотетическом развитии событий».[v]

При этом Financial Times считает: мало кто на Западе считает цель Украины вернуть контроль над Крымом реалистичной.[vi] В то же время госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что «решения о действиях относительно Крыма, в том числе, при поиске путей мирного урегулирования, должна принимать Украина, а не США».[vii] Блинкен также «дал понять, что Вашингтон не поощряет Украину к попыткам вернуть контроль над Крымом», а в разговоре с экспертами он сказал, «что Москва может счесть наступление Украины на полуостров пересечением «красной линии»». Поэтому – «решения о действиях Украины в отношении Крыма "за Зеленским", а пока их нет, США не будут говорить о гипотетической поддержке». Но, несмотря на двусмысленные и туманные рассуждения на эту тему, поставки оружия Киеву и авианосная группировка в Адриатике говорят о том, что Запад, хотя и опасается, рассматривает такой сценарий.

Российские федеральные и региональные власти готовы к такому сценарию. Так, Глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что создание в Крыму по инициативе властей республики оборонительной линии поддержано федеральными властями: «Это моя инициатива, спасибо президенту, он поддержал. Хочешь мира – готовься к войне. Крым российский и им останется навсегда, кто бы там что не планировал. Я отвечаю за территориальную оборону Крыма, полностью владею ситуацией, знаю, кто на каком месте и за что отвечает».[viii] Меры, предпринимаемые сегодня, предупредительные, отметил он: «Оборонительная линия - это весь Крым, в границах. Если не пригодится (линия обороны) – и ладно, будем потом водить на экскурсии. Пусть лучше сейчас будет так».

Планы крымской кампании украинских военных не очень то сочетаются с обстановкой на фронте. Киев готовится сдать очередную крепость, сейчас это «фортеця Бахмут». Владимир Зеленский заявил, что Киев не будет сражаться за Бахмут (Артемовск) любой ценой. По его словам, Украина будет «воевать, пока это разумно».[ix] Это мнение, судя по всему, утверждено и кукловодами - представитель Белого дома Джон Кирби на всякий случай заявил, что «даже если Бахмут падет, это не будет иметь стратегического влияния на войну в целом».[x]

Положение для ВСУ сложное. Они постепенно отступают, стараясь удержаться на левом берегу в Запорожской области. Именно эта территория для них - плацдарм для удара на Мелитополь, чтобы перерезать сухопутный коридор в Крым: «Украинская разведка заявляет, что украинское контрнаступление начнется весной и будет иметь целью перерезать сухопутный коридор в Крым. Задача - "вбить клин в российский фронт на юге - между Крымом и материковой частью России", - сообщил замначальника ведомства Вадим Скибицкий "Немецкой волне". А затем "освободить все оккупированные территории Украины, включая Крым"».[xi] При этом опыта прорыва эшелонированных оборонных позиций у ВСУ в этой войне еще не было (во время прорыва в Харьковской области противник (ВС РФ - авт.) был не столь многочисленный и не имел столь укрепленных позиций), опасается украинское издание. То есть «успех на данном направлении далеко не гарантирован. И битва (если украинское наступление действительно там состоится) может быть очень упорной».

Заявлений и планов украинской стороны в отношении наступления на Крым много. Слишком много, даже в наш информационный век, когда информационное оружие используется наравне с обычными вооружениями. Но это не главное. Главный вопрос, на который даст ответ либо разведка, либо реальность – в каком виде, если решится, Киев попытается это реализовать. Вариант минимум понятен – добиться от Запада поставок дальнобойных систем вооружений, и наносить удары по Крыму по-иезуитски заявляя, что удары по территории России не наносятся, так как «Крым – это Украина». При таком развитии событий Запад будет «бормотать» старые мантры – да, условием поставок дальнобойных систем на Украину был запрет наносить удары по российской территории, но мы выступает за территориальную целостность Украины, поэтому Крым – это Украина.

Нет сомнений, удар по Крыму будет иметь как для Киева, так и для Запада печальные последствия в рамках объявленного экзистенциального противостояния. Ответ будет жестким. Объяснение очевидно – Крым ушел из Украины в результате референдума и по причине организованного Вашингтоном переворота, иезуитски названного «революцией достоинства». Вхождение Крыма в состав России вместо того, чтобы НАТО вошло в Крым и получило бы морскую базу в Севастополе, было воспринято на Западе крайне тяжело. Тогда же моментально включилась военная машина по «подготовке возврата полуострова», а по сути - нападения на Россию. Но, думаю, придется Вашингтону и Киеву смириться с тем фактом, что Крым – это территория России. Что История имеет свои законы, что законы Истории – это не западно-вашингтонские «правила» впавшего в геополитическую шизофрению гегемона. Как говорится, не для того все делалось, мир изменился и не будет выстраиваться по старым западным лекалам. Пора привыкать.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[i] https://www.rbc.ru/interview/politics/20/07/2022/62d6d6d09a794712abe5ab9c

[ii] https://interaffairs.ru/news/show/36966

[iii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17137855

[iv] https://www.interfax.ru/world/887780

[v] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17145129

[vi] https://ria.ru/20230220/krym-1853197534.html

[vii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17089213

[viii] https://ria.ru/20230222/krym-1853695314.html

[ix] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17090041

[x] https://ria.ru/20230214/artemovsk-1852023173.html

[xi] https://strana.news/news/426428-itohi-368-dnja-vojny-v-ukraine.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати